Аутсорсинг отдела продаж и его руководителя: находка или рискованная стратегия

Многие компании делегируют часть бизнес–процессов исполнителям на аутсорсе, чтобы сэкономить на выплатах штатным сотрудникам и направить время и ресурсы на выполнение более важных задач.
Аутсорсинг отдела продаж и его руководителя: находка или рискованная стратегия
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Какие проблемы могут возникнуть при передаче функций менеджеров по продажам и руководителей отделов продаж на аутсорс, и кому подойдет такой формат работы, рассказал эксперт в построении отделов продаж и системного менеджмента Александр Алешин.

Почему компании отдают продажи на аутсорс

Предприниматель, как правило — человек-продукт, создавший определенный товар или услугу. Но сбыт и продвижение этого продукта часто не в компетенции предпринимателя, у которого на начальном этапе попросту нет опыта в продажах. Именно поэтому собственники бизнеса ищут варианты реализации своего продукта с меньшими затратами энергии и фокуса внимания.

И самое первое, что приходит на ум в такой ситуации — делегировать продажи другим специалистам, а самому заниматься исключительно собственным продуктом.

И одним из решений становится аутсорсинг — передача непрофильных задач или процессов сторонним подрядчикам или организациям.

Отдел продаж на аутсорсе в теории может предоставить компании следующие преимущества.

  • Экономия ресурсов. Аутсорсинг отдела продаж позволяет сэкономить бюджет компании за счет уменьшения затрат на обучение, оборудование и содержание собственного отдела.

  • Экспертное мнение. Профессиональные аутсорсинговые компании имеют большой опыт в области продаж и могут предоставить качественные консультации по улучшению процессов продаж и клиентского обслуживания.

  • Гибкость. Аутсорсинг позволяет легко масштабировать отдел продаж в зависимости от потребностей компании, что особенно актуально для стартапов и малых предприятий.

  • Фокус на ключевых задачах. Компания может сконцентрироваться на своей основной деятельности, перекладывая операционные функции продаж на проведение специализированных аутсорсинговых организаций.

  • Глобальный доступ к ресурсам. Аутсорсинг позволяет использовать мировой опыт и лучшие практики в области продаж, что может повысить эффективность работы отдела продаж компании.

Как видим, преимуществ действительно много, однако при выборе компании для аутсорсинга отдела продаж необходимо также учитывать потенциальные риски и провести тщательный отбор партнера, чтобы гарантировать результат, который будет соответствовать целям вашего бизнеса.

Почему отдел продаж на аутсорсе часто неэффективен

Чтобы ответить на этот вопрос, приведу пример аутсорса отдела продаж из собственного опыта. 

Мы участвовали в подключении колл-центр для генерации лидов в достаточно сложном IT-продукте. Несколько недель сотрудники анализировали продукт, после чего начали работать по разработанному скрипту.

Задача команды на аутсорсе заключалась в поиске заказчиков — обзвоне клиентской базы и предоставлении нам уже заинтересованных клиентов, для которых мы проводили презентацию, чтобы закрыть продажу.

В итоге мы потратили порядка 150 тысяч рублей на этот проект, но получили печальный результат: заинтересованных клиентов было недостаточно, как и презентаций с продажами. После прослушивания телефонных звонков стало понятно, что удаленные менеджеры работали даже хуже, чем ИИ–операторы, то есть они вообще не понимали, что продают. 

Ребята вели диалог по скрипту, но когда клиенты задавали вопросы по продукту, то они начинали «сыпаться». Клиенты понимали, что позвонили в колл–центр, а не экспертам, поэтому их доверие к продукту падало, и они «сливались». И таких звонков было 98%, поэтому мы отказались от подобной идеи.

Из этой истории можно сделать вывод, что отдавать на аутсорс лучше простые и понятные процессы.

Например, мы получили хороший эффект, когда в компании, которая предлагала онлайн–обучение, подключили колл–центр в горячий сезон. Компания отдала обработку части входящих запросов на аутсорс, поскольку имеющихся менеджеров не хватало, а расширять штат в моменте было не выгодно.

Услуга обученияпростая и понятная, с ограниченным списком вопросов от потенциальных клиентов, поэтому обучить сотрудников колл-центра было несложно. В итоге компания получила хорошую конверсию.

Стоит ли отдавать продажи продукта на аутсорc

Для начала нужно понять, как работают колл-центры и аутсорсинговые компании.

Чаще всего в них трудятся операторы, либо менеджеры, ведущие одновременно несколько проектов, поскольку работать с одним невыгодно — нет желаемой маржи.

Когда специалист постоянно переключается с проекта на проект, то его степень погружения в суть продукта оставляет желать лучшего. 

