Банки

Банковский офис: прошлое и будущее?

Банки стали заправскими модниками по части оформления офисов. К чему это привело и как должен выглядеть офис надежного банка? На страницах «БО» эксперты дизайнерских, строительных и инжиниринговых компаний дают рекомендации и рассказывают о последних веяниях банковской офисной моды

Банки стали заправскими модниками по части оформления офисов. К чему это привело и как должен выглядеть офис надежного банка? На страницах «БО» эксперты дизайнерских, строительных и инжиниринговых компаний дают рекомендации и рассказывают о последних веяниях банковской офисной моды

Давным-давно в нашей стране был всего лишь один розничный банк. И у него не было ни желания, ни причин заботиться о внешнем виде своих офисов и уж тем более о комфорте своих клиентов. Духота, плохое освещение, унылая обстановка, очереди – вот что отличало «офисную» атмосферу того времени. Миновали годы, сменился строй и флаг, бывшему монополисту пришлось отдать половину рынка, но до сих пор его отделения входят в поговорки и служат примером того, как нельзя оборудовать клиентский офис.

Сейчас, когда банки предлагают примерно одинаковый набор услуг, при прочих равных условиях клиент выбирает тот банк, где ему комфортно, светло, есть чем дышать и нет очередей. И большинство розничных банков стараются обеспечить посетителям максимальный комфорт, при этом стараясь сделать офис максимально узнаваемым.

Даже консервативный монополист решился на перемены – освежил бренд и предложил новый вариант офиса. Впрочем, концепция офиса, кажется, так до сих пор и не устоялась – в пресс-служба Сбербанка отметили, что пока рано говорить о ней в полный голос, она находится в стадии изменений. Как бы то ни было, первый офис был презентован, и это стало настоящим событием.

Впрочем, у Сбербанка, кажется, не было выбора. «Почему Сбербанк проводит ребрендинг? Да потому, что любой человек, как только у него появляется мало-мальски серьезная сумма денег, сразу переходит на обслуживание в коммерческий банк. Он не хочет стоять в бесконечных очередях. Поэтому Сбербанк без ребрендинга и реструктуризации вполне мог остаться с «социальной», низкодоходной клиентурой», — утверждает эксперт, пожелавший остаться неизвестным.

Вообще же дизайн и размер затрат на внешний вид отделения полностью зависят от категории клиентов, которые в банке обслуживаются. Красноречив все тот же пример Сбербанка – каков поп, таков и приход. Альфа-Банк, который многие называют первопроходцем нового банковского стиля, ориентирован на хорошо зарабатывающих посетителей, отсюда и расходы на бренд, имидж и оформление отделений. А вот ВТБ24 находится где-то посередине, и потому его офисы тоже из серии «серединка на половинку» — вроде бы и повернули в сторону Европы, да как-то не довернулись. Впрочем, говорят, банк скоро будет заново переделывать свои отделения – во благо клиенту. Не всех же богатеев «Альфе» отдавать.

Банки обычно хотят «все такое светленькое, симпатичненькое». Сейчас вообще у многих офисы такие, что непонятно – стоматология это или банк.

«БО» попросил экспертов рассказать о последних тенденциях оформления клиентского офиса и дать рекомендации банку, планирующему открытие отделения, например, на окраине города-миллионника.

Путь к высокой моде

Банковский офис не сразу стал заправским модником. К концу девяностых стала формироваться культура отношений с клиентами, которая неизбежно вызывала необходимость приличного, стильного, узнаваемого и запоминаемого помещения. Но тут грянул дефолт 1998-го, и банкирам стало не до красоты офисов.

Прошло время, и банкиры понемногу стали понимать: розничного клиента можно привлечь не только заявлениями о стабильности и выгодными условиями, но и комфортным офисом, в котором не придется стоять в очередях.

«Первый прорыв в этом направлении совершил Альфа-Банк Экспресс. Они пригласили англичан, которые разработали им концепцию в европейском духе. До этого момента банки строили отделения в офисном, нейтральном стиле. Теперь же появились яркие цвета и наглядная информация об услугах», — вспоминает Станислав Левочкин, гендиректор компании «Бауфлекс». «Банки становились более открытыми и яркими. Поначалу офис представлял собой темное помещение с бронированными маленькими окошками, но затем стало явно ощущаться влияние Запада», — продолжает он. Действительно, на российский рынок стали приходить иностранные игроки, которые приносили с собой и корпоративный стиль офисов, новую организацию пространства и философию бизнеса.

Однако банкиры были ограничены в средствах, да и не очень понимали, зачем нужен стильный офис. «Первоначально банки были совсем не заинтересованы в том, чтобы тратить деньги на свой дизайн, на имиджевую мебель, на оборудование. У них просто не было денег. Потому мы предлагали всем одну простую схему: давайте мы вам сделаем хороший клиентский зал, потому как это лицо банка, а рабочую зону можно сделать подешевле», — рассказывает Вячеслав Рогов, председатель совета директоров ГК «Европеум»

Главное в проектировании офиса – дать клиенту ощущение надежности. Сейчас самое надежное, что есть в этой стране – «Макдональдс».

Однако чем дальше – тем больше банки стали заботиться о своем бренде и имидже. Отделения стали ранжировать по категориям клиентов, появились мини-отделения для быстрого обслуживания. VIP-клиентов стали встречать в дорогом интерьере, а так называемый «средний класс» — в офисах попроще, но стильных и максимально узнаваемых. Слово «брендбук» прочно вошло в жизнь, и без него не открывалось ни одно отделение. Дизайнеры и строители получили неплохой доход, банки – узнаваемые отделения, а клиенты – более-менее удобные помещения в банках.

«Сейчас в Москве у многих банков отделения выполнены современно и продуманно. Однако, на мой взгляд, если говорить о банках, которым действительно удалось сформировать интерьерный бренд, — это только Сбербанк и Ситибанк», — говорит Алла Алферова, руководитель проектов архитектурно-дизайнерской группы «Апроект». — Интерьер отделений этих банков выполняет действительно роль бренда — придает моментальной узнаваемости, индивидуальности, указывает на статус банка. Причем, если у Ситибанка ключевыми характеристиками являются цвет (синий) и логотип в интерьере, то у Сбербанка это цвет и индивидуальная форма расчетных стоек».

Банки стали заправскими щеголями, завлекая клиентов стилем и удобством, светом и комфортом, красуясь стеклом, алюминием и пластиками высокого давления вкупе с кондиционерами и новейшими банкоматами и интернет-терминалами. И даже новый кризис не заставил банкиров отказаться от поддержки бренда. Многие банки затеяли ребрендинг – по сути, рестайлинг и апгрейд существующих офисов, не стесняясь в средствах. Экономия не должна быть заметна клиенту с первого взгляда – это, кажется, стало новым девизом банковских отделений.

Банкиры, фастфуд и стоматологи

Но погоня за модой сыграла с банкирами злую шутку: их отделения стали похожи друг на друга, как две модницы, одевающиеся в одном торговом центре. Вот вроде бы и одежда из разных магазинов, и цвета разные – но отличить их друг от друга очень сложно.

«Банки обычно хотят «все такое светленькое, симпатичненькое». Сейчас вообще у многих офисы такие, что непонятно – стоматология это или банк. Требования практически одинаковые», — иронизирует Роман Фанталис, генеральный директор группы компаний «Золотой дом». Однако при всем при этом он считает, что отделение банка и должно быть похоже на «Макдональдс»: «Это должен быть своего рода «Макдональдс», только в финансовой сфере: быстро, качественно, доступно. Главное в проектировании офиса – дать клиенту ощущение надежности. Для регионов сейчас самое надежное, что есть в этой стране, – «Макдональдс». Он непоколебимый, вкусный, быстрый. Магазины и банки исчезают, «Макдональдс» – нет. Банку необходимо воспользоваться основными принципами выбора места, оформления и работы этого знаменитого фаст-фуда, если он хочет казаться надежным».

Как это может быть реализовано в интерьере офиса? «В «Макдональдсе» отделения клиентского зала от рабочей зоны нет, — поясняет Роман Фанталис. — Так и в банке: каждого работника банка должны видеть люди. В первую очередь для того, чтобы тот не смог спрятаться от работы. А именно это зачастую происходит, особенно в регионах: люди часто попадают в банк вовсе не потому, что умеют работать, а в силу родственных или каких-то других связей. Поэтому так называемый «open space» в этом случае идет только во благо. В идеале рабочий зал должен располагаться за прозрачной перегородкой, чтобы старший менеджер мог наблюдать за работой».

С ним не согласен Вячеслав Рогов («Европеум»): «По моему мнению, open space, так популярный на Западе, у нас, скорее всего, будет иметь успех там, где нужно быстрое массовое обслуживание по ежедневным операциям. Ведь какую бы операцию клиент ни совершал, ему не будет приятно, если об этом узнают те, кто рядом. Деньги – дело интимное, и потому должна быть обеспечена некоторая приватность в общении со специалистом, конфиденциальность».

Также ему не по вкусу и теория фаст-фуда: «Я считаю, что мы никогда не уйдем от традиционного банка. Я консерватор. Я представляю банк, как серьезный офис с налетом консерватизма, где сотрудники банка будут обращать на тебя максимум внимания. То есть почти private banking».

