Банки

Незалежна и самостийна

Украинская банковская система пережила серьезный стресс в результате экономического и финансового кризиса

Украинская банковская система пережила серьезный стресс в результате экономического и финансового кризиса

Прошедший год был одним из самых трудных для украинских банков. Однако благодаря помощи государства в лице Национального банка Украины и - в ряде случаев - зарубежных «материнских» финансовых структур кредитные организации более или менее пережили шок. Сложнее всего последствия кризиса преодолевают средние и мелкие банки. Многие из них в настоящее время находятся в стадии ликвидации. Но прогнозы экспертов на 2010 год выглядят более оптимистично.

УБЫТОЧНАЯ ТРЕТЬ

Мировой финансовый кризис нанес мощный удар по всем отраслям украинской экономики. За 11 месяцев 2009 года промышленное производство сократилось на 24%, ВВП - на 14%. Одной из первых пострадала банковская система. По итогам 2009 года превышение расходов над доходами украинских банков составило почти 28 млрд гривен. Согласно опубликованной отчетности по МСФО, в течение 2009 года качество активов украинских банков ухудшалось такими быстрыми темпами, что к началу 2010 года уровень проблемных кредитов превысил в разы аналогичные показатели в других восточноевропейских странах. В настоящее время уровень проблемных кредитов в общем объеме оценивается по-разному. Национальный банк Украины (НБУ) и Ассоциация украинских банков (АУБ) говорят о 9,4%, что в абсолютном выражении составляет около 70 млрд гривен.

По другим экспертным оценкам, уже сейчас доля «плохих» кредитов банков достигает 40%. Еще большая доля кредитов имеет признаки обесценения. По оценке агентства Fitch, доля обесцененных (NPL + реструктуризированных) кредитов составляет около 50% по состоянию на 1 января 2010 года. Это один из факторов, который сдерживает стабильное функционирование банковской системы в целом.

Для решения данной проблемы и восстановления былой активности банки нуждаются в значительном дополнительном капитале, который позволил бы им компенсировать потери по кредитам и создать платформу для возобновления кредитования. По расчетам агентства Fitch, проведенным на основании данных НБУ по состоянию на конец третьего квартала 2009 года, банковской системе может потребоваться до 92 млрд гривен ($11 млрд) новых вливаний капитала для восстановления платежеспособности.

Прямым следствием роста проблемных активов стало давление на уровень капитализации банков, ухудшение ликвидности, снижение прибыльности. Больше трети банков Украины являются убыточными вследствие формирования резервов под активные операции, отмечает Мария Воложинская, директор казначейства АО «Сведбанк». С начала года активы кредитных организаций уменьшились на 36,5 млрд гривен и по состоянию на 1 января 2010 года составили 890,7 млрд гривен.

Чтобы преодолеть негативные последствия ухудшения качества активов, ряд банков провел дополнительную капитализацию. Собственный капитал банков Украины увеличился в 2009 году на 4%, или на 4,8 млрд гривен, и по состоянию на 1 января 2010 года составил 126,2 млрд гривен.

Если решение проблемы «плохих» кредитов будет отложено, то финансирование экономики продолжит сокращаться, а некоторые банки просто перестанут существовать. Плохо то, что по украинскому законодательству легкого способа признания этих кредитов «плохими» не существует, процедура банкротства заемщика может длиться годами. «Чтобы избавиться от этого багажа и не тратить ценные ресурсы на работу с каждым заемщиком по отдельности, банки должны с большей активностью и готовностью идти на переговоры и принимать более гибкие и масштабные решения по продаже портфелей коллекторам, по конвертации долга в капитал и т.д.», - считает партнер, директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Максим Нефьодов.

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА СПЕКУЛЯЦИИ

Особенностью украинского банковского сектора является достаточно сильная валютная составляющая. Основная задача, которую должна будет решить банковская система в ближайший год, - это изменение валютной структуры портфеля, уверен Максим Нефьодов. «Наша проблема - это колоссальная долларизация экономики: в наличном обращении населения находятся миллиарды долларов, которые при любых колебаниях существенно дестабилизируют рынок. Таким образом, подрывается роль национальной валюты, появляется стимул деноминирования цен в долларах, что не просто является нонсенсом для любой страны, но и лишает национальный банк важных рычагов управления государственными финансами», - говорит эксперт.

Неудивительно, что за это время долларовые депозиты и кредиты стали популярными. При этом доходы заемщиков в большинстве случаев были деноминированы в гривне. С началом кризиса национальная валюта сильно обесценилась, и это, естественно, ощутимо сказалось как на корпоративных, так и на розничных заемщиках. В 2009 году девальвация составила более 40%. Это самое значительное падение в Европе.

Больше всего от такого резкого обесценивания гривны пострадали лица, имеющие кредиты в долларах, в основном ипотечные и автокредиты. В такой ситуации на украинском рынке бурно расцвела спекуляция на курсе гривны. И хотя банкиры категорически отрицают свою причастность, в 2009 году именно они были основными валютными спекулянтами на Украине, уверены независимые эксперты. Финансовые учреждения скупали дешевую валюту непосредственно у Национального банка Украины, а последний проводил валютные интервенции по курсу значительно ниже рыночного. Причем Нацбанк продавал дешевую валюту далеко не всем кредитным структурам, подававшим заявки на участие в таких аукционах. Поводом для отказа зачастую были какие-либо нарушения на валютном рынке.

Именно тогда было высказано множество взаимных обвинений между экс-президентом Виктором Ющен-ко, экс-премьер-министром Юлией Тимошенко и главой НБУ Владимиром Стельмахом. Юлия Тимошенко напрямую связывала снижение курса гривны со спекулятивными операциям ряда банков, близких к Виктору Ющенко. После череды таких громких заявлений регулятор ввел новую схему проведения валютных аукционов, исключающую спекуляции с валютой. Теперь банки сами определяют курс, по которому хотели бы купить доллары у НБУ. Регулятор продает валюту только тем финансовым учреждениям, которые подают заявки с самым высоким курсом.

С КРЕДИТОВАНИЕМ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ

С началом кризиса большинство банков сократили объемы кредитования. Согласно данным Fitch, кредитный портфель банковского сектора сократился на 3% в течение 12 месяцев начиная с октября 2008 года (показатель рассчитан с учетом колебаний валютного курса за указанный период). При этом сокращение наиболее ощутимым образом затронуло розничный сегмент. Кредитный портфель физических лиц сократился на 16% за указанный период, и процесс кредитного «сжатия» продолжился в четвертом квартале 2009 года.

Произошло это по двум основным причинам. Во-первых, банки изменили условия кредитования в кризисной ситуации, ввели так называемые заградительные процентные ставки по кредитам в гривне. Во-вторых, существенную роль здесь сыграли ограничения НБУ по предоставлению кредитов в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующих источников доходов. К тому же доступность кредитования для физических лиц также оказалась ограниченной в связи с недостаточностью ресурсов в гривне у крупных игроков - банков с иностранным капиталом, получающих значительную часть фондирования от «материнских» структур в иностранной валюте, подчеркивает Ольга Игнатьева, директор в аналитической группе по финансовым организациям Fitch.

Еще один сложный момент - доминирование долгосрочного кредитования при отсутствии средне- и долгосрочных ресурсов   финансирования.   Согласно данным НБУ, по состоянию на 1 октября 2009 года сумма кредитов со сроками погашения более одного года составила 67% от совокупного кредитного портфеля национальных банков. Это делает финансово-кредитные структуры потенциально уязвимыми к дополнительным стрессам. «Доступ к иностранному фондированию практически закрыт с начала кризиса, а клиентские средства остаются неустойчивым и краткосрочным источником фондирования, - рассказывает Ольга Игнатьева. - Как следствие, банки зачастую не в состоянии возвращать/рефинансировать долги. В частности, многие из них либо уже реструктурировали, либо находятся в процессе реструктуризации обязательств перед иностранными кредиторами».

акцент
По оценке агентства Fitch, доля обесцененных (NPL + реструктуризированных) кредитов в совокупном кредитном портфеле украинских банков составляет около 50% по состоянию на 1 января 2010 года.

КОНЕЦ ВЫБОРОВ - НАЧАЛО СТАБИЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Многие эксперты сходятся во мнении, что завершение президентских выборов оказало положительное влияние на финансовые рынки. Стабилизация в политической жизни страны способствует улучшению инвестиционного климата, о чем свидетельствует рост вложений иностранных инвесторов в государственные ценные бумаги Украины. Состояние финансового счета платежного баланса начинает демонстрировать положительную динамику за счет роста прямых инвестиций, отмечает Мария Воложинская.

Значительное влияние на макроэкономическую стабильность страны, включая банковский сектор, оказывают отношения с международными финансовыми организациями - в частности, с Международным валютным фондом (МВФ). Перед новым правительством стоят довольно сложные задачи по корректировке политики и возобновлению получения средств от МВФ.

Максим Нефьодов придерживается несколько иной точки зрения и считает, что с приходом нового президента не стоит ожидать радикальных изменений в финансовой сфере, поскольку принципы регулирования банковской системы не изменились. Пока что остается на своей должности и прежний глава НБУ - Владимир Стельмах. По мнению эксперта, политическая ситуация давно не оказывает решающего влияния на украинский банковский сектор: «Национальный банк в реальности независим и от правительства, и от парламента, у него свой взгляд на управление, часто не совпадающий с сиюминутными порывами политических лидеров. Главной целью регулятора, подчеркивает Максим Нефьодов, была защита прав вкладчиков, что иногда происходило в ущерб интересам финансовых учреждений. Социальное спокойствие в обществе ставилось выше интересов бизнеса.

ПРОБЛЕМНЫЕ БАНКИ И ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ

Принцип «спасти как можно больше банков», который действовал в некоторых соседних странах, на Украине не применялся. Поэтому достаточно большое количество мелких финансовых учреждений находится сейчас в состоянии ликвидации. Некоторые аналитики сожалеют, что большая часть работы временных администраций связана именно с ликвидацией «жертв» кризиса, а не с их санацией, как, например, это было в России. Другие считают это позитивной тенденцией, способствующей оздоровлению рынка. Да и недавнее заявление первого заместителя директора-распорядителя МВФ Джона Липски подтверждает это. По его словам, национальным правительствам и центробанкам больше не стоит заботиться о поддержании на плаву проблемных структур. С другой стороны, это противоречит меморандуму о сотрудничестве МВФ с Украиной, подписанному в 2008 году, где среди прочих условий значится требование о решении проблем системных банков, в том числе с помощью национализации.

В настоящее время из 24 украинских банков, которые прошли временную администрацию НБУ за период начиная с 1 октября 2008 года, 11 кредитных учреждений ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. В шести банках еще действует администрация Национального банка. Остальные были рекапитализированы либо государством, либо частными инвесторами.

Максим Нефьодов положительно оценивает деятельность временных администраций в проблемных банках и уверен, что они справились со своей задачей, поскольку ситуация в этих учреждениях как минимум не усугубилась. А многие из них вообще вышли из кризиса с достойными результатами, подчеркивает эксперт. Пожалуй, самый позитивный пример - это Проминвестбанк, успешно проданный российскому Внешэкономбанку.

Другие эксперты считают, что действия властей по национализации проблемных банков оказались неэффективными. В некоторых случаях введение временной администрации не имело успеха, так как меры были приняты слишком поздно и проблемный банк подлежал только ликвидации. До сих пор неясна ситуация, например, с Родо-вид Банком. В октябре 2009 года совместным постановлением кабинета министров и Нацбанка было решено перевести в Родовид Банк вклады физических лиц Укрпромбанка (у которого на то время возникли проблемы) на 6,84 млрд гривен и ликвидные активы на такую же сумму. Для того чтобы быстрее выплатить вклады гражданам, кабмин увеличил капитал Родовид Банка на 5,6 млрд гривен, из которых, по некоторым данным, с ноября прошлого года почти 4 млрд гривен выданы населению.

Сначала все выглядело совсем неплохо. Однако активы решено было перевести после аудиторской оценки. Возникли проволочки с выбором оценщика, что вынудило НБУ в день завершения моратория на возврат средств кредиторам (21 января 2010 года) принять решение о ликвидации Укрпромбанка. Это, в свою очередь, не позволило Родовид Банку получить активы кредитной организации, и в марте он подал в суд на НБУ с целью отменить решение о ликвидации.

По-прежнему много вопросов вызывает состояние дел в банке «Надра». В прошлом году НБУ ввел в этом банке временную администрацию. Кредитная организация имела достаточно много вкладчиков, предлагая в свое время высокую ставку по депозитам. Узнав о проблемах банка, вкладчики, естественно, захотели забрать свои деньги. Это оказалось не так уж просто, банк начал вводить лимиты на выдачу наличных. Некоторые граждане до сих пор не могут забрать свои депозиты. Вкладчики банка рассказывают, что депозиты отдают на руки только в особых случаях. Найти инвестора, готового санировать банк «Надра», до сих пор не удалось. Заниматься же рекапитализацией кредитной организации новое правительство не собирается. Новый премьер-министр Николай Азаров в принципе не считает рекапитализацию эффективной мерой. «Уже рекапитали-зированы три банка, однако в них не решена ни одна проблема», - заявляет премьер. Государство проводит выдачу депозитов за счет бюджетных средств, поддерживая работу неплатежеспособных банков. По словам г-на Азарова, государственные средства могли бы расходоваться куда более эффективно.

ЗАГРАНИЦА ИМ ПОМОЖЕТ

На Украине работает много западных финансовых структур, среди которых представлены как крупные, так и небольшие международные банки. В большинстве случаев иностранцы заходили на украинский рынок не «с чистого листа», а путем покупки существующих национальных кредитных организаций. Причем объектами приобретения становились как банки из топ-10, так и совсем небольшие финансовые учреждения. Кризис внес значительные коррективы в структуру банковского сектора. По оценке агентства Fitch Ratings, доля банков с иностранным капиталом в активах сектора выросла с 43% по состоянию на 1 октября 2008 года до 47% по состоянию на 1 октября 2009 года.

«Совершенно нормально, что к нам приходит международный капитал, но это не означает, что на Украине вся банковская система контролируется из-за рубежа, - говорит Нефьодов. - Во время кризиса все иностранные банки при необходимости поддерживали своих «дочек» финансово и управленческим ресурсом. «Материнские» структуры показали готовность работать на Украине и волю справляться с волатильностью нашего молодого рынка».  

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию