ЭДО

Электронный документооборот: снижение затрат на бизнес-процессы и повышение их качества

Рутинные операции отнимают слишком много времени и требуют внушительных затрат. Сократить издержки и повысить экономическую эффективность позволяет внедрение системы электронного документооборота (СЭД).
Электронный документооборот: снижение затрат на бизнес-процессы и повышение их качества
Иллюстрация: svstudioart/freepik

Какие типовые задачи в вашей компании может решить система электронного документооборота?

Каждый день в некоторых организациях выполняются десятки поставок оборудования, сырья, материалов для производства или готовой продукции. Чтобы подтвердить законность проведенных операций перед налоговой инспекцией, оформляются первичные учетные документы. Они являются фундаментом бухгалтерского учета организации. Бухгалтерская служба ежедневно проводит оплаты, готовит отчетность, обрабатывает поток первичных документов. Они приходят по почте, доставляются курьерами, отправляются через ЭДО, передаются из рук в руки сотрудниками компании или контрагентами. 

Вы действительно хотите платить профессионалам за рутинные операции, которые можно легко автоматизировать?

Обработка одного комплекта первичной документации опытным бухгалтером занимает совсем не много времени, но если документов много, то это требует значительных трудозатрат.  При этом государственные органы тоже не спят – шлют свои запросы и требования – необходимо в жесткие сроки предоставить необходимые документы и подготовить соответствующие пояснения. Сколько времени ваши сотрудники тратят на проверку и ввод документов?

Когда через одного человека в течение дня проходят сотни накладных, актов, счетов-фактур на эту работу уходит практически все время. В результате квалифицированный специалист не имеет возможности сосредоточиться на действительно важных и сложных задачах, а вынужден заниматься рутинной работой по проверке и вводу документов в учетную систему.

Дмитрий Никитин

Что такое СЭД (система электронного документооборота) и зачем ее внедрять в компанию?

Все рутинные операции по работе с первичными бухгалтерскими документами возьмет на себя СЭД:

  • Распознает первичные документы;

  • Проверит корректность заполнения реквизитов;

  • Сверит оцифрованные данные с другими информационными системами компании;

  • Подберет и сопоставит номенклатуру.

СЭД способна полностью или частично заменить человека, а также ускорить процесс обработки документов. За аналогичный период времени сотрудники смогут выполнять больше профильных задач, что в целом повышает эффективность всей компании.

Обычная обработка документов vs. цифровой подход сравниваем два подхода

Типовая обработка в крупных компаниях договор может проходить через 5-6 сотрудников: из канцелярии к ответственному специалисту, от него к руководителю, затем в бухгалтерию и в архив. То есть документ «путешествует» из отдела в отдел. При этом сотрудник может его случайно выронить, потерять, испачкать, повредить. Или положить на стол и забыть про него.

Кроме того, при ручном контроле уходит время на исправление ошибок. Бухгалтер должен лично убедиться, что стоят печать и подпись, заполнены суммы, корректна внутренняя математика и т.д. 

Если присутствуют неточности, договор отправляет обратно к ответственному сотруднику, и процедура запускается заново. И вместо запланированного срока, документ будет оставаться на согласовании неделю или дольше. Это губительная тактика для любой организации и совершенно не способствует развитию бизнеса.

Что меняется с приходом СЭД?

В случае перехода на СЭД, процесс обработки заметно упрощается. Сотрудники уже не передают друг другу кипу бумаг.

Документ в электронном формате из канцелярии файл направляется в сканцентр. Там он сканируется и распознается. Документ уже точно не потеряется и не повредится. К тому же, всегда можно быстро определить, кто именно в данный момент занимается документом, в каком он состоянии и т.д.

Ответственным лицам просто приходит уведомление о том, что нужно выполнить те или иные задачи, связанные с обработкой документов. А многие специалисты вообще исключаются из цепочки. Автоматизируются различные ручные рутинные операции связанные с документооборотом.

Для чего нужен сканцентр?

Проводить сотни однотипных документов через бухгалтеров нецелесообразно, поскольку перед ними стоят более важные и сложные задачи – вести бухгалтерский и налоговый учет , взаимодействовать с гос.органами  и т.д. Поэтому при автоматизации создаётся сканцентр. Это функциональное подразделение, обеспечивающее эффективную оцифровку бумажных документов и их первичную проверку.

Однако важно понимать, что в данном подразделении работают менее квалифицированные сотрудники и наблюдается высокая текучка кадров. Не стоит нагружать их сложными процессами, такими как проведение экспертизы. Иначе придётся обучать всех новых работников.

Важно подготовить пошаговые инструкции для обработки всех видов документов. Тогда любой человек легко справится со своими обязанностями без длительного обучения.

