План корпоративной культуры: 7 шагов к победе

Сегодня мы хотим поговорить о мифологическом существе: многие о нем что-то слышали, но никто не уверен, существует ли оно на самом деле. Речь пойдет о корпоративной культуре: что такое спиральная динамика развития компании, чем опасна «красная» культура и как составить ее план, чтобы прийти к победе.
План корпоративной культуры: 7 шагов к победе
План корпоративной культуры: 7 шагов к победе

Любая компания — это социум в социуме, единая сущность, самостоятельная система со своими правилами, традициями, устоями. Сводом законов внутреннего взаимодействия между членами компании выступает корпоративная культура. Это рабочая среда коллектива и тактика взаимодействия с внешним миром: клиентами, партнёрами, государственными органами. Поэтому корпоративную культуру называют лицом компании. Она определяет то, как видят вас со стороны, как относятся к вашему бизнесу, а значит, от неё зависит ваше развитие и прибыль.

Давайте рассмотрим худшую модель — красную» культуру. Узнаем, как не погрязнуть в этом сценарии. Как составить собственный план корпоративной культуры, который приведёт вас к успеху.

Чем опасна «красная» культура?

Вначале о названии, которое может ввести в заблуждение, вызвав ассоциации с коммунизмом. Нет, никакого отношения оно к нему не имеет. Красный цвет выбран для модели культурных витков спиральной динамики Крисом Кованом и Доном Беком потому, что он психологически связан с силой, властью, опасностью.

Спиральная динамика — многоуровневая модель циклического развития компании. Переход на новый виток означает время пересмотра ценностей, целей, корпоративной культуры.

«Красная» культура — это концентрация власти и силы, жёсткая иерархия, строгие правила, беспрекословное подчинение низших высшим по принципу «я начальник, ты дурак«. Однозначно нельзя сказать, что это плохая модель.

В какой-то период времени, как правило, становления компании, она просто необходима. В некоторых сферах деятельности без неё не обойтись. Обычно это физический труд, не требующий от работников интеллектуальной деятельности. Но, когда штат состоит из одних грузчиков, а люди, предлагающие креативные идеи, не воспринимаются всерьёз, о развитии не может быть и речи.

Застревание в этой модели неизбежно приводит к стагнации бизнеса, и этому есть несколько причин:

  • Строгая вертикаль власти без возможности взаимодействия с высшим руководством напрямую. Идеи инициативных членов компании могут не доходить до компетентных людей потому, что непосредственный начальник не пропустит их, исказит или присвоит себе.

  • Низкий уровень инициативности вытекает из вертикали власти. Сотрудники не видят отдачи от своих стараний. Вкладываются в работу по минимуму, делая только то, что требуется для получения зарплаты.

  • Сложность продвижения по служебной лестнице. Коллектив делится на «своих» и «чужих». Любимчикам многое позволено, остальные работают по жёстким правилам.

  • Отсутствие методов поощрения. Многие денежные потоки скрыты. Финансовые и другие блага в виде премий, путёвок не доходят до возможных получателей. Продвигаются и поощряются только «свои», а не достойные.

При «красной» культуре реальной ценностью в коллективе становится не компания и её развитие, а удержание власти и должности. Если эта модель приживётся, от неё будет сложно избавиться. Часто в эту ситуацию попадают из-за того, что владельцы компании не замечают сложившейся системы, а руководство и отдельные сотрудники считают её нормой.

Как не допустить укрепления красной культуры

Если опираться на спиральную динамику развития, то после уровня «приживаемости» и «принадлежности» в компании наступает красный период жёсткости. В это время определяются основные направления деятельности, внутренние правила и нормативы. Отвоёвана часть рынка, организация держится на плаву, окупается.

При достижении пика своего развития на данном этапе компании требуется смена корпоративной культуры на более гибкую и инновационную. Она нуждается в совершенствовании продукта, улучшении качества услуг, новых рынках.

Но вместо этого возрастает риск застревания в красной культуре, которая будет мешать продвижению. И если это не государственный сектор, а коммерческое предприятие, то оно будет относительно быстро вытеснено более гибкими конкурентами.

