Банки

Вчера - по пять, сегодня - по три!

Нестабильная экономическая ситуация спровоцировала падение рынка банковских M&A - количество сделок сократилось в несколько раз. В 2010 году слияния и поглощения могут снова возобновиться, но тон теперь будут задавать не иностранные инвесторы, как раньше, а крупные российские банки и госмонополии.

Нестабильная экономическая ситуация спровоцировала падение рынка банковских M&A - количество сделок сократилось в несколько раз. В 2010 году слияния и поглощения могут снова возобновиться, но тон теперь будут задавать не иностранные инвесторы, как раньше, а крупные российские банки и госмонополии.

И параметры сделок в результате могут серьезно измениться: коэффициенты на уровне 3-4 раз к капиталу, скорее всего, уйдут в прошлое, а на смену им придут куда более скромные «премиальные».

ВОЛНА, КОТОРАЯ НЕ ПРИШЛА

Пророчеств о том, что 2009 год станет годом слияний и «сливаний», было более чем достаточно. Однако ожидаемая волна консолидации российского банковского сектора не пришла, хотя, казалось бы, предпосылок для нее было более чем достаточно. Под влиянием кризисных явлений (отток вкладчиков, рост просроченной задолженности, высокая стоимость заемных средств и пр.) благополучие многих банков пошатнулось, и на этом фоне как нельзя более актуально зазвучала старая истина: вместе выжить проще. И уж определенно сложнее упасть.

Это первый побудительный фактор. Второй - закон об увеличении минимального размера капитала банков до 90 млн рублей с 1 января 2010 года, который, по идее, должен был заставить малые и средние финансово-кредитные структуры активизироваться в поисках «сильного плеча». Третий заключался в том, что Центральный банк неоднократно говорил о необходимости  консолидации  банковской системы и, более того, подкреплял свои заявления нормативными документами. В частности, на пике кризиса был принят закон о санации, который позволил устойчивым банкам при поддержке Агентства по страхованию вкладов в короткие сроки присоединять проблемные кредитные организации. Кроме того, Банк России в последнее время активно работает над совершенствованием законодательства, регламентирующего слияния и поглощения: уменьшает сроки рассмотрения заявки, упрощает процедуры проверки и аудита.

Тем не менее на рынке M&A, как подчеркивают аналитики, установилось затишье.

В своем исследовании «Устойчивое развитие в перспективе: слияния и поглощения в сегменте среднего   бизнеса  в   России   в  2008  году и в первой половине 2009 года» консалтинговая и аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers сообщила, что в первой половине 2008 года было зарегистрировано 202 слияния-поглощения, во второй половине года количество сделок составило лишь 117. А в первой половине 2009 года этот показатель «скатился» до 63. При этом в банковском секторе в первой половине 2009 года произошло всего 6 сделок против 13 годом ранее в аналогичный период.

Аналитик УК «Арбат Капитал» Михаил Замараев согласен с выводом экспертов PricewaterhouseCoopers: по его мнению, активность на рынке M&A существенно снизилась. «Глобальный рынок M&A до сих пор стаг-нирует, и Россия в данном случае не исключение. Не думаю, что в период с начала нынешнего года происходит в среднем более 5–8 сделок M&A в банковском секторе в месяц. При этом многие из этих сделок носят, как мне представляется, технический характер. По данным Bloomberg, в Восточной Европе за 8 месяцев 2009 года произошло 55 сделок в банковском секторе», - подчеркивает эксперт.

Вполне вероятно, что всплеск активности на рынке M&A произойдет, когда картина прояснится и вопрос о том, наступит или нет вторая волна кризиса, больше не будет тревожить потенциальных покупателей. О том, кто может выступить в их роли, лучше, однако, задуматься уже сейчас. Эксперты выделяют несколько групп потенциальных инвесторов: иностранные «стратеги», крупные и средние российские банки, промышленные холдинги, финансовые корпорации.

ЗАМОРСКИЕ ЖЕНИХИ И РОССИЙСКИЕ НЕВЕСТЫ

О первой группе - иностранных «стратегах» - участники российского банковского рынка до сих пор вспоминают с нескрываемой ностальгией. Что и неудивительно, если учесть, что большая часть сделок M&A в докризисный период проходила как раз с участием «варягов». Так, за 2007 год доля иностранных инвестиций в уставном совокупном капитале российских банков увеличилась более чем в два раза. 2005 и 2006 годы тоже были отмечены несколькими крупными сделками, в результате которых российские активы обрели новых хозяев.

