Сбербанк в скором времени может потерять монопольное положение на рынке оплаты коммунальных услуг
Годовой оборот рынка приема платежей за услуги ЖКХ, по оценкам экспертов, превышает 300 млрд рублей. Почти треть этой суммы проходит через Сбербанк. После того как вступило в силу постановление московского правительства, согласно которому плата за потребление услуг перекладывается с поставщиков на потребителей, активность коммерческих банков в сегменте коммунальных платежей может существенно повыситься, а доля госбанка - сократиться.
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА
С 1 июня 2010 года в силу вступило постановление московского правительства, изменяющее принцип оплаты услуг ЖКХ. Столичные власти постановили, что при формировании цен и тарифов на ЖКУ в них не должны учитываться расходы по выплате комиссионного вознаграждения банкам и платежным системам за услуги по приему платежей за жилищные и коммунальные услуги. Как пояснило московское правительство, данный документ приводит правовые акты города Москвы в соответствие с федеральным законодательством. В результате если ранее комиссия при оплате услуг ЖКХ взималась банками с поставщиков услуг — сбытовых компаний, то теперь за совершение платежных операций будут платить потребители услуг - граждане. При этом размер комиссионного вознаграждения за совершение подобной услуги кредитная организация определяет самостоятельно.
Конечно, у рядовых граждан, пользователей услуг, данная инициатива московского правительства особого восторга не вызвала. Однако участники рынка - банковские организации - с энтузиазмом встретили постановление.
Елена Махота, член правления, вице-президент Промсвязьбанка, пояснила: «Мера правительства, приведшая к взиманию комиссии с физических лиц, даст преимущества кредитным организациям. Потребители услуг ЖКХ будут искать для оплаты отделения тех банков, которые предлагают более низкую комиссию. При этом немаловажными факторами для выбора банка будут удобное расположение офиса, качество обслуживания, наличие возможности совершить платеж дистанционно».
Ирина Довдиенко, заместитель председателя правления Агропромкре-дит Банка, высказала аналогичную точку зрения: «Поддерживая инициативу правительства Москвы, мы считаем, что клиент вправе самостоятельно выбирать, услугами какого банка пользоваться и по каким тарифам обслуживаться».
Таким образом, московское правительство, стремясь сократить бюджетные расходы в кризисный период, открыло коммерческим банкам новое конкурентное пространство.
ЖАДНОСТЬ СБЕРБАНКА НЕ СГУБИЛА
Примечательно, что Сбербанк - монополист на рынке оплаты коммунальных услуг - отреагировал на решение московского правительства настолько оперативно, что удивил не только граждан, но и коллег по «цеху», и вышестоящие органы. Так, о введении комиссионного вознаграждения за оплату услуг ЖКХ Сбербанк объявил еще в начале года. Сначала днем «икс» было названо 1 апреля, затем - 1 мая, потом, чтобы не омрачать праздники, нововведение было отложено до 1 июля.
При этом правительство поразила не только скорость госбанка в вопросе принятия решения о введении комиссии, но и размеры требуемого вознаграждения: изначально Сбербанк заявил, что при оплате услуг ЖКХ в отделении банка комиссия будет составлять 3% от суммы платежа. Однако председатель Совета Федерации Сергей Миронов достаточно резко прокомментировал действия госбанка: «Я скажу, используя непарламентское слово, - оборзели». При этом чиновник отметил, что переложить на плечи граждан платежи в то время, когда «страна и так стонет, когда президент дает поручение вице-премьеру Дмитрию Козаку добиться снижения тарифов», крайне неразумно. «Нужно думать головой и не толкать граждан на улицу! Если кто-то думает, что калининградские события далеко, то они могут оказаться очень близко, даже в столице нашей родины! Не надо будить спящую собаку», - заключил Сергей Миронов.
Как сообщил первый заместитель мэра правительства Москвы Юрий Росляк, столичные власти настоятельно рекомендовали Сбербанку снизить процент комиссии за оплату ЖКУ. «Иного предложения мы не можем сделать», - пояснял чиновник.
В результате длительных переговоров и разъяснительных бесед вышестоящим инстанциям все-таки удалось убедить Сбербанк пересмотреть размер комиссии. Госбанк сократил ее с 3% до 2%.
КОМИССИЯ ЛЮБИТ СЧЕТ
Как известно, большинство банков и ранее предлагали услуги по оплате счетов ЖКХ. Однако в большинстве случаев они «проигрывали» по ценовым параметрам Сбербанку.
Так, у «Сбера» графы «комиссия за осуществление платежа» в квитанции до середины 2010 года при оплате услуг ЖКХ не было. Плату за перевод осуществлял поставщик услуг - либо по «доброте душевной», либо при условии последующей компенсации расходов из городского бюджета (до мая 2010 года у Сбербанка был заключен договор с госучреждением «Инженерные службы» г. Москвы).
Однако, как сообщают в госбанке, размер комиссии для поставщиков коммунальных услуг в последнее время составлял 1,9%. Возможно, в связи с тем, что обслуживание физических лиц -более сложный и трудоемкий процесс, размер комиссии был увеличен. Тем не менее на поступающие предложения о снижении комиссии не на 1%, а на 1,5% в Сбербанке заявили, что 2% - это минимальная комиссия, так как при дальнейшем ее понижении банк будет работать уже в убыток.
Понятно, что в зависимости от степени автоматизации кредитной организации, условий сотрудничества с поставщиками размеры комиссий у банков могут быть разными. Так, начальник управления розничного обслуживания СБ Банка Наталья Чурюкина пояснила, что стоимость услуги складывается прежде всего из себестоимости, комиссии провайдера, оператора или расчетного банка, а также нормы доходности кредитной организации. «При этом в каждом конкретном случае размер комиссии зависит от ценовой политики банка и его бизнес-ориентиров», - заключила Наталья Чурюкина.
Елена Махота также отметила, что размер комиссионного вознаграждения рассчитывается исходя из себестоимости операции и различается в зависимости от двух основных параметров: региона осуществления платежа и канала проведения платежа. «Так, например, себестоимость платежа, проведенного в региональном офисе, по понятным причинам ниже аналогичного платежа в Москве. А платеж через интернет-банк обойдется гораздо дешевле, чем при обращении в офис банка. Кроме того, в адрес большинства организаций, с которыми заключены соответствующие договоры, платеж можно осуществить бесплатно. Тариф за платежи в пользу получателей - поставщиков услуг ЖКХ устанавливается исходя из себестоимости операции и договоренности с получателем. Зачастую возмещение банку комиссионного вознаграждения берет на себя сам получатель, позволяя плательщику совершать платеж без комиссии», - рассказала Елена Махота.
Таким образом, регулируя свои издержки, банк может развивать данную услугу. Понятно, чтобы поставить процесс «на поток», необходимо совершить определенные инвестиции. Их объем в первую очередь зависит от того, какой бизнес-стратегии придерживается банк.
РУБЛЬ К РУБЛЮ - БУДЕТ ПРИБЫЛЬ
Как известно, в кризисный и посткризисный период многие банки пересмотрели бизнес-стратегию и сместили акцент с процентных доходов на комиссионные, так как расценивают этот источник как наиболее надежный и дешевый.
Сегмент коммунальных платежей для банков является наиболее привлекательным, так как он - наиболее объемен (более половины всех платежей физических лиц) и стабилен. Так, годовой оборот рынка приема платежей за услуги ЖКХ, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, превышает 300 млрд рублей. Сумма достаточно заманчивая. Однако до середины 2010 года треть рынка прочно удерживал за собой Сбербанк. Комиссии за оплату услуг ЖКХ приносят Московскому банку Сбербанка ежегодно 1,33 млрд рублей, то есть чуть больше половины дохода от всех некредитных комиссий.
Теперь, как уже отмечалось, коммерческие банки получили шанс увеличить свою долю в «коммунальном» секторе. Ирина Довдиенко, оценивая текущую ситуацию, заключает: «На рынке платежей за услуги ЖКХ всегда осуществлял деятельность банк-монополист, поэтому данный сегмент рынка в настоящее время только начинает формироваться. Безусловно, банк «Агропром-кредит» стремится к увеличению роста комиссионных доходов как за счет увеличения перечня услуг, так и за счет введения дополнительных сервисов».
Наталья Чурюкина рассказала, что СБ Банк также активно работает в данном направлении: «СБ Банк осуществляет прием платежей за услуги ЖКХ с 2003 года. В настоящее время наряду с оплатой услуг сотовых операторов, операторов фиксированной связи, коммерческого телевидения, оплаты электропотребления это один из наиболее востребованных видов платежей», - поясняет эксперт СБ Банка.
В Промсвязьбанке «коммунальная» услуга была введена с момента основания банка и, как рассказывает Елена Махота, является достаточно востребованной. «В среднем в месяц осуществляется порядка 25 тыс. операций. Осуществление платежей за услуги ЖКХ скорее является возможностью привлечь клиентов на другие услуги банка. В то же время услуга не является убыточной, поскольку банк взимает комиссионное вознаграждение либо с поставщика, либо с плательщика», - поясняет Елена Махота.
В результате многие коммерческие банки имеют уже необходимую базу и прямую заинтересованность для дальнейшего расширения своей доли на рынке. И в кратчайшие сроки они могут резко «стартовать».
КОНКУРЕНЦИЯ В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ
Понятно, что основным параметром конкурентной борьбы является размер комиссионного вознаграждения. Заявленная Сбербанком ставка 2% является средней по рынку. За несколько лет установился достаточно широкий диапазон цен на банковские услуги. Например, 0,5% предлагает Банк Москвы, а ВТБ24 - 4%. Как уже отмечалось, многое зависит от того, насколько банк заинтересован в данном источнике доходов.
Например, как рассказала Мария Саенко, заместитель начальника управления пассивных и комиссионных операций ВТБ24, комиссия за оплату услуг ЖКХ не является определяющей в совокупном объеме доходов банка, полученных от операций по приему платежей физических лиц. Банк Москвы на рынке ЖКХ города Москвы занимает особое положение, так как является, по сути, «агентом» столичного правительства, и «положение» обязывает его держать комиссионные на «минимуме».
При этом стоит отметить, что некоторые банки, не желая терять доходность, идут на определенные маркетинговые хитрости: озвучивая маленькую комиссию, кредитная организация устанавливает высокую минимальную и максимальную сумму комиссии. Этот механизм действует приблизительно так: банк объявляет о том, что размер комиссионного вознаграждения при оплате услуг ЖКХ составляет 1,5%, а минимальный размер комиссионного вознаграждения - 50 рублей. В результате когда гражданин (соблазнившись выгодным предложением и не изучив всех условий) приходит в кредитную организацию, чтобы совершить платеж в тысячу рублей, он платит комиссию не 15 рублей, как ожидает, а 50 рублей. При этом стоит учесть, что размер суммы минимального комиссионного вознаграждения может быть любым. У некоторых банков он доходит до 300 рублей. Кредитная организация может заложить в этот «минимальный» сбор не только себестоимость операции, но и необходимую маржу.
Таким образом, процентная ставка не является во многих случаях показателем. И возможно, в скором времени регуляторам придется серьезно взяться за регулирование комиссионного рынка. Виртуальная оплата - дешево и со вкусом.
Большинство банков стремятся перевести коммунальные расчеты в виртуальное пространство. Чтобы стимулировать клиентов на использование современных технологий, банки «выставляют» комиссии, стремящиеся к нулю, при осуществлении платежей через платежные устройства или интернет-банк.
И как показывает практика, банкам удалось существенно продвинуться в этом направлении: доля оплаты коммунальных услуг через интернет-банк составляет более половины от всех платежей. Например, в СБ Банке с помощью системы интернет-банка SBANK.RU Приват проводится 82% всех платежей, через терминалы - 15%, а через отделения банка - только 3%.
Таким образом, данная услуга становится для банка достаточно выгодной: он экономит на операционных расходах и получает дешевый кэш. Если соревноваться с тем же Сбербанком в оплате услуг через платежные устройства достаточно сложно, то интернет-пространство открывает перед участниками практически равные возможности. Так, конкуренция на рынке коммунальных услуг движется во всех плоскостях и направлениях.
НЕУЧТЕННОЕ ЗВЕНО
Нельзя забывать и еще об одном достаточно серьезном конкуренте, который крепнет и растет не по дням, а по часам и который, по словам его «опекунов», должен стать в обозримом будущем мощным финансовым учреждением в сегменте оплаты услуг ЖКХ, - Почте России.
Как заявляют в «почти-банковской» структуре, одной из самых востребованных финансовых услуг, предоставляемых Почтой России населению, является услуга «прием коммунальных и муниципальных платежей». Почта России активно развивает ее: при заключении договоров с региональными поставщиками коммунальных услуг на прием платежей в учреждении используют дифференцированную шкалу тарифов оплаты. Почта России уже работает с такими поставщиками услуг, как Газпром, Межрегионгаз, ФСК и прочие.
Таким образом, данный сегмент сегодня устойчиво держит его «старейшина» - Почта России. Потеснить игрока такого масштаба достаточно сложно. Более того, именно Почта может стать основным конкурентом в борьбе за потенциальных «перебежчиков» из Сбербанка. Коммерческим же финансово-кредитным организациям для того, чтобы не упустить лакомый кусок рынка, придется бросить много сил на развитие интернет-банкинга. При этом московское правительство (возможно, само того не ожидая) дало кредитным организациям небольшой толчок для уверенного старта.
Начать дискуссию