Так как же не допустить застревания в красной культуре? Основная задача HR-отдела — составить новый план корпоративной среды, отвечающей актуальным целям компании и изменившимся внешним обстоятельствам. Необходимо также:

  • Следить, чтобы правила были не только на бумаге, а фактически соблюдались во всём коллективе каждым её членом: от руководителя до младшего персонала. Не допустить разделения коллектива на «своих» и «чужих»

  • Следует укреплять командный дух и здоровую конкуренцию в коллективе. Проводить мероприятия, объединяющие сотрудников. Всем вместе отмечать новые достижения компании. Поощрять весь коллектив, отдельно выделяя тех, кто непосредственно повлиял на успех.

  • Нейтрализовать или уволить тех сотрудников, которые не соответствуют новым стандартам и препятствуют развитию. Иногда приходится прибегать к крайним мерам, взвесив пользу и вред для компании от конкретного человека.

Следует помнить, что застрять можно на любом этапе развития согласно спиральной динамике или другим аналогичным системам. То есть страшна не только красная культура, хотя она самая яркая, самая опасная и часто встречающаяся проблема.

Хорошо, когда в компании есть HR-специалисты, способные предвидеть стагнацию до того, как ситуация станет реальностью, разработать и внедрить новый план корпоративной культуры, а также контролировать его реализацию. С таким отделом предприятие будет похоже на гоночную машину, способную оставить конкурентов далеко позади, создавая действительно уникальные продукты и услуги.

Как составить план корпоративной культуры

Сначала необходимо определить, какая корпоративная культура уже сложилась в компании. Выделить плюсы и минусы имеющейся структуры. Составить план корпоративной культуры, сохранив нужные на данном этапе достоинства и убрав недостатки.

При разработке необходимо обязательно определить новые цели и ценности компании, стандарты поведения сотрудников, мотивацию и модели поощрения. После необходимо внедрить план, проверить его дееспособность на практике и скорректировать при необходимости. Кстати, корректировать со временем его придётся даже в том случае, если он будет удачно воплощён. Сама жизнь с постоянной чередой событий будет вынуждать нас делать это.

1. Цели предприятия

Существует большое количество методик постановки целей. Это метод Парето, матрица Эйзенхауэра, OKR, SMART-подход, графоаналитические модели и другое. Можно воспользоваться готовым планом или создать свою методику.

Цели должны соответствовать ожиданиям руководства и инвесторов, быть понятны всем членам команды. Должны касаться не только финансовой составляющей проекта. Должны быть конкретными, достижимыми. Их необходимо привести к реалистичным цифрам. Главное — определить не только цели, но и план их реализации на конкретный промежуток времени: шесть месяцев, один год, три, пять или десять лет. Большой период дробят на более короткие со своими задачами, которые формируют главную цель.

2. Ценности компании

Это всё, чем компания гордится и дорожит. Всё то, что хочет сохранить и улучшить в процессе своей деятельности. В идеале их должно быть не более пяти. Они должны сочетаться с целями.

К ценностям компании можно отнести качество продукции, лояльность клиентов, новаторство, передовые технологии, хорошие условия труда, командный дух.

3. Стандарты поведения сотрудников

В документах описывается идеальная модель — стандарты корпоративного поведения, контроль за их соблюдением и последствия игнорирования. Сюда входят внешний вид сотрудников и их рабочих мест, речевые модули при работе с клиентами, способы выхода из возможных конфликтных ситуаций, стиль деловой переписки, регламент участия в корпоративных мероприятиях, обучающих программах.

4. Мотивации и модели поощрения

Последствия в виде награждения и штрафов за нарушение и соблюдение корпоративной культуры необходимо прописать в плане. Политика одного кнута не способствует эффективной работе, а значит, достижению целей. Важно следить, чтобы установленные правила применялись ко всем членам коллектива. Нельзя допускать появления любимчиков, на проступки которых закрывают глаза, так же как нельзя забывать о поощрении.

5. Доведение правил до сотрудников

Ценности, цели и стандарты корпоративной культуры должны быть в письменной форме доведены до сотрудников. Лучше составить два варианта: первый — подробный, рабочий, с которым может ознакомиться любой желающий, и сокращённый — с основными пунктами. Есть риск, что не все захотят читать объёмные документы, а получив штраф, не поймут причины. Это может привести к конфликтам на работе.

