Генеральный директор ЗАО «Платежные технологии», стоявший у истоков российской платежной системы STB CARD, убежден, что государство должно контролировать платежное пространство страны, и в целом положительно оценивает законопроект «О национальной платежной системе»
Игорь Голдовский, генеральный директор ЗАО «Платежные технологии»
— Игорь Михайлович, как вам кажется, почему именно в последний год так активно началась подготовка законопроекта о национальной платежной системе?
— Сама идея создания национальной платежной системы обсуждается уже много лет. Есть люди, которые считают, что на создании такой системы можно заработать какие-то безумные деньги. И столь же давно на уровне первых лиц государства витают опасения по поводу попадания данных о российских платежах за границу.
Часть этих аргументов – абсолютно верная. Я считаю неправильной ситуацию, когда инфраструктура безналичных платежей по картам в России зависит от каких-то третьих иностранных компаний, причем все эти компании – американские. Я на своем опыте много-много раз убеждался, что когда возникают какие-то вопросы, то все решения, принимаемые на самом верхнем уровне в международных системах, были направлены в первую очередь на защиту интересов отдельных участников этих систем. Нам говорили открытым текстом, что, мол, решайте вашу проблему с таким-то и таким-то банками – американскими. И были случаи, когда отдельных участников просто отключали от системы.
Cейчас актуальным встал вопрос о создании инфраструктуры, которая позволила бы государству обеспечить свои интересы.
То есть постановка вопроса о защите целостности платежного пространства страны – законна, и опыт других стран, включая Францию, Великобританию, Германию и т.д., показывает, что весь трафик по платежам внутри страны должен замыкаться на уровне национальных систем. Вообще, развитые страны очень жестко относятся к вопросу контроля над информацией по внутренним транзакциям.
Поэтому если резюмировать, то начиналось все с того, что были очень жесткими требования со стороны международных платежных систем к новым участникам, поэтому возникла ниша для локальных систем, а сейчас актуальным встал вопрос о создании инфраструктуры, которая позволила бы государству обеспечить свои интересы.
— Вы знакомы с различными версиями законопроекта «О национальной платежной системе», включая положения о НСПК? Что вы о нем думаете?
— Да, там очень много разумного. И очень много неразумного из первых версий уже убрано. В том, что касается НСПК, участвовать в ней или нет, это дело для банков добровольное. Обязательным является участие для тех банков, которые хотят участвовать в госпроектах. Очевидно, что все ведущие банки станут участниками такой системы, а это уже очень много.
На самом деле, есть огромное количество вопросов, которые решать на уровне международных платежных систем дорого и неэффективно. Например, 99% транзакций в области электронной коммерции и мобильных платежей приходится на внутренний рынок. Но, как показывает практика, наши банки вряд ли смогут самостоятельно договориться о выработке единого стандарта, поэтому нужен некий регулирующий орган по аналогии, скажем, с UK Payments Administration. И вот создание оператора НСПК могло бы быть первым шагом в данном направлении.
— То есть если законопроект в его нынешнем виде будет принят, то, вы считаете, он окажет положительное влияние на рынок?
— Да, на мой взгляд, принятие такого закона будет позитивным явлением, хотя он и носит несколько дискриминационный характер по отношению к международным платежным систем. Впрочем, рынок все расставит по своим местам.
Начать дискуссию