О наделении АСВ функциями санации банков
Андрей Емелин, исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам
Мне трудно представить, что можно оспаривать необходимость санации, ибо речь идет о сохранении устойчивости всей банковской системы страны. Для этого принят федеральный закон, который определяет права и обязанности участников процесса. Никакого другого варианта спасения банков, неожиданно оказавшихся в безвыходной ситуации, законодательство не предполагает.
Но дальше начинаются детали. Сегодня есть вопросы, касающиеся стоимости процедур санации, адекватности вкладываемых средств получаемым результатам. Однако, задавая эти вопросы, надо внимательно изучать каждый конкретный случай. Можно утверждать: едва ли есть банк, который был отобран для процедуры санации без веских оснований. Как правило, все это социально значимые учреждения, которые затрагивали интересы большого числа физических и юридических лиц в конкретном регионе.
Естественно, можно по-разному оценивать экономическую эффективность любого процесса, но, на мой взгляд, главным показателем должен быть ответ на вопрос: решены или не решены проблемы, которые возникли бы в случае банкротства?
Процедура включения кредитного учреждения в список санируемых достаточно сложная: учитывается мнение ЦБ, Агентства по страхованию вкладов, экономических ведомств. Это абсолютно легальный процесс, обставленный массой ограничений и контрольных механизмов. Это - не частная инициатива, реализующаяся в «подковерном» порядке.
Конечно, как и всякий процесс или процедуру, санацию можно совершенствовать. Например, часть кредиторов выступает против отдельных методов санации, видя в них ущемление своих прав. Однако в спорных ситуациях возможно обращение за защитой в суд. Наверное, и сами процедуры не всегда и не всеми могут быть признаны оптимальными. Сейчас вообще есть вопросы более чем к сотне федеральных законов. Без изменения законодательства решить эти вопросы нельзя.
Практика показала, что процедура санации востребована именно в период финансовых катаклизмов. Если у банка возникают проблемы в стабильной экономической ситуации, то это может быть купировано иными механизмами. А санация означает использование большого объема госсредств. Это оправданно, если мы гасим пожар, а не решаем текущие проблемы в спокойное время.
Считаю, что решение о наделении функциями санации Агентства по страхованию вкладов было правильным. Совершенно логичным и экономически эффективным решением. Во-первых, работающие там люди имеют большой опыт реструктуризации кредитных учреждений. Во-вторых, они постоянно получают информацию о ситуации в структурах, входящих в систему страхования вкладов. Лучших профессионалов на сегодняшний день мы с вами точно не найдем. В-третьих, если можно обойтись существующими органами управления, то не нужно создавать что-то новое.
акцент
У специалистов АСВ большой опыт. Лучших профессионалов на сегодняшний день мы с вами точно не найдем.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики
К санации кредитных учреждений в том виде, в каком она происходит сегодня, я отношусь неоднозначно. Есть вещи, которые делаются нормально, но есть и такие, которые вызывают вопросы.
В частности, у меня есть сомнения по поводу того, как происходило спасение Связь-Банка и банка «КИТ Финанс». Я не понимаю, зачем нужно было тратить такие огромные деньги на поддержание этих учреждений. В тот же ряд я бы поставил меры, принятые в отношении некоторых других банков. Да, есть люди, которым понятно, почему и для чего тратятся государственные средства в таких размерах. Но я считаю, что расходы на эти цели явно избыточны, банки получили денег больше, чем следовало.
В странах с развитой экономикой эти же процессы проходят прозрачно. В частности, в США на сайте министерства финансов всегда можно найти и прочитать полный текст соглашения между финансовым ведомством и конкретным банком - о том, сколько и на каких условиях ему дали денег. Это объемные документы по 90-100 страниц. Любой гражданин, если его это интересует, может их прочитать и понять, на какие цели пошли его налоги и как происходит на практике санация. Вот это и есть высокая степень прозрачности. Насколько я знаю, у нас такой информации в открытом доступе нет, и сегодня это - порок санации. Есть много вещей, которые отданы на откуп исполнителям, а те поступают так, как считают нужным.
В нашем законодательстве подобный аспект вообще никак не регулируется. Все наши нормы в этой части очень неконкретны. Не следует также ожидать, что после кризиса появятся какие-то поправки. Чем меньше прозрачности, тем выгоднее участникам рынка. Добиваться прозрачности должно общество, которое сегодня безмолвствует. Ему, видимо, все равно.
Но в том, как государство спасает банковскую систему, есть, безусловно, и много положительных моментов. Ведь осенью, когда несколько банков, в которых были большие вклады населения, по сути, оказались банкротами, все решения принимались очень быстро. Благодаря этому панику среди вкладчиков удалось погасить в зародыше, ее практически не было. Государство, наученное горьким опытом прежних кризисов, наконец поняло, что есть проблемы, которые надо решать быстро.
Сейчас все опасаются осени, но я не думаю, что это будет ярко выраженная вторая волна банковского кризиса. Мне кажется, что российская банковская система войдет в длительный период, который можно называть «кризисом плохих долгов». Сколько он будет тянуться? Возможно, полгода, а возможно - и все пять лет. Все будет зависеть от того, как быстро власть сможет реагировать на происходящее и как оперативно она будет предпринимать необходимые действия.
Видимо, самым очевидным проявлением этого кризиса будет отсутствие банковских коллапсов, больших потрясений и разного рода маргинальных событий, когда банк не расплачивается с вкладчиками. Но плохо то, что банки перестанут выдавать кредиты и реальная экономика лишится финансовой поддержки.
акцент
Есть много вещей, которые отданы на откуп исполнителям, а те поступают так, как считают нужным.
Начать дискуссию