Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.
Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Консультирует бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков.

Профиль (откуда ноги растут)

Потребительский экстремизм представляет собой намеренные (но не всегда осознанные) манипулятивные действия потребителей, направленные на получение материальной или иной выгоды от бизнеса, с которым они взаимодействовали ранее в качестве клиента или покупателя.

Примеров такого поведения тысячи: от безобидного на первый взгляд злоупотребления программами лояльности до влекущего за собой реальные финансовые или репутационные риски (а чаще и те, и другие) навязчивого стремления получить значительную материальную компенсацию за уже оказанную услугу или полученный товар под прикрытием норм и статей Гражданского кодекса

Здесь и далее в тексте подразумеваются качественно в полной мере оказанные услуги и соответствующие описанию товары без заводского брака, с неистекшим сроком годности. То есть, претензии потребителей в контексте экстремизма обусловлены не желанием восстановить справедливость, а намерением получить ту или иную выгоду путем манипулирования действующим законодательством. К слову сказать, несовершенство последнего оставляет экстремистам весьма обширный простор для маневра.

История развития этого явления на Западе насчитывает по меньшей мере полвека, в России оно зародилось с приходом и массовым распространением капитализма — ближе к концу девяностых годов.

Частично этому способствовала редакция пресловутого закона «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 г. и последующие. Частично — некая презумпция виновности продавца/лица, предоставляющего услугу.

Последние несколько лет по данным Роспотребнадзора количество жалоб на предпринимателей увеличивается ежегодно в среднем на 10%. С одной стороны такая статистика объясняется ростом юридической грамотности населения, с другой — свидетельствует  о том, что явление потребительского экстремизма приобретает все более массовый характер.

Классификация или экстремист экстремисту рознь

Парадоксально, но в правовом поле не существует потребительского экстремизма. Этот термин в чистом виде не встречается ни в одном нормативно-правовом акте. Соответственно, ни административной, ни тем более уголовной ответственности за такого рода деятельность не предусмотрено, если, конечно, она не приобретает признаки мошеннической или организованно-преступной.

Официальной классификации тоже найти не удастся. Тем не менее, врага надо знать в лицо чтобы эффективно противостоять экстремистам, их следует различать.

Квалификация

  • Мнимые жертвы.

Есть категория людей, которые требуют чрезмерного внимания к своей персоне. Такая потребность может быть обусловлена проблемами психологического или возрастного характера, банальным одиночеством.

Если это покупатели обуви, то они могут на протяжении нескольких часов примерять весь ассортимент магазина, выбрать что-нибудь подходящее, а на следующий день вернуть купленную пару и повторить квест с примеркой всего ассортимента. И так на протяжении нескольких дней.

Обычно взаимодействие с такими людьми чревато для бизнеса только временными потерями и затратами нервной энергии обслуживающего персонала, но и те, и другие могут достигать огромных размеров. 

  • Дилетанты.

Как правило, их знакомство с юридической подоплекой вопроса ограничивается увиденным по телевизору/услышанным от знакомых/прочитанным в сети, но при этом имеют стойкое убеждение в том, что клиент всегда прав. Обычно много шумят и искренне негодуют, но к серьезным действиям переходят крайне редко.

Аргументированные объяснения в учтивой форме и адекватные уступки со стороны бизнеса в большинстве конфликтных ситуаций с представителями этой группы экстремистов помогают успешно решить вопрос. 

  • Профи.

Это наиболее опасная категория. Обычно это люди (один человек или группа лиц, действующих в сговоре), которые состоят или тесно взаимодействуют с профильными сообществами. Они хорошо подкованы юридически (или имеют возможность получать профессиональные консультации), сведущи в теме предмета спора, устойчивы психологически.

Такие люди не стремятся решить вопрос в виде получения более качественного товара/услуги, они не хотят  доказать свою правоту или восстановить справедливость.

Если они действуют по своей инициативе, то их главная цель — заработать. Когда их подряжают конкуренты (такое тоже имеет место), наряду с финансовым ущербом ставится задача нанести репутационный урон.  

Последствия потребительского экстремизма для бизнеса

  • Инициирование проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

Клиент банка, которому не открыли дверь при входе в отделение или не обслужили без очереди, заваливает жалобами регулятора и Роспотребнадзор. Посетитель ресторана, который принял четырехзначный ценник в меню за трехзначный, вызывает санстанцию и пишет заявление в прокуратуру.

Такие экстремисты по итогам своей деятельности могут получить только извращенное моральное удовлетворение, но это не умаляет ущерб, который она наносит бизнесу.

  • Угрозы и шантаж.

Посетитель управляющей компании обещает написать заявление в прокуратуру, если на его этаже не будет установлена отдельная дверь с магнитным замком, видеокамерой и спутниковым домофоном. Пациент дентального центра обещает уйти в соседнюю клинику, если ему не предоставят 50% скидку на весь протокол лечения, большую часть которого уже реализовали.

Успех шантажистов наполовину зависит от их убедительности, на вторую — от готовности бизнеса отстаивать свою правоту.

  • Претензионная работа, судебные иски.

Досудебная претензия стоит в среднем 5 000–7 000 рублей. За эти деньги мало-мальски грамотный юрист притянет даже за уши с десяток статей и подзаконов, которые якобы нарушил предприниматель или компания, обязательно потребует возместить ущерб, в том числе моральный, и как можно более красочно опишет все легитимные ужасы, которые произойдут с ответчиком в случае отказа или игнора.

Если требования не будут выполнены, за претензией последует иск в суд. В законах действительно довольно много лазеек, позволяющих нечестным, но осведомленным потребителям выступать в роли экстремистов и даже террористов, но это не значит, что бизнес беззащитен.

Предупрежден — значит вооружен (как защититься)

Два с небольшим десятка лет — не такой уж большой срок в контексте глобальных событий, но его хватило для выработки мер противодействия отечественным экстремистам. Для удобства разделим их на две группы.

Превентивные 

  • Своевременное предоставление полной информации о товарах/услугах, тщательная проработка договора.

Если вы взимаете отдельную плату за рентгеновский снимок и запись результатов КТ на диск, во избежание обвинений в жажде наживы следует заранее сообщить об этом пациенту.

Мытье экрана телевизора моющим средством, в составе которого есть хлор или другие агрессивные компоненты, не является гарантийным случаем и не предусматривает возможность возврата испорченной покупки по гарантии.

  • Подготовка/обучение персонала.

Люди, которые непосредственно контактируют с клиентами, должны уметь распознать экстремиста, понять его мотивы и цели, а затем адекватно отреагировать в рамках своих компетенций. Заранее прописанные сценарии и ролевая проработка ситуаций в коллективе очень хорошо помогают в этом.

  • Установка/использование систем видеонаблюдения.

Одно лишь наличие камер и расклеенных уведомлений об их работе само по себе отобьет желание совершать неправомерные действия у половины манипуляторов, а вторая половина получит отпор в суде в виде доказательной видеобазы.

Чтобы использовать фотовидеофиксацию законно, следует создать соответствующий приказ, разработать меры, направленные на сохранность персональных данных, и надлежащим образом предупредить посетителей.

Ответные 

  • Стандартизация обработки и ответов на жалобы/претензии.

Каждый случай, включая не самые адекватные, должен быть учтен, проанализирован и проработан. На претензии, требования, жалобы отвечайте письменно. Это поможет не только выявить слабые места, но и повысит клиентскую лояльность, и в случае судебного разбирательства докажет намерение уладить конфликт в досудебном порядке.

  • Предметная подготовка к противостоянию.

Если в ходе переговоров уладить конфликт не удается, соберите доказательную базу, опросите свидетелей, обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

При необходимости закажите проведение независимых экспертиз. Проверьте судебную историю истца (если он имеет солидный бэкграунд потребительских исков, на суде это может стать веским аргументом не в его пользу). 

Совокупность этих мер, помноженная на желание отстаивать свою правоту и честное имя во что бы то ни стало, позволят если и не полностью избавиться от нападок экстремистов от потребителей, то значительно снизят их количество и минимизируют возможный ущерб.

Начать дискуссию

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики
Лучшие спикеры, новый каждый день

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки ФАС

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Экономика России

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Интересные материалы

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника