Даже в кризис банки не отказывались от расходов на страхование здоровья сотрудников полностью, а лишь сокращали число услуг, входящих в пакет. Одновременно росла убыточность по ДМС. В 2010 году кредитные организации возвращают наполнение соцпакета на докризисный уровень, а страховщики готовятся повысить тарифы.
Банковский сегмент — самый стабильный на рынке ДМС. Важная составная часть условий, которые предлагают банки своим сотрудникам, — наличие соцпакета, куда входит программа добровольного страхования, говорит первый заместитель генерального директора, заместитель председателя правления компании «ОРАНТА Страхование» Владимир Черников. По словам Юлии Морозовой, заместителя директора Московского регионального центра и руководителя блока медицинского страхования компании «АльфаСтрахование», в кризисный год банки старались сохранить ДМС в пакете, никто не отказался от медстраховки.
Однако поступления по данному виду страхования уменьшаются. Емкость этого рынка в принципе ограничена, при этом сейчас новые банки не появляются, а напротив, происходят слияния и поглощения, а также ликвидация кредитных учреждений. К тому же в кризис банки активно увольняли персонал, из-за чего уменьшалось количество застрахованных.
С середины 2009 года стоимость страховых услуг по договорам ДМС начала довольно ощутимо расти. Оставшиеся сотрудники, стремясь компенсировать сокращение зарплаты, начинали целенаправленно пользоваться медстраховкой, а лечебные учреждения — поднимать цены на свои услуги. Рост стоимости услуг в поликлиниках и больницах в 2009 году составил от 10 до 50%, что привело к увеличению выплат и росту убыточности по договорам страхования. Даже в кризисный 2009 год тарифы по ДМС выросли на 20%.
Большинство банков страхует сотрудников за счет средств самого банка. Текущая ситуация вынуждает банки быть весьма экономными. «В 2009 году для рядовых сотрудников, как правило, были несколько изменены программы страхования, например, сохранялся уровень лечебных учреждений, но сокращался объем предоставляемых услуг, либо при сохранении прежнего объема услуг предлагались программы с менее дорогими клиниками. Наполнение программы для топ-менеджеров также могло меняться, но, учитывая статус этой группы, обе стороны — и банки, и страховые компании — старались избежать резких изменений», — говорит Сергей Васин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами компании «Росгосстрах».
В сегменте страхования от несчастных случаев спрос от банков почти не снижался, рассказывает Снежана Литвинова, директор департамента страхования от несчастных случаев и болезней «РОСНО». Размеры страховых сумм изменяются прямо параллельно изменению уровня заработной платы в соответствующем сегменте. Конечно, во время кризиса рост размеров страховых сумм приостановился, но и в 2010 году существенных повышений не было. Конкуренция на рынке жесткая: выбор поставщика страховых услуг банки доверяют либо профессиональным брокерам, либо отделам по работе с персоналом, то есть специалистам, отлично ориентирующимся на рынке личного страхования. По страхованию от несчастных случаев тарифы скорее снизились, а пакет услуг (набор страховых рисков) в 2008–2010 годах не претерпевал существенных изменений. Резкого роста убыточности в отдельном сегменте не было. Сейчас тарифы сохраняются на уровне 2008 года.
Мнения страховщиков относительно того, вернулось ли наполнение соцпакета у сотрудников банка на докризисный уровень, разошлись. В целом в банковском секторе есть тенденция к росту бюджетов, выделяемых на ДМС, по сравнению с острым кризисным периодом начала 2009 года, считает Нина Егоркина, заместитель директора Центра андеррайтинга и управления продуктами медицинского страхования «РОСНО».
Ольга Шукало, начальник управления по андеррайтингу в личном страховании и ДМС Страховой группы «Уралсиб», напротив, полагает, что по-прежнему сохраняется тенденция оптимизации программ страхования с целью экономии бюджетов. Некоторые банки в этом году пошли на увеличение своих бюджетов по сравнению с предыдущим годом. Но связано это, прежде всего, с тем, что банки уже не хотят снижать качество и наполненность программ, так как стоимость услуг ЛПУ ежегодно увеличивается на 15–20%, и полис, соответственно, дорожает как минимум в указанных пределах.
По словам Юлии Морозовой («АльфаСтрахование»), компенсационный пакет в банках сейчас такой же, как до кризиса 2008 года. ДМС для рядовых сотрудников включает в себя амбулаторно-поликлиническую помощь, стоматологию, вызов врача на дом, экстренную госпитализацию. Для топ-менеджеров отличие компенсационного пакета состоит в том, что предоставляется возможность обслуживаться в клиниках более высокого уровня и в стоимость включена плановая госпитализация.
Конкуренция по ДМС за банковский сегмент не такая жесткая, как за других корпоративных клиентов. И в 2010 году, по сравнению с прошлым годом, среди крупных страховых компаний из топ-списка уровень соперничества снизился, поскольку почти не осталось страховщиков, идущих на демпинг с целью удержания или привлечения клиентов. На страхование клиентов по заниженным ценам идут небольшие игроки, говорит Ольга Шукало (Страховая группа «Уралсиб»).
Невысокий уровень конкуренции в страховании персонала кредитных организаций связан с тем, что в банковском сегменте сохраняется высокая убыточность по ДМС не только в кризис, но и в хорошие времена. Это связано с наличием ряда операционных подразделений, в которых наблюдается большой процент текучести кадров, а персонал имеет сменный график работы. Поэтому у людей появляется больше свободного времени для посещения клиник по программам ДМС. Именно из-за этих сотрудников и растут тарифы на страховые программы для банков.
К концу 2010 года средняя стоимость полиса ДМС может вырасти на 50–80% по сравнению с уровнем 2009 года. Даже для того, чтобы условия обслуживания не ухудшились, банкам придется заметно увеличивать свои бюджеты на страхование персонала.
Екатерина Двойникова,
заместитель главного редактора АСН:
— Банки ничем не отличаются от других крупных коммерческих структур, которые, как правило, включают страховку в соцпакет сотрудников. В кризис банки не отказывались от страхования полностью, но стремились удешевить его за счет исключения из покрытия дорогостоящих или необязательных услуг, например стоматологии или помощи на дому. Примечательно, что банки активно применяют софинансирование страхования, когда часть стоимости полиса оплачивает работодатель, а часть — сам работник. Такую схему, например, использует Сбербанк, выбравший недавно по конкурсу страховщиков для своего коллектива.
Руководитель департамента банковского страхования «Страхового дома ВСК» Армен Саркисян отмечает, что банкиры отлично разбираются в рисках, связанных с временной нетрудоспособностью сотрудников, и в налоговых льготах, связанных с личным страхованием. Банки всегда испытывали потребность в удержании и мотивации высококвалифицированного персонала и, обладая значительными финансовыми ресурсами, были и остаются приоритетными клиентами для любой страховой компании. Даже в разгар кризиса доля страхования банковского персонала в портфеле ВСК почти не изменилась, а объем премии уменьшился менее чем на 10%. Но уже в первой половине 2010 года ВСК отметила более чем 20-процентный прирост сборов по этому направлению.
Руководитель департамента сопровождения продаж дирекции ДМС «МАКС» Татьяна Голубкина говорит, что в кризис произошел заметный переток клиентов-банков от небольших страховщиков к крупным, в результате чего последние существенно нарастили свои портфели. С точки зрения сервиса, для банков это выгоднее. Как правило, они имеют большие региональные сети и присутствуют даже в малонаселенных районах. Поэтому хорошо исполнить такой договор под силу скорее крупной страховой компании.
Начать дискуссию