Если передать этап непосредственной продажи менеджеру, который «распыляется» на несколько проектов, то конверсия будет минимальной, поэтому отдавать этот процесс на аутсорс крайне рискованно. В итоге можно потратить много времени на настройку работы менеджера и контроль качества, а когда с удаленным работником завершится сотрудничество, то вся экспертиза останется у него, а не в компании.

Из минусов продаж на аутсорсе можно отметить низкую конверсию, отсутствие должного контроля и большое количество рисков. Если продукт достаточно сложный, то лучше построить собственный отдел продаж.

Эффективен ли руководитель отдела продаж на аутсорсе

На рынке представлена такая услуга, как РОП–шеринг, когда руководитель отдела продаж одновременно ведет сразу несколько компаний, например, десять. Я сталкивался с клиентами, которые пользовались такой услугой. Не скажу, что они в ней полностью разочаровались, или РОП сильно навредил, но ситуация была схожей с колл-центром на аутсорсе.

Когда РОП ведет сразу несколько проектов, то погружается в него в недостаточной мере и работает часто поверхностно. Если внутри компании нет экспертизы в лице сильного собственника и толковых менеджеров, то РОП со стороны не усилит отдел продаж, а сделает какие-то временные «прививки». Например, сформирует базу знаний или научит составлять грамотные отчеты. Но построить цельное ядро отдела продаж у РОПа на аутсорсе вряд ли получится, поскольку для этого нужна фулл-тайм работа.

Чтобы руководитель отдела продаж выстроил эффективную систему бизнес-процессов в компании, ему нужно постоянно получать обратную связь от менеджеров, заниматься обучением сотрудников, контролировать качество работы, участвовать в найме персонала.

Все эти процессы требуют большого количества времени, то есть, полноценной занятости на целый рабочий день.

РОП на аутсорсе эффективен тогда, когда внутри компании уже построена система продаж и назначен человек, который за нее отвечает. Руководителя на аутсорсинге нанимают для того, чтобы он улучшал бизнес-процессы благодаря своему опыту и инструментам. 

Можно сказать, что таким образом компания «высасывает» опыт эксперта и применяет его на практике, чтобы улучшить продажи и повысить прибыль. При этом в компании должен быть специалист, который сможет перенять опыт РОПа и внедрить его в систему.

Каким компаниям подходит аутсорс, а каким нет

Отдел продаж на аутсорсе в меньшей степени подходит для B2B-сегмента, где часто представлены кастомные продукты, которые одно юрлицо предлагает другому. Чтобы успешно продавать сложные продукты, специалисты должны пройти тщательное обучение, на которое иногда уходит полгода и даже больше. И только после этого можно рассчитывать на хорошую конверсию. Поэтому аутсорс B2B-продаж — рискованное и малоэффективное решение.

Аутсорсинг отдела продаж больше подходит для B2C-сегмента, того же ритейла. Компании со стороны могут заниматься промоушеном, предлагать клиентам участие в акциях и известные товары, не нуждающиеся в рекламе, а также принимать звонки (опять же, если продукт несложный) и брать на себя другие простые процессы.

Аутсорсинг продаж в B2C-сегменте лучше не использовать, если продукт сложный, а его продажа зависит от доверия клиента компании. Например, продавать медицинские услуги силами далеких от темы ребят из колл-центра крайне опасно, поскольку на кону репутация клиники. Клиентам медцентров важен контакт с доктором или квалифицированным специалистом, который вникнет в суть проблемы, грамотно и подробно расскажет о медицинских услугах.

Оцените все эти факторы, принимая решение о переводе отдела продаж или передаче части его функций на аутсорс.

Вывод

Резюмируя тему аутсорсинга отдела продаж, хочу сказать, что на практике я не видел ни одного полностью рабочего кейса, хотя предполагаю, что они существуют. Затея с аутсорсом продаж очень рискованная, и стратегически более выгодно выстраивать собственный отдел продаж внутри компании.

Аутсорс подойдет для передачи простых регулярных действий, которые не требуют сильного погружения: обработка входящих заявок, работа с отказами, оформление заказов. 

При этом нужно обязательно контролировать аутсорсинговые функции. Например, следить за тем, чтобы звонки клиентам проходили по скрипту, создать прозрачные отчеты и регулярные встречи по результатам. В этом случае можно действительно сэкономить на найме дополнительного персонала — тех же менеджеров.

Когда отдел продаж внутри компании сформирован, то можно подключить эксперта в лице опытного РОПа, который усилит команду и привнесет в  систему более современные инструменты, повышающие конверсию — это идеальный сценарий.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру