Илья АЛАБУШЕВ, директор по развитию бизнеса предприятий финансовой отрасли «Техносерв Консалтинг»
Любому банку, работающему в условиях ужесточения требований к регуляторной отчетности, требуется оперативная и качественная информация по всем направлениям текущей деятельности. Эту задачу можно решить только с помощью специальных ИТ-инструментов. О своих разработках в этой области рассказал директор по развитию бизнеса предприятий финансовой отрасли «Техносерв Консалтинг» Илья Алабушев.
НБЖ: Как сейчас современный банк с территориально развитой филиальной сетью формирует отчетность для ЦБ РФ? Какие сложности при этом возникают?
И. АЛАБУШЕВ: Многие банки имеют территориально-распреде-ленную структуру с достаточно крупными филиальными инфраструктурами. Однако с точки зрения информационных технологий все многофилиальные банки очень отличаются друг от друга. Можно сказать, что сколько существует финансово-кредитных организаций, столько наблюдается и ИТ-ландшафтов. Только одни банки работают над централизацией и собирают информацию о своих операциях в какой-то одной системе. Другие уже перешли на централизованный процесс и имеют хранилище, куда из всех систем складываются данные. Кто-то делает это в ручном режиме, кто-то - в автоматическом.
Я бы выделил две наиболее распространенные схемы работы в настоящее время. Часть кредитных организаций уже перешли на централизованную архитектуру, у них стоит одна АБС, куда поступают данные из всех филиалов. Другие банки имеют группу АБС, которые, в свою очередь, «сливают» данные в некую общую АБС, позволяющую обрабатывать информацию. Некоторые кредитные организации имеют свои банковские хранилища, на базе которых они строят ту или иную финансовую отчетность, формируют данные. Но во всем этом отсутствует единый подход. На наш взгляд, как раз пришло время предложить рынку некий единый стандарт формирования любой отчетности для финансовых организаций, будь то отчетность для ЦБ РФ, по МСФО, по Базелю II, по рискам, управленческая отчетность и т.д. Создание такой единой платформы поможет устранить «зоопарк» решений и подходов к этому процессу.
Я думаю, ни у кого не возникает сомнений, что формирование недостоверной отчетности для ЦБ РФ ведет к серьезным неприятностям, вплоть до отзыва лицензии. Все помнят прокатившуюся в прошлом году волну отзывов банковских лицензий, основной причиной которых было как раз недостоверное предоставление отчетности. Поэтому неудивительно, что банки уделяют этому огромное внимание. Причем процесс формирования отчетности сопряжен с огромными усилиями.
Я не знаю примеров банков, которые бы формировали отчетность полностью в автоматическом режиме. Многие банки для этого используют неконсолидированные данные, большую часть которых приходится выверять «вручную». Далеко не все еще перешли к единым хранилищам данных. В такой ситуации наш подход к созданию единого стандарта формирования любой отчетности поможет банкам перейти к единому хранилищу, содержащему единый центр правды по данным, который можно было бы использовать в регуляторной и управленческой отчетности.
НБЖ: Зависит ли подход к формированию отчетности для регулятора от размеров банка?
И. АЛАБУШЕВ: Отчеты стандартны, они не зависят от размера банка. Различие может быть только в том, что в каких-то кредитных организациях процесс более автоматизирован, в других - менее автоматизирован. Уровень автоматизации самого процесса в большей степени зависит от наличия централизованной, консолидированной инфраструктуры. Существует определенная форма отчетности, которые банки обязаны заполнять и сдавать в ЦБ РФ.
НБЖ: Что предлагает «Техносерв Консалтинг» финансовому рынку? Насколько, по-вашему, это решение востребовано и актуально сейчас?
И. АЛАБУШЕВ: «Техносерв Консалтинг» очень давно и тесно работает с банками. Многолетний опыт и накопленная финансовая экспертиза позволяют нам предлагать решения высокой степени готовности для различных областей деятельности банков. Это процессы кредитования как розничных, так и корпоративных клиентов, создание банковских архивов клиентских дел, формирование различного рода отчетности, решения класса AML и т.д. При этом мы также предлагаем решения для автоматизации внутренних процессов банка: планирование и учет сметы административно-хозяйственных расходов, учет основных средств и ТМЦ, управление персоналом и развитие кадрового потенциала и т.д. Из наших последних предложений особо хотелось бы отметить решение высокой степени готовности для сбора просроченной задолженности TSC Collection, а также единую фронт-офисную систему TSC Retail, которая не только позволяет создать «единое» окно для операционистов и кассиров отделений банков, но также и полноценный интернет-банкинг.
Сотрудничая с SAP, «Техносерв Консалтинг» выбрал продукт Bank Analyzer, на базе которого развивает практику построения банковской отчетности. Bank Analyzer снабжен набором анализаторов, позволяющим строить различные отчеты. Кстати, в европейских банках этот продукт широко используется - в частности, при создании отчетности по МСФО, Базелю II, управлению рисками. Мы хотим не просто привнести западный опыт в Россию, мы хотим адаптировать его под нужды российских банков, создать российский локационный анализатор. Выбранная платформа позволяет это делать: создавать собственные анализаторы, единую структуру хранения данных, которая могла бы развиваться и в дальнейшем позволять банкам уже легко формировать отчетность на основании собранных данных.
Очевидно, что на рынке господствует тенденция к консолидации, созданию единых хранилищ, централизованных АБС. Когда будут созданы единые центры данных, понадобится инструмент, позволяющий извлекать из них нужную информацию, обрабатывать ее. Как раз для этих целей мы планируем предложить Bank Analyzer. И я уверен, что востребованность этого инструмента будет все возрастать в ближайшие год-два.
Кроме того, я хотел бы подчеркнуть еще одно существенное преимущество продукта, над которым мы работаем. На базе одного решения, практически не меняя текстуру и объемы данных, существует возможность добавлять новые анализаторы, которые позволят создавать различного рода отчетность, не только регуляторную, но и по МСФО, управленческую и т.д.
НБЖ: Какие подходы вы используете при внедрении подобных новшеств?
И. АЛАБУШЕВ: Банк России постоянно вносит какие-то изменения в нормативные акты, которые кредитные организации обязаны выполнять. Все изменения должны отражаться и в регуля-торной отчетности. Поэтому мы предлагаем особенный подход. Наша задача не просто разработать продукт и быстро внедрить его, а создать структуру, которая бы на постоянной основе отслеживала изменения и поддерживала уже готовое решение. Ведь для банков важно не только ведение отчетности на текущий момент, но и ее сопровождение данного решения. «Техносерв Консалтинг» гарантирует это сопровождение.
НБЖ: Для каких банков наиболее актуально это решение?
И. АЛАБУШЕВ: Для кредитных организаций, которые стремятся к консолидации данных, созданию единого хранилища. Это крупные и средние банки (топ 100, топ 200). Здесь существует еще и следующая зависимость. Чем больше кризисов на банковском рынке будет происходить, тем более жесткими будут правила регулирования со стороны Центрального банка. Любое усиление требований к отчетности несет для банков колоссальные затраты. Поэтому востребованность решений, которые мы предлагаем, будет возрастать. Ведь одной из причин мирового финансового кризиса явилось предоставление в регуля-торные органы неправдивой информации. И это в США и Европе, где, казалось бы, это в принципе сделать очень сложно! Что же тогда говорить о качестве отчетности в России?
НБЖ: Требует ли ваше решение реорганизации бизнес-процессов банка? Если да, то каких?
И. АЛАБУШЕВ: В первую очередь наше решение ориентируется на централизованные процессы в банке. Не построив централизованную инфраструктуру, позволяющую собирать информацию с регионального уровня на уровень центрального аппарата, невозможно достичь должного уровня правды и чистоты данных. Кстати, от кредитной организации зависит степень чистоты данных, попадающих в хранилище. И для банка это приоритетная задача. Если у банка есть хранилище, куда стекается вся информация, то, конечно, строить такую инфраструктуру будет намного проще.
НБЖ: Насколько затратным будет это решение для банков?
И. АЛАБУШЕВ: Я бы назвал это скорее вложением инвестиций. Не думаю, что изначально вложения будут больше, чем от внедрения существующих систем построения отчетности для ЦБ РФ. Потребуется больше времени на проработку архитектуры с целью дальнейшего использования этих же данных для построения других блоков отчетности.
Однако затем банки получат колоссальную экономию собственных средств и сил, в том числе и в решении новых задач, связанных с формированием отчетности.
АКЦЕНТ
Сотрудничая с SAP, «Техносерв Консалтинг» выбрал продукт Bank Analyzer, на базе которого мы развиваем практику построения банковской отчетности. Bank Analyzer снабжен набором анализаторов, позволяющим строить различные отчеты. Кстати, в европейских банках этот продукт широко используется, в частности, при создании отчетности по МСФО, Базелю II, управлению рисками. Мы хотим не просто привнести западный опыт в Россию, мы хотим адаптировать его под нужды российских банков, создать российский локационный анализатор.
Начать дискуссию