Интернет-банкинг

Заманчивые интернет-расчеты за услуги ЖКХ

Число пользователей услуг дистанционного банковского обслуживания в мире в 2010 году достигло 300 млн. человек, большинство из них активно использует наиболее востребованный и распространенный на сегодняшний день вид ДБО – интернет-банкинг

Число пользователей услуг дистанционного банковского обслуживания в мире в 2010 году достигло 300 млн. человек, большинство из них активно использует наиболее востребованный и распространенный на сегодняшний день вид ДБО – интернет-банкинг.

В Европе, по данным исследовательской компании Berg Insight, число пользователей интернет-банкинга превысило 100 млн. человек. Самый высокий уровень проникновения интернет-банкинга зарегистрирован в Швеции, где онлайновые финансовые операции совершают 54% пользователей. В Норвегии услугами интернет-банкинга пользуются 48% владельцев компьютеров, в Дании – 43%.

Российский рынок дистанционного банковского обслуживания пока что значительно отстает от рынка Европы. В настоящее время общее число российских пользователей интернет-банкинга составляет всего порядка 1,5 млн. человек – чуть более 1% общей численности населения, или 4,6% от аудитории российской зоны Интернета (32 млн. пользователей). Важно отметить, что из них 90% – физические лица, а каждый третий пользователь, согласно данным опросов, готов управлять своим банковским счетом через Интернет.

В чем же причины такого отставания? Их несколько – это и недостаточное качество предоставляемых интернет-провайдерами услуг, и далекая от совершенства финансовая культура населения, и очевидный недостаток доверия к безналичным операциям. В нашей стране интернет-банкинг вначале развивался только как необходимая, подчас даже досадная, надстройка к линейке предлагаемых банком сервисов. В лучшем случае это воспринималось как дань статусу и реноме инновационного банка. Вот любопытная цитата представителя банка, первым в России запустившим проект интернет-банкинга: «Основной доход банку идет, конечно, не от услуги Интернет-банкинга. Она просто расширяет перечень услуг, подчеркивает статус позиционирования банка как высокотехнологичного, демонстрирует, что он не идет по чьим-то следам, а смотрит вперед, в перспективу».

По данным MForum Analytics, наиболее часто оплачиваемой услугой мобильного и интернет-банкинга в России является оплата услуг сотовой связи - 48% платежей. Ещё 12% транзакций – оплата услуги доступа в Интернет. На оплату услуг ЖКХ приходится 11%. Интернет-платежи по стандартным реквизитам и покупки в интернет-магазинах составляют 9% и 8% транзакций соответственно. При этом платежи в пользу других поставщиков повседневных услуг (детские дошкольные учреждения, школы и т.д.) вообще не попали в сводную таблицу.

Совершенно очевидно, что небольшая доля ЖКУ (11%) в общем объеме интернет-платежей не связана с ее меньшей «популярностью» по сравнению с оплатой мобильной связи. Основной проблемой банков, особенно имеющих федеральный статус, является порой ограниченный перечень или полное отсутствие региональных поставщиков услуг в шаблонах на оплату, то есть заплатить, например, за свет можно будет, только если самостоятельно найти образец платежного поручения и формат обязательных реквизитов (показания счетчиков, номер лицевого счета и прочее).

А ведь существенное расширение спектра поставщиков услуг, в первую очередь из сектора ЖКХ, позволяет не только обеспечить рост числа пользователей интернет-банкинга, но и в разы увеличить активность уже зарегистрированных клиентов. Западный опыт позволяет заключить, что именно платежи в пользу поставщиков регулярных услуг обеспечивают скачкообразный рост и стабильные обороты он-лайн платежей. Однако такой качественный прорыв требует от банков массы рутинной и непрофильной работы, связанной с заключением огромного числа договоров с поставщиками. Что же делать? Как обеспечить быстрое и широкое расширение интернет-банкинга в столь востребованном клиентами сегменте?

Одним из простых решений является подключение банка к Федеральной Системе «Город» (ФСГ), которая успешно работает на рынке уже 11 лет, обеспечивает сбор платежей за услуги ЖКХ на территории 79 регионов Российской Федерации и является безусловным лидером в этом секторе. Клиентами ФСГ уже стали свыше 7000 поставщиков коммунальных услуг, а также образовательные учреждения, ведомства УВД и многие другие. С использованием технологии Федеральной Системы «Город» сегодня работают 280 банков РФ, в том числе 10 территориальных банков Сбербанка России, МДМ Банк, филиалы ОАО КБ «Связь-Банк», ОАО «Русь-Банк», БАНК УРАЛСИБ, ОАО «БИНБАНК», ОАО «Россельхозбанк».

Федеральная Система «Город» – уникальное решение, позволяющее быстро и экономично «добрать» в арсенал банка недостающие ему качественные сервисы ДБО. Никаких инвестиций при этом не требуется – подключение банка к ФСГ производится на основании внешнего протокола взаимодействия, предоставляемого банкам-участникам ФСГ бесплатно. Если банк не является участником ФСГ, то необходимо заключить договор присоединения к Системе.

В настоящее время возможность совершать платежи в адрес федеральных и региональных поставщиков услуг через систему «Город» имеют жители практически всех регионов России – а это огромное число клиентов крупнейших многофилиальных банков и большинства региональных кредитных организаций.

Начать дискуссию