Экономический кризис привнес много нового в рейдерские модели. В Москве и Санкт-Петербурге традиционные формы рейдерства, основанные преимущественно на юридическом манипулировании, почти полностью исчезли, в регионах их также стало много меньше. Но это не значит, что рейд умер (как об этом поспешили заявить некоторые наблюдатели!) — он мутировал. В настоящее время наиболее популярными стали информационные и долговые модели рейдерства.
Противодействие информационным рейдерским моделям
Всплеск применения информационных рейдерских моделей пришелся на прошлую осень, когда целенаправленным массированным информационным атакам подверглось более 35 российских банков (подробно см. «БО» №11 за ноябрь 2008 года). Сразу скажем — практически никто из этих банков до настоящего времени так и не оправился. Большинство из них было поглощено либо санировано.
Впоследствии специалисты по информационной работе выделили ряд характерных ошибок, которые и привели к столь плачевному результату. К этим ошибкам следует отнести:
- отсутствие системы мониторинга всего информационного поля, включая блогосферу и интернет-форумы, и как следствие — запоздалое реагирование на возникшую угрозу;
- на первоначальном этапе — попытки решить проблему юридическими методами;
- отсутствие антикризисных информационных специалистов внутри компании;
- отказ от привлечения внешних антикризисных информационных специалистов либо достаточно позднее их привлечение.
Специалисты также пришли практически к единодушному мнению, что при отсутствии заранее разработанной программы на случай подобных информационных атак, которую можно было запустить в течение двух-трех часов после выявления атаки, у компаний, являющихся в высокой степени публичными институтами (в эту категорию, безусловно, попадают и банки), почти нет шансов отбиться.
К элементам такой антикризисной программы относятся:
- постоянный мониторинг максимально широкого информационного поля;
- формирование антикризисного штаба, возглавляемого руководителем (а еще лучше — контролирующим собственником), из ведущих специалистов по направлениям: финансы, GR, СБ, PR, КР («конкурентная разведка» — подразумевает деятельность по сбору и анализу информации об окружении предприятия с целью помощи в выработке руководством решений реагирования на внешние обстоятельства. Не менее важно и активное изменение информационного пространства, которое способна осуществлять КР;
- наличие непопулярной программы работы с вкладчиками и клиентами, ограничивающей массовый отток средств из банка в течение короткого периода времени. Это в первую очередь различные объемные и временные ограничения на снятие денег со счетов вкладчиками, поддавшимися панике;
- наличие программы боевой информационной работы.
Центральным моментом всей работы банка по отражению уже выявленной информационной атаки специалисты видят реализацию программы боевой информационной работы. Целый ряд компаний, специализирующихся в этой сфере, уже разработали базовые принципы таких программ. Вот, к примеру, как может выглядеть одна из таких программ боевой информационной работы.
Программа боевой информационной работы в Интернете
1. Постоянный мониторинг информационного пространства, включая «невидимый Интернет», с использованием специально разработанных поисковиков с целью раннего обнаружения информационной атаки.
2. При выявлении информационной атаки — запуск антикризисной информационной программы, включающей в себя:
а) боевой блог. Блог-разъясни-тель, блог-развлекатель, блог-инсайдер. Анонимный независимый блог с хорошей известностью и хорошей посещаемостью. Делается в Живом Журнале (http://www.livejournal.com). На нем ежедневно размещается один-два материала. Первый — развлекающий (картинки и ролики, вызывающие интерес). Второй — изобличающий заказчика и исполнителей информационной атаки. Изобличение ведется в острой сатирической, насмешливой манере. Это обеспечит высокую посещаемость блога и позитивное отношение аудитории к распространяемой информации. Конечно, хорошо создать такой блог «загодя», однако приемлем и вариант создания непосредственно после выявления информационной атаки;
б) облако блогов. 50–70 блогов поддержки. Создаются после выявления информационной атаки. Их задача — заполонить «нашей» информацией поисковики «Яндекс» и «Google». Любой пользователь Интернета, заинтересовавшийся «нашей» темой, будет прежде всего попадать таким образом на «наши» материалы; материалы же «врагов» будут похоронены в глубине Интернета. Это блоги, имитирующие блоги обычных людей, там освещаются в том числе самые различные общебытовые вопросы, что позволяет повысить уровень доверия читателей к «нашим» информационным материалам, создает иллюзию, что «наша» тема широко обсуждается в Интернете и что обычные люди поддерживают «нашу» позицию и осуждают «вражескую». Контент «наших» материалов на этих блогах опирается на контент боевого блога, но в ряде случаев, по особо «деликатной» инсайдерской информации, возможен сначала ее вброс на облаке блогов, и уже затем — на боевом блоге;
в) войну на интернет-форумах. Сейчас в каждом более-менее крупном городе имеется один-два популярных в этом городе интернет-форума. Для профилактики бана (запрета на размещение материалов на форуме) используются иностранные прокси-серверы с динамическими адресами. Сами материалы размещаются в полемическом ключе для предотвращения обвинений в ангажированности одной из сторон конфликта. В случае чрезвычайно плотной опеки со стороны администрации форума (возможно в ангажированном варианте) и препятствования размещению «нашей» информации используется система «Скайлинк» с местной сим-картой. Эту технологию администрация форума сможет обойти, только если она «забанит» всех местных пользователей «Скайлинка», что практически нереально. В случае, если на форуме начинается информационное противостояние «нашей» позиции, информационное полемическое давление с «нашей» стороны усиливается.