Есть смысл делегировать сотрудникам сканцентра полномочия подписания типовых документов. Такой подход связан с некоторыми рисками, зато резко повышает эффективность процессов, так как не нужно дожидаться, когда у руководителя появится свободное время, чтобы поставить свою подпись. Оптимальное решение – выписать лимитированную доверенность на представителя сканцентра на подписание типовых общехозяйственных расходов.

Какие функции выполняет сканцентр?

Штриховое кодирование документов

Все документы в случае цифровизации подлежат штриховому кодированию. Оно позволяет идентифицировать физический документ на любом этапе жизненного цикла компании. Допустим, кто-то из персонала случайно выронил документ из папки, его можно отсканировать и вернуть на место, а не создавать его заново. Это очень удобно.

Желательно развернуть номерные серии под определенные задачи: для входящих и исходящих документов, канцелярии и т.д. Это предотвратит пересечения документов в системе, а потоковый ввод и распознавание исключит необходимость ручного ввода данных и возникновение связанных с ним ошибок или задержек.

Сортировка документов

Существует два различных подхода: пакетная или подокументная обработка при распознавании документов. В первом случае, различные документы, которые логически связаны и должны обрабатываться вместе  (например счет-фактура, акт выполненных работ и отчет по выполненным работам)в виде единого пакета, то есть в рамках СЭД документы объединяются в комплект первичных документов. Подобный подход позволяет структурировать поток вводимых данных, так как с каждым пакетом могут быть связаны свои программные настройки. Структурирование документов также облегчает администрирование, маршрутизацию потоков по этапам обработки и т.д. По документная обработка упрощает работу сканцентра – предъявляет к нему меньше требований, однако недостатком такого подхода может быть что отдельные документы могут «зависать» на тех или иных этапах обработки, что приводит к увеличению сроков обработки и усложнению проверки документов.

Распределение функций операторов

Системы распознавания и ввода документов обычно функционируют по принципу конвейера: разные этапы обработки документов (сканирование, верификация) выполняются разными операторами, в разное время. Смысл такого построения понятен: специализация повышает производительность труда, а также позволяет практически неограниченно увеличивать число рабочих мест, в зависимости от задач. Например, всегда можно увеличить количество мест операторов сканирования, не вмешиваясь в работу верификаторов.

В частности можно распределить работу по следующим группам.

Сканирование.

В этой группе сотрудники занимаются сортировкой документов и сканированием

Верификация.

В этой группе сотрудники занимаются верификацией распознанных документов

Подписание утвержденных в системе документов.

Достаточно выписать доверенность на ограниченное число сотрудников, которые будут подписывать согласованные акты, счета-фактуры, стандартные клиентские договоры и другие документы с низким уровнем важности. Понятно, что уникальные соглашения с новыми партнёрами лучше проверить и подписать лично.

Финализация.

Сотрудники этого участка отвечают за отправку подписанных документов контрагентам, архивирование второго экземпляра.

Как происходит обработка документов в СЭД?

Верификация документов

После того как документ распознан возникает задача проверки и обработки полученных результатов. В настоящее время ни одна система распознавания не может гарантировать 100%-й результат. Что-то не распознается или распознается с ошибкой. Можно говорить с уверенностью что современные системы могут распознать документы примерно на 90-95%. Здесь очень важно что бы система предлагала удобный механизм проверки документов: автоматически подсвечивала проблемные места, автопозиционировала документы в зависимости от выбранного реквизита и т.п. – то есть не требовала от оператора просмотра документа целиком, а только тех извлеченных данных, в качестве распознавания которых система не уверенна.

Автоматизированные проверки

Одним из способов сокращения ручных проверок оператором являются автоматизированные проверки. Система проверит документы на наличие обязательных атрибутов (номер, дата, сумма, печать, подпись...), сверит документы комплекта между собой и выполнить те или иные действия. Например если один и тот же реквизит на одном документе комплекта распознался, а на другом нет – то можно его автоматически заполнить из первого документа. Или выдать предупреждение оператору если например контрагент в документах комплекта отличается – вероятно на этапе сортировки перепутали документы. И наконец система автоматически проведет различные автоматические проверки: сверку сумм документов, сверку сумм в строчной части документов и т.п.

Интеграция с ERP

Интеграция с учетной системой позволяет так же уменьшить ручные проверки документов. Система может проверять наличие контрагентов в корпоративных справочниках, сверять данные документов с данными о согласованных закупок из ERP системы, проверять на наличие дубликатов. Возможно несколько способов объединения: через шину, файловый обмен, API, фреймы. Оптимальным решением считается «бесшовная интеграция», когда внутри системы документооборота открываются функции из другой информационной системы. То есть пользователи работают в одной системе, а не открывают одновременно несколько программ или сервисов.