«Заморские купцы», в полном соответствии со сложившимся стереотипом, не скупились. Осознавая, что банковский сектор в развивающихся странах имеет большой потенциал для роста и инвестиции могут быстро окупиться, они заключали сделки с коэффициентом от 2 до 4 раз к капиталу приобретаемых банков. Периодически рынку демонстрировались и «аттракционы невиданной щедрости» - например, Morgan Stanley в конце 2006 года приобрел небольшой Городской ипотечный банк с премией на уровне 5. И всем памятна история несостоявшегося приобретения BNP Paribas банка «Русский Стандарт»: крупнейшая французская финансово-кредитная группа была готова заплатить за право обладания российским активом коэффициент 7 раз к капиталу!

Как объясняет вице-президент Пробизнесбанка Ярослав Алексеев, щедрость «варягов» не была случайной. Открытие банка с нуля в России обошлось бы инвесторам значительно дороже, к тому же на оформление документов, развитие филиальной сети и раскрутку бренда ушел бы не один год. Так, например, RBS первоначально планировал выйти на российский рынок не через покупку банка, а путем создания с нуля собственного подразделения. Однако этот план затормозил еще на этапе подбора топ-менеджмента. Что и неудивительно: привлечь высококлассных специалистов, которые не только предложили бы стратегию развития бизнеса, но и привели бы «прикормленную клиентуру», - задача не из простых.

Как показывает практика, те, кто решил зайти на российский рынок путем вхождения в капитал крупного банка (BSGV - Росбанк, КВС - Абсолют Банк, Nordea - Оргрэсбанк, UniCredit Group - Международный московский банк), не прогадали. Конечно, на старте им пришлось выложить кругленькую сумму, зато уже через пару лет первоначальные инвестиции с лихвой окупились. В этом, по иронии судьбы, легче всего убедиться на примере так и не проданного «Русского Стандарта»: только в 2006 году банк принес своему владельцу чистой прибыли $535 млн – то есть почти вдвое больше, чем давала за этот актив французская финансово-кредитная группа BNP PARIBAS. А после 2006 года, как хорошо известно, был очень «тучный» 2007 год и на 9 месяцев успешный 2008 год.

Так что у новых иностранных акционеров не было и нет причин сетовать на свои приобретения. Зато у них есть поводы для гордости: они «подсуетились» вовремя. Эксперты подчеркивают: с каждым следующим годом «зайти» в Россию за привлекательным активом становится все сложнее. Хотя бы потому, что значительную долю рынка «выбирают» государственные банки или банки с госучастием. Примечательно, что первая пятерка по количеству активов, как на подбор, состоит из «госов»: по данным на 1 января 2009 года, в нее входят Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы. И маловероятно, что правительство решит в ближайшее время сократить в этих финансово-кредитных организациях свою долю.

Если посмотреть на «ТОП-30», то перед глазами предстает совсем другая картина: более чем в половине банков в состав акционеров входят нерезиденты. Таким образом, свободных «раскрученных» активов, которые обычно выбирают иностранцы в качестве объектов для поглощения, на рынке остались единицы.

САНАЦИЯ - НЕ ПОВОД ДЛЯ ОТКАЗА

Поэтому наиболее дальновидные иностранные инвесторы не теряют бдительности и в непростое кризисное время. Председатель правления Дойче Банка Йорг Бонгартц говорит, что даже сейчас многие западные финансовые группы продолжают пристально мониторить российский банковский рынок. И это - слова, подтвержденные фактами. Например, первый зампред Внешэкономбанка Анатолий Тихонов в начале лета рассказал, что Связь-Банком уже заинтересовался крупный иностранный инвестбанк. Однако «заморский жених» получил отказ, что наблюдатели сочли вполне логичным завершением переговоров. Санация Связь-Банка и банка «Глобэкс» обошлась государственной корпорации в лице Внешэкономбанка приблизительно в 87 млрд руб. Продав банки с «подмоченной» репутацией поштучно, ВЭБ вряд ли сможет вернуть даже половину своих вложений. Поэтому, соразмерив доходы и расходы, в Банке развития и внешнеэкономической деятельности решили взять тайм-аут на то, чтобы отреставрировать и красиво «упаковать» побитые кризисом финансово-кредитные организации. При этом мнение о том, в какой «упаковке» товар будет выглядеть наиболее привлекательно (читай: стоить дороже), менялось несколько раз.

Стоит отметить одну интересную деталь, порожденную нынешним кризисом. Вопреки предостережениям, тот факт, что банк прошел через санацию, не является «фактором минус» для его последующей продажи стратегическому инвестору. Потенциальных покупателей не пугает его «темное прошлое», зато привлекает то, что в результате оздоровления (и пролитых на банк денежных потоков) балансы оказываются расчищенными, «дыры» - залатанными, активы - возвращенными и т. д. Да и отчетность банков в ходе санационных мероприятий становится куда более прозрачной -такой, что ей может позавидовать любой здоровый банк. А это, по очевидным причинам, является весомым плюсом в глазах нынешних инвесторов.