Посредством работы на интернет-форумах можно добиться существенного перелома общественного мнения в течение одного-двух дней, работа в блогосфере направлена на закрепление достигнутого эффекта и придание ему долгосрочного характера.
Как показывает практика, PR-подразделения банков в редких случаях способны выполнить эту работу. Лучше ее заказывать в специализированной компании, которая выделяет шесть-семь человек для осуществления программы. Стоимость программы составляет около 10 тыс. долларов в месяц.
Разумеется, работа в Интернете должна быть дополнена действиями «в реале» — проведением пресс-конференций, разъяснительной работой в печатных и электронных СМИ. Весьма действенны также массовые мероприятия. Впрочем, эти модели уже много лет стоят на вооружении PR-специалистов, и на них мы подробно останавливаться не будем.
Противодействие долговым (кредитным) рейдерским моделям
Еще более популярными с приходом экономического кризиса стали долговые (кредитные) модели рейдерства. Суть их заключается в том, что банк дает кредит предпринимателю под залог некоторых активов, затем создает искусственные препятствия для своевременного его погашения — и включает совершенно легитимные модели отчуждения этого залога.
Вот, например, одна московская история. Некий предприниматель взял кредит в банке, причем кредит должен был быть выдан в два транша. И при этом банк «забыл» попросить предпринимателя о предоставлении ряда документов. Первый транш пришел, а когда наступила очередь второго — вот тут-то банк об этих документах и «вспомнил». И начал их требовать, затягивая под этим предлогом выплату второго транша. Но график-то выплат уже работал по обоим траншам... Хорошо, что предприниматель вовремя понял, что попахивает рейдерством, и обратился в одну из московских антирейдерских структур. В переговорном процессе той удалось убедить банк отказаться от своих планов, реструктурировать задолженность и перевести отношения между предпринимателем и банком в нормальное русло взаимоотношений «кредитор-должник».
Однако это скорее исключение, чем правило. В этой связи заслуживает внимания предложение, сделанное недавно рынку страховщиками.
В начале лета крупная страховая компании провела закрытую презентацию (для руководителей и специалистов узкого профиля) своей новой страховой программы «Безопасность бизнеса», которую сами страховщики неформально называют «страховкой от рейдера». Суть предложения заключается в следующем. Формируется пул банков, которые будут давать квазикредиты под залог всей собственности, которая способна попасть под рейд-атаку. Размер кредитов будет небольшим, условия кредитования — более чем щадящими, так что опасений потерять залог у предприятий не будет. Собственно, и кредита как такового особенно не будет — он будет положен на депозит в том же самом банке. А страховая компания в этой схеме будет заниматься титульным страхованием заложенного в банке имущества.
Титульное страхование слабо развито в нашей стране. Это страхование риска утраты права собственности в первую очередь на объекты недвижимости, а также иные активы. Таким образом, при наличии страхования титула (права на собственность) процесс отчуждения собственности от законного собственника существенно осложняется. И тем самым повышается уровень рейд-защищенности предприятия.
На случай наступления страхового случая, то есть если предприятие все же подвергнется рейд-атаке, в страховом полисе заложена сумма на проведение комплекса мер по защите — покрытие судебных издержек, проведение PR-кампании и т. д. Либо, если законный собственник откажется от защиты, он получит соответствующее финансовое возмещение. Полис также предусматривает личную безопасность топ-менеджмента — общеизвестные «золотые парашюты», выплату которых страховая компания берет на себя. Впрочем, эксперты страховой компании считают, что уровень рейд-защищенности в предлагаемой модели настолько высок, что страховой случай может наступить лишь в незначительной доле всех застраховавшихся таким образом компаний.
Эта модель представляется вполне интересной и рабочей. Конечно, наивностью было бы ожидать, что такая страховка способна одним махом покончить с рейдерством в России. Но она вполне способна стать очередным эффективным инструментом в руках антирейдера. Кроме того, есть основания полагать, что участие в этих моделях банков снизит рейд-настроения в самой банковской среде.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что вывод этого продукта на рынок потребует от страховой компании немалой изобретательности и креативности. С одной стороны, это связано с тем, что мы еще не вышли из экономического кризиса и предприятия сейчас экономят каждую копейку. Предлагаемая модель, в сущности, является моделью превентивной защиты. В каком-то смысле еще более превентивной, чем само страхование. Таких моделей существует не так уж и мало, но вот спрос на них небольшой. Ведь предприниматели как рассуждают: рейдеры еще может и не придут, и когда еще придут..., а вот платить за систему защиты нужно уже сегодня. И, соответственно, редко прибегают к таким моделям. Правда, если они потом становятся объектами рейд-атаки, плачут горючими слезами. И денег тратят уже на порядки больше, нередко безрезультатно.
Кроме того, предлагаемая модель представляется недостаточно прозрачной и не слишком понятной широким кругам предпринимателей.Очевидно, понадобится серьезная разъяснительная работа, чтобы этот продукт нашел своего потребителя.
Начать дискуссию