АРБ вышла на новый уровень финансового сотрудничества
В мае 2010 года в Вашингтоне состоялось заседание Совета Международной банковской федерации (МБФед), куда Ассоциация российских банков была приглашена в качестве полномочного представителя интересов банковского сообщества России.
В МБФед всего 10 участников, но объективно она является наиболее представительной, глобальной организацией, объединяющей по всему миру около 20 тыс. банков, причем порядка 700 из них входят в первую тысячу ведущих банковских учреждений мира. Суммарно они управляют активами более чем на $30 трлн. Федерация представлена во всех мировых финансовых центрах и во всех часовых поясах.
ЭТАПЫ ПУТИ
Первый обмен визитами и первые соглашения о сотрудничестве с зарубежными коллегами у Ассоциации российских банков (АРБ) состоялись вскоре после создания. В1993 г. в Варне заключено соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией торговых банков Болгарии. За ним последовали договоры с национальными банковскими объединениями Франции, Австрии, Венгрии, Литвы, Польши, Португалии, Греции и других государств ближнего и дальнего зарубежья - всего свыше двадцати.
С некоторыми из партнерских организаций отношения не пошли дальше происходящего время от времени обмена делегациями, взаимных приветствий по тем или иным датам и эпизодических выступлений на проводимых в соответствующих странах международных банковских конференциях. С другими, напротив, завязался заинтересованный обмен мнениями по актуальным вопросам развития банковского дела, проблемам становления и повышения конкурентоспособности национальных финансово-банковских систем, по формам и методам банковской поддержки роста и укрепления реальной экономики. Началось формирование общей платформы и для совместных выступлений на внешней арене по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Именно в таком ключе развиваются отношения с Китаем, в основе которых лежит соглашение о сотрудничестве между АРБ и Всекитайским финансово-банковским обществом. Стороны «сверяют часы» в ходе регулярных российско-китайских финансово-банковских форумов, последний из которых (четвертый по счету) прошел в Пекине в октябре 2009 г. По масштабу и значению их можно сравнить с национальными банковскими фестивалями, четвертый год подряд организуемыми в Черногории в контакте с Ассоциацией банков Монтенегро.
Особая роль отводится взаимоотношениям с международными банковскими союзами, с которыми АРБ связывают договоренности по обмену опытом и совместной деятельности. Такие союзы действуют и на постсоветском, постсоциалистическом, общеевропейском пространствах, и в глобальном масштабе.
С 1997 г. АРБ развивает сотрудничество с Европейской банковской федерацией (ЕБФ). Через штаб-квартиру в Брюсселе ЕБФ объединяет национальные банковские союзы всех западноевропейских и ряда соседних государств, связанных с ЕС тесными экономическими узами. Последние входят в ЕБФ на правах ассоциированных членов.
Соглашение Российской Федерации и Европейского союза о формировании общего экономического пространства (ОЭП), подписанное в 2005 г. одним блоком среди четырех так называемых дорожных карт, помимо прочего закрепило важнейшие направления развития наших взаимоотношений в сфере финансовых услуг: в банковском деле, страховании, на фондовых рынках, а также в области бухгалтерского учета, аудита, статистики, отчетности и инвестиционного сотрудничества. По дорожным картам между Россией и Евросоюзом развернулись десятки отраслевых диалогов, включая официальный диалог по экономике и финансам, где партнерами Еврокомиссии выступают Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации. Основной площадкой для бизнес-диалога с представителями Евросоюза стал «круглый стол» промышленников России и ЕС (КСП), занятый прокладкой маршрута по наиболее сложной из дорожных карт.
Содержанием финансовых разделов дорожной карты по общему экономическому пространству занимается действующая под эгидой КСП Рабочая группа по финансовой индустрии (РГФИ), соорганизатора-ми которой выступают АРБ и ЕБФ. Помимо руководителей ведущих банковских учреждений России и Евросоюза, участников страхового и фондового рынка в РГФИ вошли представители законодательной и исполнительной власти, органов финансового надзора и регулирования, крупнейших аудиторских и консультационных фирм. Ядро российской части группы составило руководство созданного в 2004 г. Ассоциацией российских банков, Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) и Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) координационного Совета организаций профессиональных участников финансового рынка (СОПРОФИН).
