Банки

Как заработать на ИТ

ИТ могут стать для банка креативным центром сокращения затрат и получения прибыли. При условии, что руководство финансово-кредитной структуры это понимает

ИТ могут стать для банка креативным центром сокращения затрат и получения прибыли. При условии, что руководство финансово-кредитной структуры это понимает

Кризис побудил банки к сокращению расходов во всех сферах их деятельности. Нередко от успешного решения этой задачи зависит эффективность всего бизнеса. В таких условиях особую актуальность приобретает понимание того, что информационные технологии способны стать для финансово-кредитных организаций не только действенным центром экономии затрат, но - при соблюдении ряда условий - даже источником прибыли.

Между информационными технологиями и финансовыми результатами деятельности банка, возможно, не существует связей первого порядка, однако опосредованная тесная взаимосвязь не вызывает сомнений. Очевидно, что ИТ-департамент работает на привлечение бизнес-подразделениями прибыли в банк. Однако определенные ИТ-тех-нологии запускаются не только ради поддержания успешной работы бизнеса, они также направлены и на поддержку стратегических бизнес-решений, например, привлечение новых клиентов в банк и внедрение новых бизнес-направлений. И это обеспечивает гарантированную дополнительную прибыль в масштабах всей кредитной организации.

Можно выделить немало направлений в информационных технологиях, которые стали реальными источниками не только экономии средств, но и получения дополнительной прибыли. Остановимся на некоторых из них.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ В БУМАЖНОМ МОРЕ

Бумажный документооборот - весьма дорогое удовольствие. По подсчетам экспертов, создание каждого докумен-
та обходится в среднем от 10 до 100 рублей, иногда и дороже. В США, например, ежегодные расходы на бумажные документы, включая стоимость бумаги, печать, доставку и т.д., могут достигать $1 трлн.

В любом банке ежедневно скапливаются горы бумажной документации, причем не только финансовые и бухгалтерские данные, но и договоры, приказы, служебные записки, отчеты и масса другой необходимой «макулатуры». Не утонуть в этом море помогают системы электронного документооборота (СЭД), без которых вряд ли можно представить себе деятельность современного банка. Причем если какое-то время назад такие системы функционировали только внутри финансово-кредитной организации (оборот приказов, заявлений),  то   в  настоящее  время  СЭД используются при выдаче кредитов, согласовании заявок и т.д. Т.е. данный инструмент интегрируется в бизнес-процессы банка и становится своеобразной основой для движения всей неструктурированной информации в кредитной организации, одновременно взаимодействующей со всеми бизнес-приложениями.

Присутствие развитых встроенных средств информационной безопасности, поддержка распределенной работы, маршрутизации документов, наличие инструментов для их настройки - все эти требования характеризуют современную систему электронного документооборота.

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Наверняка в кризис многие банкиры, просчитывавшие ранее кредитные риски, что называется, «на коленке» и экономившие на формировании хранилищ данных, пожалели об этом. Некоторые, особо жадные, рассматривавшие хранилища данных как излишнюю роскошь, заплатили не только дважды, но даже трижды за свое упорное игнорирование ИТ-технологий.

Системы хранилищ данных помогают накапливать и обрабатывать огромные объемы информации, в том числе и о кредитной деятельности банков. Их использование позволяет в большой степени автоматизировать процесс принятия решения по выдаче кредита. Так, эффективно работающее и созданное на основе современных ИТ-технологий хранилище минимизирует временные издержки на принятие кредитного решения от получаса до пяти-восьми минут. Хранилище данных дает все возможности быстро анализировать риски, основываясь на кредитных историях сотен тысяч клиентов. Такой массив информации ни один эксперт не в силах обработать.

Для принятия того или иного решения по банковскому бизнесу нужна достоверная информация об истинном состоянии дел в кредитной организации. Поэтому на хранилище данных возлагается задача консолидации всех сведений о деятельности банка в одном месте. Ранее во многих банках была распространена практика, когда отчеты о работе готовили филиалы и отделения, затем они передавали их в головной офис. В небольшом банке это не создает проблем бизнесу, но, как только организация расширяется и «обрастает» филиалами, данные начинают поступать от десятков и даже сотен сотрудников. Здесь вступает в игру человеческий фактор, который, к сожалению, не дает руководству банка уверенности в том, что полученный отчет носит полный и исчерпывающий характер. Хранилище же является источником объективной информации для оценки работы подразделений.

Кроме того, нужно учитывать еще один момент. При отсутствии хранилища данных информация поступает от одного сотрудника к другому и затем сводится в итоговый документ Excel. Мало того что такая подготовка требует очень много времени, при сборе информации в отчетах могут накапливаться ошибки.

Наконец, на основе данных хранилища автоматически формируются отчеты в необходимых для руководства банка «разрезах» и с требуемой детализацией, появляется возможность нового структурирования данных.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ РЕГУЛЯТОРОВ

Не только руководству банка необходимо понимать, что происходит в кредитной организации. Об этом нужно периодически информировать контролирующие и регулирующие органы. Со своей стороны Центробанк постоянно ужесточает нормативные требования к составу, качеству, форматам и срокам предоставления отчетности. Кредитные организации, в свою очередь, стремятся к сокращению издержек на выпуск и поддержание в актуальном состоянии многочисленных отчетных форм.

Получение консолидированной отчетности на базе единого хранилища данных является наиболее выигрышной технологией, уверены эксперты. И это уже поняли в крупных многофилиальных банках. Наличие единого хранилища, содержащего данные о банковских операциях, сделках, договорах, проводках, снижает трудоемкость процесса подготовки отчетности, минимизирует сроки подготовки документа, делает сам процесс максимально прозрачным и понятным. По статистике, за последние два-три года более половины проектов построения хранилищ данных в банках выполнялись с целью автоматизации выпуска как раз регу-ляторной отчетности.

С использованием хранилищ данных банки готовят и отчетность в соответствии с требованиями МСФО и РСБУ. Подготовка данного вида документов требует анализа очень больших объемов информации, многочисленных проверок и корректировок данных. Это очень трудоемкий и сложный процесс. Поэтому без применения современных автоматизированных систем данная работа потребует от кредитной организации серьезных материальных затрат. И в первую очередь - на оплату труда высококвалифицированных специалистов, занимающихся трансформацией и консолидацией финансовой отчетности.

Следует здесь учитывать и человеческий фактор, когда работники банка просто не успевают подготовить отчетность в нужные сроки, в результате чего кредитная организация вынуждена платить штрафы. Автоматизация отчетности на базе современных хранилищ данных позволяет не только уменьшить затраты на персонал и снизить риски срыва сроков, но и обеспечить гарантированную достоверность данных, представленных в любом типе отчетности.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ…

Российский рынок систем видеоконференций быстро развивается. Эксперты связывают это с тем, что все большее число компаний начинают считать деньги и развивать свои ИТ-структуры. Приходит понимание того, что видеоконференции - оперативная, удобная и выгодная альтернатива традиционным средствам общения. Кстати, в западных финансовых организациях такая практика уже давно получила свое распространение.

Согласно статистике, при телефонном разговоре передается только десятая часть транслируемой информации, зато когда видна жестикуляция и мимика собеседника, эффект от передачи информации достигает 60%. Очевидно, насколько сложно организовать совещание с участием представителей удаленных филиалов, особенно если они находятся в разных городах, а то и в разных странах. Поэтому главная цель реализации системы видеоконференций - снижение количества деловых поездок, которые с каждым годом становятся все более дорогостоящим удовольствием.

Активное развитие видеоконференцсвязи обусловлено несколькими основными причинами. Во-первых, совершенствование технологий, обеспечивающих передачу высококачественного изображения и звука, а также функциональные возможности, о которых несколько лет назад не могло идти и речи. Во-вторых, существенно снизилась стоимость современного оборудования и каналов, обеспечивающих видеосвязь. Кроме того, в банках понимают все преимущества систем ВКС, и главное из этих преимуществ - возможность снижения временных и финансовых издержек на командировки сотрудников. Причем, по данным некоторых исследований, снижаются как прямые, так и косвенные затраты финансово-кредитных структур. К числу косвенных затрат относятся рост заболеваемости сотрудников и ухудшение психологического климата при постоянных разъездах.

Финансовый менеджмент: управление финансами для бухгалтера и руководителя

Cкидка до 62%!

16 900 ₽ 44 900 ₽

✔️ Методам финансового анализа бизнеса

✔️ Оценке бизнеса на основе метрик

✔️ Планированию финансовой деятельности компании

✔️ Финансовому прогнозированию для привлечения инвестиций

Этот курс превратит бухгалтера в финансового директора, а директору поможет не только удержать бизнес на плаву, но и значительно увеличить прибыль!

Скидка действует только сегодня! Запишитесь и откройте новые горизонты для роста вашего бизнеса!

Записаться на курс

Начать дискуссию


Похожие материалы

Инвестиции

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Тут могла бы быть очередная несмешная шутка про кокс. Смотрим новый флоатер от коксохимического завода Кокс. И заодно смотрим новый фикс от него же. Да, всё верно, коксовый дубль из двух выпусков. Фикс для всех, а флоатер только для квалов.

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Как оформить налоговый вычет по ПДС: Сбер поделился инструкцией для возврата денег

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволяет не только формировать накопления на будущее, но и получать налоговый вычет со взносов. Это хороший способ снизить налоговую нагрузку и вернуть часть внесенных средств.

