Банки

Андрей Мирошниченко: Либо миллиард, либо ограниченная лицензия

Идея банка с ограниченной лицензией перестает быть утопичной. Перед тем как требование по капиталу банка поднимут до 1 миллиарда, у идеи ограниченной лицензии может появиться неожиданный союзник.

Идея банка с ограниченной лицензией перестает быть утопичной. Перед тем как требование по капиталу банка поднимут до 1 миллиарда, у идеи ограниченной лицензии может появиться неожиданный союзник.

Будет вот что. Ближе к концу 2010 года Банк России наконец официально заявит о новом этапе ограничения по капиталу банков – на уровне 1 миллиарда рублей. Начиная где-нибудь с 2014 года.

Эта идея была высказана министром финансов Алексеем Кудриным и постоянно вбрасывается другими представителями финансовых властей. Пока она встречает бурное негодование рынка. Который вроде бы неожиданно легко справился с планкой в 90 миллионов. Но планку в 180 миллионов многие малые и даже средние банки возьмут с трудом. И не у всех получится.

А миллиард с 2014 года… Многим банкам такой лимит капитала окажется вовсе не по силам. Поэтому, для того чтобы компенсировать или сгладить негатив, Банк России даст понять, что он не против инициатив, связанных с введением ограниченных банковских лицензий, которые позволяли бы малым банкам работать и без миллиардного капитала.

Суть такой лицензии – банк может показывать капитал меньше миллиарда, но получит ограничение либо по операциям, либо по территории. Или же территориальное ограничение будет сочетаться с ограничением операций.

При этом Банк России сам не будет продвигать проект ограниченной лицензии. Ему это незачем. ЦБ просто допустит такую возможность наряду с объявлением о предстоящем повышении капитального порога. А дальше – кому надо, тот пусть и добивается. Центробанк не будет возражать.

Появится новое обширное поле деятельности для лоббистских ассоциаций и депутатов. Их ждет большой труд по разработке законодательной базы для банков с ограниченной лицензией. Соответственно, много хлопот предстоит и банкам, которые возьмут планку в 180 миллионов, но довести капитал до миллиарда рублей не смогут даже спустя 3–4 года. Банкирам надо позаботиться о том, чтобы лицензия под названием «ограничение по операциям в обмен на малый капитал» допускала наиболее интересные для них виды деятельности в наиболее удобном режиме надзора.

Вот для этого и придется привлекать лоббистов, депутатов, а также международный опыт. Для многих небольших местных банков было бы интересно сохранить полный спектр операций, согласившись на территориальное ограничение. Но, похоже, в Банке России будут согласны с другим типом ограничений – не по территории, а все-таки по операциям. В этом смысле лоббистам уже есть смысл отказаться от идеи регионального/локального банка и бороться за тот или иной набор операций в ограниченной лицензии.

Начать дискуссию