Но, как хорошо известно, по-настоящему «чистый» актив привлекателен для всех, а не только для избранных. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что «очищенный», улучшенный и красиво «упакованный» банк (зачастую к тому же избавленный от скомпрометировавшего себя бренда) становится интересным не только для иностранных инвесторов, но и для крупных российских банков. Прежде всего - для структур с государственным участием. Так, например, известно, что ВТБ24 планирует в ближайшее время значительно расширить свою филиальную сеть. Достичь этой цели в сжатые сроки банк может, присоединив кредитную организацию из «ТОП-50». Такой сценарий развития событий покажется вполне реалистичным, если вспомнить, что буквально два года назад ВТБ очень хотел заполучить банк «Русский Стандарт». Сегодня Связь-Банк или «КИТ Финанс» могут стать если не достойной альтернативой, то вполне приемлемой заменой активу Рустама Тарико.

акцент
В 2009 году самым активным игроком на рынке M&A оказался ЕБРР. В мае Мастер-банк разместил по закрытой подписке в пользу ЕБРР дополнительную эмиссию обыкновенных акций, увеличив капитал на 190 млн рублей. В результате размещения эмиссии доля ЕБРР в уставном капитале Мастер-банка составила 5,4%. В октябре на общем собрании акционеров Промсвязьбанка было принято решение об увеличении уставного капитала банка на 1,45 млрд рублей за счет размещения дополнительных обыкновенных акций посредством закрытой подписки, в которой должны принять участие ЕБРР и действующий миноритарный акционер Промсвязьбанка - Коммерц-банк Аусландсбанкен Холдинг АГ. В ходе размещения, намеченного на ноябрь, ЕБРР планирует выкупить 11,7457% акций Промсвязьбанка.

КОРПОРАЦИИ ГОТОВЯТСЯ К БОЮ

Если второй по величине розничный российский банк, имеющий стабильные и практически неограниченные источники финансирования, интересуется санированными кредитными организациями, то иностранным инвесторам придется побороться за право выкупа контрольного пакета акций. Смогут ли они предложить в кризисных условиях конкурентоспособную цену - еще вопрос. Как известно, с проблемой привлечения средств на данном этапе столкнулись даже признанные финансовые «монстры» мирового масштаба. Не исключено, что из-за значительных потерь иностранные инвесторы не смогут «перебить» цену, предложенную российскими гигантами. К тому же у них могут найтись и другие конкуренты: промышленные холдинги и инвестиционные компании, которые в последнее время все с большим интересом изучают банковские активы.

На первоначальном этапе кризиса два промышленных холдинга достаточно эффектно вышли на рынок. Сначала Газпром, правда, опосредованно, через Газэнергопромбанк, приступил к оздоровлению банка «Союз» и Собинбанка. Затем группа «Синара» участвовала в санации Свердловского губернского банка. Оба санатора не являются новичками в финансовой сфере, и, похоже, они решили воспользоваться «кризисными» возможностями для укрепления своих позиций на рынке банковских услуг.

По слухам, Газпром достаточно серьезно собирается взяться за новый банковский проект. В течение трех лет газовый монополист планирует объединить санированные банки под единым брендом - Собинбанк. И эксперты не исключают, что если на продажу будет выставлен еще банк из «ТОП-50» с развитой региональной сетью, то Газпром «вольет» и его в новый проект. Таким образом, на рынке может появиться новый игрок, способный, как минимум, изменить расстановку сил в «первой десятке», а как максимум - войти в число первых пяти банков по размеру активов.

Составить конкуренцию банку, созданного на базе Газпрома, вполне сможет финансово-кредитная структура, объединенная на платформе РЖД. Как известно, на компанию «АЛРОСа» и ОАО «РЖД» была возложена почетная миссия по спасению розничного банка «КИТ Финанс». Вскоре АЛРОСа открыто заявила, что банк не представляет для нее интереса, и продала свой пакет акций. В итоге сейчас формально акционерами банка «КИТ Финанс» являются РЖД (45%) и ТрансФинКа-питал (55%), а по факту собственник у «КИТа» один - РЖД. Железнодорожная госкорпорация также владеет более чем 55% акций ТрансКредит-Банка, обслуживающего большую часть железнодорожных предприятий. Будут ли эти две банковские структуры между собой взаимодействовать, пока не сообщалось. Но с учетом того, какие объединительные процессы идут на рынке, ничего удивительного в подобной перспективе нет.

NBJ акцент
Тот факт, что банк прошел через санацию, не является «фактором минус» для его последующей продажи стратегическому инвестору. Потенциальных покупателей не пугает «темное прошлое» банка, зато привлекают результаты оздоровительных мероприятий.

Возможно и другое - то, что примеру РЖД и Газпрома решат последовать и другие монополии, которые сегодня имеют ресурсы, необходимые для освоения банковского сектора. И главное -имеют желание выйти на рынок финансовых услуг в обозримом будущем.

МЕЛКАЯ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ

Но основная масса слияний и поглощений должна происходить, по ожиданиям многих экспертов, не с участием иностранных инвесторов, госбанков и тем более непрофильных игроков, а в рамках консолидации мелких и средних кредитных организаций.

По оценкам Центрального банка, из 150 банков (на июль 2009 года), которые не соответствуют новым требованиям к размеру капитала, только треть имеет реальные финансовые возможности капитализироваться на сумму 220 млн рублей. Таким образом, остается еще более сотни тех, которые не смогли или пока не смогли привлечь необходимые средства.

Но вопреки ожиданиям регулятора, вместо того, чтобы продаться или «отдаться» (тут уже как собственники смогут договориться) крупной или средней финансово-кредитной организации, мелкие банки в гордом одиночестве доживают свой век.

Отсутствие сделок в сегменте мелких банков связано с целым рядом факторов. Во-первых, бывшие собственники не готовы отдавать свой бизнес за копейки, которые в большинстве случаев готовы им предложить потенциальные инвесторы. Во-вторых, крупные банки не заинтересованы в приобретении  кредитных организаций районного масштаба, которые в лучшем случае имеют один-два филиала. В-третьих, многие из таких банков являются «отмывочными конторами», и, по меткому замечанию представителей регулятора, покупатель, приобретший такой актив, рискует нарваться на большую «черную дыру» в балансе банка. Одной этой перспективы вполне достаточно, чтобы охладить пыл любой структуры, задумавшей «прирасти» за счет «малыша» или «середняка».

Однако эти сдерживающие факторы будут действовать лишь до поры до времени, считают эксперты. Ждать осталось недолго: новые требования к капиталу вступают в действие 1 января 2010 года. Затем банкам, имеющим капитал менее 90 млн рублей, будет вынесено предупреждение. В течение трех месяцев они должны будут либо нарастить размер собственных средств до нужной величины, либо выбрать новую форму деятельности, либо у них будет отозвана лицензия. Поэтому самая жаркая пора в сегменте малых банков может наступить в марте 2010 года. 

САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ СДЕЛКИ «ТУЧНЫХ» ЛЕТ
Абсолют Банк - KBC
В 2007 году бельгийская финансовая группа КВС купила 92,5% акций Абсолют Банка по мультипликатору P/BN на уровне 3,8. За несколько месяцев до сделки с бельгийским инвестором о своем интересе к Абсолют Банку объявлял греческий National Bank of Greece SA, и даже называлась сумма - около 680 млн долларов. Очевидно, что предложение КВС оказалось более щедрым.
Экспобанк - Barclays Bank
В 2008 году уже в разгар мирового финансового кризиса банк Barclays купил 100% акций Экспобанка за 745 млн дол-
ларов с коэффициентом 4 к капиталу. Аналитики считают цену продажи Экспобанка достаточно высокой, учитывая неблагоприятную конъюнктуру на финансовых рынках. Британский банк Barclays уже работал в России, однако, потеряв порядка 250 млн фунтов стерлингов после августовского финансового кризиса 1998 года, он ушел с российского рынка.
Инвестторгбанк - консорциум инвесторов
В июне 2008 года Инвестторгбанк подписал соглашение о продаже 39,98% акций компаниям «Стар Интернешнл Ком-пани» и «Джей-си Флауэрс Эф-пи-кей Капитал». Весь банк был оценен примерно в 500 млн долларов, то есть с коэффициентом 4 к капиталу.
Владимир Гудков, председатель правления Инвестторгбанка, отметил, что договор был подписан в июне, еще до того, как в мировой экономике начались известные события, тем не менее зарубежные партнеры, еще раз оценив достижения банка и тщательно проверив надежность бизнеса, полностью выполнили свои обязательства.
Юниаструм Банк - Bank of Cyprus
В октябре 2008 года завершилась сделка по покупке Bank of Cyprus 80% акций Юниаструм Банка. Кипрский банк заплатит за свой пакет акций 576 млн долларов. В рамках сделки равные 40-процентные пакеты своих акций продали основные владельцы банка Георгий Писков и Гагик Закарян, оставив за собой по 10% акций и сохранив посты председателя совета директоров
и президента. Банк был приобретен с коэффициентом 3,1 к капиталу. Одновременно с завершением сделки происходит увеличение капитала банка на сумму около 50 млн долларов.
Оргрэсбанк - Nordea
В 2006 году скандинавская группа Nordea вышла из капитала Московского международного банка, но объявила, что намерена продолжить работу на российском рынке. В конце года Nordea уже объявила о покупке 75,01% Оргрэсбанк с коэффициентом к капиталу 3,9. В декабре 2008 года скандинавская банковская группа приобрела оставшиеся 17,7% акций Ор-грэсбанка, принадлежавших двум представителям менеджмента российского банка, а также Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР).

Начать дискуссию