В защиту «открытого пространства» выступает Галина Бандуркина, президент ГК «Астарта»: «Open space демонстрирует идею демократичного офиса. Вся идея зонирования, грамотного разделения людских потоков должна служить тому, чтобы создавать у посетителей чувства эмоционального подъема, легкости и, наконец, просто хорошего настроения. Не секрет, все мы волнуемся, приходя в банк. Кто-то хочет взять кредит, кто-то кладет деньги на депозит, кто-то ходатайствует об отсрочках по платежам. Снижение этой составляющей с помощью эстетики помещения – важная часть вклада в успешную работу финансовой организации». И именно этого эффекта можно добиться с помощью open space.

Классика и хай-тек

Как бы то ни было, отдельные кабинеты или открытый всем взглядам зал, консерватизм или фастфуд – офисы банков очень похожи. Одна из причин – приверженность модным трендам и веяниям. «До недавнего времени самым распространенным стилем в интерьере банков являлся классический, неоклассический, стиль арт-нуво и арт-деко. В последнее время интерьер современных банков стремится к стилю хай-тек. Этот стиль сочетает в себе функциональность, высокий прагматизм в планировании пространства, использование прямых линий и простых фигур, децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещенного помещения», — рассказывает Ольга Черненко, генеральный директор White & Black Design Studio.

Еще одна причина сходства офисов – использование одних и тех же материалов.

Еще одна причина сходства офисов – использование одних и тех же материалов. Практичность и долговечность – вот чего банкиры хотят от своих розничных офисов, и потому материалы должны быть максимально износоустойчивыми и выглядеть дорого как можно дольше.

«Существует норматив, сколько отделение должно «продержаться», не теряя существенно внешнего вида. К примеру, норматив Сбербанка – порядка восьми лет», — рассказывает Станислав Левочкин («Бауфлекс»).

Если пройтись по столичным отделениям банков и обратить внимание на материалы, из которых выполнен интерьер, можно заметить, разница между ними часто только в цвете. «В качестве основных отделочных материалов широко применяют стекло, пластик, металл, мрамор, гранит и иные материалы белого и серебристо-металлического цветов. Одной из последних тенденций в современном дизайне интерьеров банков является стремление к прозрачности и зрительному просмотру помещений банка», — говорит Ольга Черненко (White & Black Design Studio).

Что же делать, чтобы хоть немного отличаться от конкурентов? Алла Алферова («Апроект») советует: обратите внимание на мебель и цвет. «Большинству банков недостает именно индивидуально разработанной мебели, — считает она. — Без этого отделения банков выглядят современно, но мало отличимо от других, просто по-современному оформленных банковских отделений. Крупным банкам со множеством филиалов советуем разработать индивидуальную мебель. А также постараться уйти от синего и красного цветов, которые слишком традиционны».

Но не все эксперты согласны с тем, что офисы слишком похожи. Это тренд прошлого века, утверждает Галина Бандуркина (ГК «Астарта»). «В XXI веке помимо функционального подхода к дизайну помещений, появляется новый подход – эмоциональный. Цветовое оформление интерьеров выполняется в спокойных пастельных тонах. Механистичность и нарочитая функциональность, свойственные интерьерам банков XX века, уходят в прошлое», — говорит она.

Хочется надеяться, что она права. Ведь действительно не очень приятно, если банковский офис похож на приемную стоматолога.

Финансовый менеджмент: управление финансами для бухгалтера и руководителя

Cкидка до 62%!

16 900 ₽ 44 900 ₽

✔️ Методам финансового анализа бизнеса

✔️ Оценке бизнеса на основе метрик

✔️ Планированию финансовой деятельности компании

✔️ Финансовому прогнозированию для привлечения инвестиций

Этот курс превратит бухгалтера в финансового директора, а директору поможет не только удержать бизнес на плаву, но и значительно увеличить прибыль!

Скидка действует только сегодня! Запишитесь и откройте новые горизонты для роста вашего бизнеса!

Записаться на курс

Начать дискуссию


Похожие материалы

Инвестиции

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Тут могла бы быть очередная несмешная шутка про кокс. Смотрим новый флоатер от коксохимического завода Кокс. И заодно смотрим новый фикс от него же. Да, всё верно, коксовый дубль из двух выпусков. Фикс для всех, а флоатер только для квалов.

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Как оформить налоговый вычет по ПДС: Сбер поделился инструкцией для возврата денег

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволяет не только формировать накопления на будущее, но и получать налоговый вычет со взносов. Это хороший способ снизить налоговую нагрузку и вернуть часть внесенных средств.