Кадры

80% компаний следят за работой сотрудников

Почти половина работодателей требует от сотрудников регулярных отчетов, а еще 43% ведут видеонаблюдение в офисе.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Налоговая реформа не обошла вниманием IT-компании. Некоторые изменения уже вступили в силу, например, применение 5% ставки налога на прибыль. Другие изменения заработают совсем скоро — например, с 3 марта 2025 года отменяется мораторий на выездные проверки в IT-компании. Рассказываем, что ждет айтишников и как адаптироваться к новым реалиям.

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Чем бизнес в Саудовской Аравии привлекателен для российских предпринимателей

Все больше российских компаний открывают для себя рынок Саудовской Аравии. Основными сферами вложения средств являются агропромышленный комплекс, строительство и инфраструктура, энергетика. Отечественных предпринимателей привлекает устойчивая бизнес-среда, стабильная политическая обстановка и, что особенно важно, система налоговых льгот.

Новости ФНС

Уведомления об изменениях в личном кабинете можно получать на свою электронку

Для получения сообщений из ФНС об обновлении данных в личном кабинете в разделе «Профиль» необходимо подтвердить свой электронный адрес.

OlgaB.

НДС в чеке ККМ при 100% предоплате

Коллеги. Подскажите в чеке ККМ , когда идет предоплата (за товар/услугу), то НДС как нужно указывать 5% или 5/105?

Эксперт:

Ирина Лапшина

Ирина Лапшина
Эксперт

Добрый день ! В чеках ККТ обычно указывается продажа по ставкам НДС 5% или 7%, либо по расчетной ставке НДС 5/105 или 7/107.Применение расчётной...

Читать полностью
Инвестиции

Большинство россиян планируют инвестиции на срок не более пяти лет

Горизонт инвестирования опрошенных женщин и мужчин часто не превышает пяти лет.

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Счет-фактура — основание для принятия продавцом сумм НДС к вычету. Правила применения вычетов установлены статьей 172 НК. Но в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщики допускают в счетах-фактурах ошибки. Они могут быть как существенными и приводить в дальнейшем к отказу в вычете НДС, так и несущественными. 

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

На отдельные помещения в элитном здании повышенная ставка налога не действует. Но это могут изменить

Бизнес-недвижимость облагается налогом по ставке 2%, но если кадастровая стоимость выше 300 млн рублей, будет повышенная ставка 2,5%. Если кадастровая стоимость помещения ниже 300 млн, повышенной ставки не будет, даже если это помещение находится в здании, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.

Инвестиции

Итоги 44 месяцев инвестиций. 6,333 млн рублей

1 марта, значит пора жарить блины, лопать их с икрой и подводить итоги февраля. Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 44 месяца позади. Погнали!

Итоги 44 месяцев инвестиций. 6,333 млн рублей

ФНС: закрытие ИП никак не влияет на статус самозанятого

Многие самозанятые одновременно имеют статус ИП.

📢 Для ПВЗ введут налог на имущество, старших по дому освободили от взносов, с процентов по вкладам отменили вычеты. Топ новостей за неделю

Собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Майнинг

В реестр ФНС включили 518 майнеров

Легально добывать криптовалюту могут 518 майнеров и 91 оператор.

Банки

Сбер запустил MultiQR для отплаты покупок клиентами любых банков

У покупателей появится больше вариантов оплаты, а банковские приложения смогут считывать QR-коды других кредитных организаций и проводить транзакции по СБП.

С 1 марта будут новые правила эскроу-счетов для частного строительства

Расчеты через эскроу-счета при строительстве частного жилья теперь будут регулироваться строже. С марта подрядчики смогут получить оплату только после регистрации права собственности заказчика, а банки — обязаны соответствовать повышенным требованиям.

Инвестиции

24,5% на лизинге. Свежие облигации: Дельта Лизинг на размещении

И снова лизинг с высоким кредитным рейтингом и крепким купоном. Эмитент хоть и не новый, но первый выпуск купить не получится. Теперь есть шанс купить второй, посмотрим, что там.

24,5% на лизинге. Свежие облигации: Дельта Лизинг на размещении
Кадры

Женщины начали чаще подрабатывать на складах, в строительстве и грузоперевозках

Для подработки все больше женщин стали выбирать «мужские» занятия, которые требуют физической выносливости и силы.

Зарплата

Зарплату больше 100 тысяч рублей стали получать в 11 регионах

Больше 100 тысяч рублей в 2024 году стали получать жители Мурманской области и Санкт-Петербурга.

Чтобы подписывать чужие электронные отчеты, нужна МЧД

ЭЦП предпринимателя должна находится у него самого, а не у стороннего лица, который сдает его отчеты.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: на лечение питомцев уходит до 50 млрд рублей, Московский зоопарк выбирает имя для альпаки, а для писателей создадут реалити-шоу

Подготовили обзор главных событий дня — 28 февраля 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.