Банки

Как заработать на ИТ

ИТ могут стать для банка креативным центром сокращения затрат и получения прибыли. При условии, что руководство финансово-кредитной структуры это понимает

ИТ могут стать для банка креативным центром сокращения затрат и получения прибыли. При условии, что руководство финансово-кредитной структуры это понимает

Кризис побудил банки к сокращению расходов во всех сферах их деятельности. Нередко от успешного решения этой задачи зависит эффективность всего бизнеса. В таких условиях особую актуальность приобретает понимание того, что информационные технологии способны стать для финансово-кредитных организаций не только действенным центром экономии затрат, но - при соблюдении ряда условий - даже источником прибыли.

Между информационными технологиями и финансовыми результатами деятельности банка, возможно, не существует связей первого порядка, однако опосредованная тесная взаимосвязь не вызывает сомнений. Очевидно, что ИТ-департамент работает на привлечение бизнес-подразделениями прибыли в банк. Однако определенные ИТ-тех-нологии запускаются не только ради поддержания успешной работы бизнеса, они также направлены и на поддержку стратегических бизнес-решений, например, привлечение новых клиентов в банк и внедрение новых бизнес-направлений. И это обеспечивает гарантированную дополнительную прибыль в масштабах всей кредитной организации.

Можно выделить немало направлений в информационных технологиях, которые стали реальными источниками не только экономии средств, но и получения дополнительной прибыли. Остановимся на некоторых из них.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ В БУМАЖНОМ МОРЕ

Бумажный документооборот - весьма дорогое удовольствие. По подсчетам экспертов, создание каждого докумен-
та обходится в среднем от 10 до 100 рублей, иногда и дороже. В США, например, ежегодные расходы на бумажные документы, включая стоимость бумаги, печать, доставку и т.д., могут достигать $1 трлн.

В любом банке ежедневно скапливаются горы бумажной документации, причем не только финансовые и бухгалтерские данные, но и договоры, приказы, служебные записки, отчеты и масса другой необходимой «макулатуры». Не утонуть в этом море помогают системы электронного документооборота (СЭД), без которых вряд ли можно представить себе деятельность современного банка. Причем если какое-то время назад такие системы функционировали только внутри финансово-кредитной организации (оборот приказов, заявлений),  то   в  настоящее  время  СЭД используются при выдаче кредитов, согласовании заявок и т.д. Т.е. данный инструмент интегрируется в бизнес-процессы банка и становится своеобразной основой для движения всей неструктурированной информации в кредитной организации, одновременно взаимодействующей со всеми бизнес-приложениями.

Присутствие развитых встроенных средств информационной безопасности, поддержка распределенной работы, маршрутизации документов, наличие инструментов для их настройки - все эти требования характеризуют современную систему электронного документооборота.

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Наверняка в кризис многие банкиры, просчитывавшие ранее кредитные риски, что называется, «на коленке» и экономившие на формировании хранилищ данных, пожалели об этом. Некоторые, особо жадные, рассматривавшие хранилища данных как излишнюю роскошь, заплатили не только дважды, но даже трижды за свое упорное игнорирование ИТ-технологий.

Системы хранилищ данных помогают накапливать и обрабатывать огромные объемы информации, в том числе и о кредитной деятельности банков. Их использование позволяет в большой степени автоматизировать процесс принятия решения по выдаче кредита. Так, эффективно работающее и созданное на основе современных ИТ-технологий хранилище минимизирует временные издержки на принятие кредитного решения от получаса до пяти-восьми минут. Хранилище данных дает все возможности быстро анализировать риски, основываясь на кредитных историях сотен тысяч клиентов. Такой массив информации ни один эксперт не в силах обработать.

Для принятия того или иного решения по банковскому бизнесу нужна достоверная информация об истинном состоянии дел в кредитной организации. Поэтому на хранилище данных возлагается задача консолидации всех сведений о деятельности банка в одном месте. Ранее во многих банках была распространена практика, когда отчеты о работе готовили филиалы и отделения, затем они передавали их в головной офис. В небольшом банке это не создает проблем бизнесу, но, как только организация расширяется и «обрастает» филиалами, данные начинают поступать от десятков и даже сотен сотрудников. Здесь вступает в игру человеческий фактор, который, к сожалению, не дает руководству банка уверенности в том, что полученный отчет носит полный и исчерпывающий характер. Хранилище же является источником объективной информации для оценки работы подразделений.

Кроме того, нужно учитывать еще один момент. При отсутствии хранилища данных информация поступает от одного сотрудника к другому и затем сводится в итоговый документ Excel. Мало того что такая подготовка требует очень много времени, при сборе информации в отчетах могут накапливаться ошибки.

Наконец, на основе данных хранилища автоматически формируются отчеты в необходимых для руководства банка «разрезах» и с требуемой детализацией, появляется возможность нового структурирования данных.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ РЕГУЛЯТОРОВ

Не только руководству банка необходимо понимать, что происходит в кредитной организации. Об этом нужно периодически информировать контролирующие и регулирующие органы. Со своей стороны Центробанк постоянно ужесточает нормативные требования к составу, качеству, форматам и срокам предоставления отчетности. Кредитные организации, в свою очередь, стремятся к сокращению издержек на выпуск и поддержание в актуальном состоянии многочисленных отчетных форм.

Получение консолидированной отчетности на базе единого хранилища данных является наиболее выигрышной технологией, уверены эксперты. И это уже поняли в крупных многофилиальных банках. Наличие единого хранилища, содержащего данные о банковских операциях, сделках, договорах, проводках, снижает трудоемкость процесса подготовки отчетности, минимизирует сроки подготовки документа, делает сам процесс максимально прозрачным и понятным. По статистике, за последние два-три года более половины проектов построения хранилищ данных в банках выполнялись с целью автоматизации выпуска как раз регу-ляторной отчетности.

С использованием хранилищ данных банки готовят и отчетность в соответствии с требованиями МСФО и РСБУ. Подготовка данного вида документов требует анализа очень больших объемов информации, многочисленных проверок и корректировок данных. Это очень трудоемкий и сложный процесс. Поэтому без применения современных автоматизированных систем данная работа потребует от кредитной организации серьезных материальных затрат. И в первую очередь - на оплату труда высококвалифицированных специалистов, занимающихся трансформацией и консолидацией финансовой отчетности.

Следует здесь учитывать и человеческий фактор, когда работники банка просто не успевают подготовить отчетность в нужные сроки, в результате чего кредитная организация вынуждена платить штрафы. Автоматизация отчетности на базе современных хранилищ данных позволяет не только уменьшить затраты на персонал и снизить риски срыва сроков, но и обеспечить гарантированную достоверность данных, представленных в любом типе отчетности.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ…

Российский рынок систем видеоконференций быстро развивается. Эксперты связывают это с тем, что все большее число компаний начинают считать деньги и развивать свои ИТ-структуры. Приходит понимание того, что видеоконференции - оперативная, удобная и выгодная альтернатива традиционным средствам общения. Кстати, в западных финансовых организациях такая практика уже давно получила свое распространение.

Согласно статистике, при телефонном разговоре передается только десятая часть транслируемой информации, зато когда видна жестикуляция и мимика собеседника, эффект от передачи информации достигает 60%. Очевидно, насколько сложно организовать совещание с участием представителей удаленных филиалов, особенно если они находятся в разных городах, а то и в разных странах. Поэтому главная цель реализации системы видеоконференций - снижение количества деловых поездок, которые с каждым годом становятся все более дорогостоящим удовольствием.

Активное развитие видеоконференцсвязи обусловлено несколькими основными причинами. Во-первых, совершенствование технологий, обеспечивающих передачу высококачественного изображения и звука, а также функциональные возможности, о которых несколько лет назад не могло идти и речи. Во-вторых, существенно снизилась стоимость современного оборудования и каналов, обеспечивающих видеосвязь. Кроме того, в банках понимают все преимущества систем ВКС, и главное из этих преимуществ - возможность снижения временных и финансовых издержек на командировки сотрудников. Причем, по данным некоторых исследований, снижаются как прямые, так и косвенные затраты финансово-кредитных структур. К числу косвенных затрат относятся рост заболеваемости сотрудников и ухудшение психологического климата при постоянных разъездах.

Начать дискуссию