Акцепт документов

Процесс согласования и обработки документов запускается автоматически после того как документ прошел первичные проверки верификатором скан-центра. Состав участников процесса зависит от состояния проверки документа и его реквизитов. Здесь система автоматически маршрутизирует документ на соответствующие рабочие группы: определит ответственных из службы закупок, финансов, делопроизводства и бухгалтерии.

В конечном итоге документ после финального акцепта бухгалтером выгрузится в ERP где будут созданы соответствующие проводки.

Команда EnDocs более 10 лет занимается автоматизацией электронного документооборота. Среди наших клиентов: Яндекс, Royal Canin, СТС и другие. На бесплатной консультации мы рассказываем, как эффективно наладить ЭДО с контрагентами именно в вашем бизнесе. 

Оставить заявку

ЭДО с контрагентами

Когда компания полностью переходит на электронный обмен документами с контрагентами, отпадает необходимость в лишних процессах, таких как сканирование, оцифровка, финализация. Если подписание бумажного документа может занять несколько дней, то с ЭЦП процесс реально сократить до нескольких минут.

При этом практически исключается человеческий фактов в результате ошибок при указании реквизитов. Дополнительным преимуществом является возможность передачи произвольной аналитики.

Формализованные документы сразу снабжаются необходимыми метаданными. Контрагент может передавать различные сведения для полной автоматизации внутренних процессов. Например, допустимо указывать артикул товара. В результате появляется возможность создать дополнительные сервисы. Это может быть полностью автоматизированный процесс поступления и принятия к учету документов с автоматизированным контролем.

Дмитрий Никитин, генеральный директор EnDocs

На что нужно обратить внимание?

Существует 4 важных момента в рамках перехода на ЭДО.

  • Нужно проработать требования к составу документов и требования к метаданным для обмена с контрагентами.

Они должны быть классифицированы и соответствовать единому формату. В противном случае потребуется вручную корректировать документы уже в системе.

  • Необходимо уточнить требования к пакетам и связям документов.

Если контрагент будет отправлять отдельные документы, придётся самостоятельно их структурировать, объединять в комплекты.

  • Участие в обмене документами должно быть контролируемым.

Перед переходом на ЭДО желательно проводить тестовый обмен и согласовать условия. Менять формат взаимодействия можно только в том случае, если обе стороны строго следуют договоренностями, иначе возрастает нагрузка на сотрудников, в том числе отдел бухгалтерии.

  • 4. Стоит разделить потоки документов по подразделениям.

Пересечение файлов в общем ящике затрудняет дальнейшую маршрутизацию. Оптимальными решениями в этом случае считается разделение документов по метаданным. Удобно использование встроенных средств системы обмена, в том числе отдельных ящиков для разных подразделений или настройка маршрута внутри системы относительно каждого контрагента.   

Бизнес-эффект: выгоды от автоматизации документооборота в цифрах

Хотя доходную часть с помощью СЭД увеличить невозможно, удаётся существенно сократить издержки.

Например, перераспределение нагрузки с высококвалифицированного персонала на вспомогательное подразделение позволяет сэкономить на оплате труда.

Сокращаются непроизводительные трудозатраты на процессинг некорректных документов, поскольку большую часть ошибок и неточностей можно определить на первом этапе. Это значит, что ответственным лицам не придется по нескольку раз проверять один документ. Также минимизируется время обработки и принятия к учету документов.

Экономический эффект может достигать 300%. В среднем сроки и стоимость обработки документов сокращается в 2-3 раза.

  • Время обработки одного документа снижается до трех раз

  • Экономия на печати, копировании, хранении и отправки документов составляет 70-80%

  • Получение информации ускоряется на 90%

  • Случаи потери документов после автоматизации практически исключены

  • Нагрузка на сотрудников снижается на 15-20%

  • Скорость внесения данных в системы увеличивается в 3 раза

Таким образом, внедрение СЭД выгодно компаниям любой сферы деятельности. Однако важно перед переходом на ЭДО согласовать условия обмена документами и правильно организовать работу сканцентра. Предварительно целесообразно провести аудит, чтобы выявить слабые места и подобрать подходящее решение в соответствии с задачами и особенностями внутренних процессов компании.

Помимо решений on-premise у нас есть облачное решение EnDocs.Cloud, что позволяет начать работу без значительных вложений в разработку. Зарегистрируйтесь и опробуйте бесплатный тариф!

Регистрация в EnDocs Cloud

Реклама: ООО «Энсол софт», ИНН: 7723410700, erid: LjN8KBQ3e

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3