Кадры

80% компаний следят за работой сотрудников

Почти половина работодателей требует от сотрудников регулярных отчетов, а еще 43% ведут видеонаблюдение в офисе.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Налоговая реформа не обошла вниманием IT-компании. Некоторые изменения уже вступили в силу, например, применение 5% ставки налога на прибыль. Другие изменения заработают совсем скоро — например, с 3 марта 2025 года отменяется мораторий на выездные проверки в IT-компании. Рассказываем, что ждет айтишников и как адаптироваться к новым реалиям.

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году
Ведение бизнеса

Чем бизнес в Саудовской Аравии привлекателен для российских предпринимателей

Все больше российских компаний открывают для себя рынок Саудовской Аравии. Основными сферами вложения средств являются агропромышленный комплекс, строительство и инфраструктура, энергетика. Отечественных предпринимателей привлекает устойчивая бизнес-среда, стабильная политическая обстановка и, что особенно важно, система налоговых льгот.

Новости ФНС

Уведомления об изменениях в личном кабинете можно получать на свою электронку

Для получения сообщений из ФНС об обновлении данных в личном кабинете в разделе «Профиль» необходимо подтвердить свой электронный адрес.

Светлана

Как можно понять какой применяется ОФД? В чеке не указано ни в бумажном, ни электронном варианте.

Эксперт:

Оксана Сутормина

Оксана Сутормина
Эксперт

Оператор фискальных данных

Посмотрите в карточке регистрации ККТ. Карточку можно скачать в разделе ККТ в ЛК ИП/юрлица на сайте ФНС.

Инвестиции

Большинство россиян планируют инвестиции на срок не более пяти лет

Горизонт инвестирования опрошенных женщин и мужчин часто не превышает пяти лет.

Счета-фактуры

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Счет-фактура — основание для принятия продавцом сумм НДС к вычету. Правила применения вычетов установлены статьей 172 НК. Но в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщики допускают в счетах-фактурах ошибки. Они могут быть как существенными и приводить в дальнейшем к отказу в вычете НДС, так и несущественными. 

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

На отдельные помещения в элитном здании повышенная ставка налога не действует. Но это могут изменить

Бизнес-недвижимость облагается налогом по ставке 2%, но если кадастровая стоимость выше 300 млн рублей, будет повышенная ставка 2,5%. Если кадастровая стоимость помещения ниже 300 млн, повышенной ставки не будет, даже если это помещение находится в здании, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.

Инвестиции

Итоги 44 месяцев инвестиций. 6,333 млн рублей

1 марта, значит пора жарить блины, лопать их с икрой и подводить итоги февраля. Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 44 месяца позади. Погнали!

Итоги 44 месяцев инвестиций. 6,333 млн рублей

ФНС: закрытие ИП никак не влияет на статус самозанятого

Многие самозанятые одновременно имеют статус ИП.

📢 Для ПВЗ введут налог на имущество, старших по дому освободили от взносов, с процентов по вкладам отменили вычеты. Топ новостей за неделю

Собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Майнинг

В реестр ФНС включили 518 майнеров

Легально добывать криптовалюту могут 518 майнеров и 91 оператор.

Банки

Сбер запустил MultiQR для отплаты покупок клиентами любых банков

У покупателей появится больше вариантов оплаты, а банковские приложения смогут считывать QR-коды других кредитных организаций и проводить транзакции по СБП.

С 1 марта будут новые правила эскроу-счетов для частного строительства

Расчеты через эскроу-счета при строительстве частного жилья теперь будут регулироваться строже. С марта подрядчики смогут получить оплату только после регистрации права собственности заказчика, а банки — обязаны соответствовать повышенным требованиям.

Инвестиции

24,5% на лизинге. Свежие облигации: Дельта Лизинг на размещении

И снова лизинг с высоким кредитным рейтингом и крепким купоном. Эмитент хоть и не новый, но первый выпуск купить не получится. Теперь есть шанс купить второй, посмотрим, что там.

24,5% на лизинге. Свежие облигации: Дельта Лизинг на размещении
Кадры

Женщины начали чаще подрабатывать на складах, в строительстве и грузоперевозках

Для подработки все больше женщин стали выбирать «мужские» занятия, которые требуют физической выносливости и силы.

Зарплата

Зарплату больше 100 тысяч рублей стали получать в 11 регионах

Больше 100 тысяч рублей в 2024 году стали получать жители Мурманской области и Санкт-Петербурга.

Чтобы подписывать чужие электронные отчеты, нужна МЧД

ЭЦП предпринимателя должна находится у него самого, а не у стороннего лица, который сдает его отчеты.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: на лечение питомцев уходит до 50 млрд рублей, Московский зоопарк выбирает имя для альпаки, а для писателей создадут реалити-шоу

Подготовили обзор главных событий дня — 28 февраля 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.