6. Оценка результатов и корректировка правил

Контроль, анализ и правки — важная часть работы по достижению поставленных целей. Необходимо определить и официально закрепить временные промежутки для проведения оценки полученных результатов. Например, подводить итоги месяца, анализируя, как новый план корпоративной культуры повлиял на результаты деятельности компании, решены ли поставленные задачи. Если результат неудовлетворительный, надо найти причину и устранить её.

Не забывайте, что единожды составленная модель корпоративной культуры не может нести пользу вечно. Она должна регулярно совершенствоваться, развиваться вместе с вами. Корректироваться при изменении целей и других задач внутри компании, подстраиваться под меняющиеся экономические и другие условия извне.

7. Нефинансовые элементы корпоративной культуры

К неочевидным, но не менее важным для правильного позиционирования на рынке и поддержания командного духа стоит отнести следующие элементы:

  • Логотип — визуальный символ вашей компании. Его следует наносить на вывески, упаковочные материалы, документы бумажные и электронные. Использовать на веб-сайте и в рекламе. Сюда же стоит отнести корпоративные цвета, шрифты и иные элементы.

  • Герой — выдуманный персонаж или реальная личность, известная в обществе, работник компании, например, пресс-секретарь, актёр, блогер. Людей, представляющих компанию, может быть несколько.

  • Слоган — краткое описание деятельности компании, преимуществ продукта или услуги. Например, "Just do it" у компании Nike.

  • Корпоративные мероприятия. Если они будут освещаться в СМИ, на них будут приглашены публичные личности и постоянные клиенты, это позволит сделать компанию более открытой и известной.

При составлении документации стоит разработать и записать миссию, историю компании. Фиксировать достижения во внутренних журналах, на корпоративном сайте, в информационных буклетах, раздаваемых клиентам и партнёрам.

В качестве заключения

Корпоративная культура как душа в живом организме. Правильная — позволяет компании двигаться в выбранном направлении и достигать новых высот, порочная — ведёт к забвению. Поэтому нельзя вообще никак её не прописывать или пустить все процессы на самотёк. Среда сформируется и без вашего участия, но будет ли она благотворной для компании, большой вопрос.

При планировании важно учесть существующий опыт, текущие реалии и желаемое будущее. Но некоторые HR-специалисты подходят к составлению плана корпоративной культуры поверхностно. Берут общедоступные, разработанные экспертами области проекты или копируют планы более успешных компаний, что не совсем правильно.

В некоторых ситуациях общие принципы, взятые со стороны, могут быть полезны. Но у каждой компании должны быть собственные стандарты, выгодно отличающие её от конкурентов, свои цели и методы их достижения. Тогда вы не окажетесь в ситуации — сделали всё как надо и по образцу, а результат получился, мягко говоря, противоположный.

План корпоративной культуры следует разрабатывать индивидуально для каждой компании. Контролировать его соблюдение, регулярно анализировать и вовремя вносить коррективы. Только в этом случае можно будет увидеть положительные результаты от проделанной работы.

Задачи, которые решает система Projecto, на первый взгляд никак не связаны с корпоративной культурой. Однако с помощью нее вы сможете измерить эффективность сотрудников, четче выстроить оргструктуру компании и понять, как именно налажены в вашей компании процессы управления. От этого уже можно будет понять «скелет» корпоративной культуры.

Она развернута в облачном хранилище с возможностью доступа в любое время из любой точки. Имеет множество инструментов для коммуникаций, планирования и разработки графиков, постановки и контроля задач, систематизации данных и многого другого. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о возможностях разрабатываемых нами решений и эффективно использовать их в собственном бизнесе.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

1
  • В любой компании (независимо от ее масштабов) присутствуют сотрудники, так или иначе, обладающие особым статусом. Так что совет: "чтобы установленные правила применялись ко всем членам коллектива" и "соблюдались во всём коллективе каждым её членом: от руководителя до младшего персонала" сложно выполнимый

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3