По инициативе АРБ и при поддержке ЕБФ, РГФИ предложила Еврокомиссии совместную подготовку развернутой программы формирования общего пространства РФ и ЕС в сфере финансовых услуг в виде так называемых «зеленой» и «белой» книг. Выпуск таких книг практикуется в Евросоюзе при подготовке важных документов, затрагивающих интересы разных сторон и требующих публичного обсуждения. Публикация «зеленой» книги с разными позициями и рецептами призвана стимулировать дискуссию, вызвать активный диалог между бизнесом и властью, в данном конкретном случае - по наиболее острым вопросам развития сферы финансовых услуг. «Белая» книга с обобщением итогов дискуссии и блоком практических предложений по формированию общего финансово-экономического пространства должна дать ясный план для дальнейших совместных действий. Проект технического задания готовился при участии Европейского банка реконструкции и развития, а затем неоднократно уточнялся специалистами РГФИ в Представительстве Европейского союза в Москве.
Документ предусматривал, прежде всего, проведение комплексного сравнительного анализа финансово-банковского законодательства, практики надзора и регулирования, а также финансовой инфраструктуры в России и Евросоюзе для выяснения их ключевых различий, объективных особенностей развития и субъективных препятствий созданию общего финансово-экономического пространства. Важнейшие составляющие рынка финансовых услуг - банковскую и страховую системы, рынок ценных бумаг и инвестиционные структуры, пенсионные фонды и другие небанковские финансовые институты, системы финансового законодательства, надзора, регулирования, инфраструктуры и финансово-банковскую практику - предлагалось рассматривать во взаимосвязи на макро- и микроуровне, с основным вниманием к роли финансовых учреждений в развитии реальной экономики и обеспечении потребностей населения в финансовых услугах. В итоге должны были появиться конкретные законодательные инициативы по выравниванию и синхронизации дальнейшего развития рынков финансовых услуг в России и Евросоюзе, по построению адекватной требованиям времени системы финансового надзора, регулирования и инфраструктуры рынка финансово-банковских услуг.
Казалось бы, в нынешних условиях, когда в России и Евросоюзе, как и во всем мире, началось серьезное реформирование финансово-банковской сферы для преодоления нынешнего кризиса и предотвращения катастрофических финансово-экономических потрясений на будущее, трудно найти более важную сферу для сотрудничества. Тем не менее после многомесячных обсуждений в Москве и Брюсселе данный проект, поддержанный в российском Минфине, Минэкономразвития и профильном комитете Совета Федерации Федерального Собрания, был отклонен брюссельскими чиновниками. И это отдалило перспективы объединения усилий участников официального диалога и диалога между представителями бизнес-сообщества России и Евросоюза по синхронизации развития и повышению устойчивости и эффективности использования сферы финансовых услуг для укрепления взаимовыгодного обмена.
ДИАЛОГ НА РАВНЫХ
В мае 2010 года в Вашингтоне состоялось заседание Совета Международной банковской федерации (МБФед), куда Ассоциация российских банков была приглашена в качестве полномочного представителя интересов банковского сообщества России. Глобальное покрытие определяет позиции МБФед как ключевого института, представляющего интересы банков в вопросах развития банковского законодательства, надзора, регулирования и в иных принципиально важных для банковской индустрии вопросах. Основная задача федерации состоит в обеспечении эффективного ответа банковского сообщества на вызовы мировой экономики, межгосударственных организаций и национальных правительств по вопросам, представляющим общий интерес.
кстати...
Состав и деятельность МБФед наглядно демонстрируют, что страны с так называемыми развивающимися рыночными экономиками - и Россия среди них - становятся полноценными участниками глобального диалога.
На встрече в Вашингтоне состоялся предметный разговор по наиболее актуальным проблемам, стоящим перед международной банковской системой в свете глобальных финансовых реформ, и произошел заинтересованный обмен мнениями по развитию национальных финансово-банковских систем.
Среди принятых решений особого внимания заслуживает согласованный план действий, ориентированный на график подготовки материалов к важнейшим международным встречам, как непосредственно относящимся к регулированию банковской деятельности, так и посвященным глобальным финансовым проблемам. К ним относится не только очередной саммит «Группы двадцати» в Южной Корее, намеченный на 11-12 ноября 2010 года, но и предваряющие его заседания министров финансов и управляющих центральных банков, встречи Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board), Базельского комитета (Basel Committee) и другие. С этими «стандартообразующими» институтами диалог ведут и руководители МБФед, и действующие под эгидой федерации семь политических рабочих групп (policy working groups), а именно по:
1. Базелю (по вопросам капитала и ликвидности);
2. международным стандартам финансового учета;
3. финансовым преступлениям;
4. сетям перевода стоимостных средств (платежным системам);
5. корпоративному управлению;
6. макропруденциальным вопросам;
7. финансовым рынкам.
В МБФед также сформирована рабочая группа из руководителей служб связи со средствами массовой информации участвующих организаций, возглавляемая директором-распорядителем Федерации (по совместительству - заместителем руководителя Британской ассоциации банкиров).
АРБ готовится подключиться к деятельности всех рабочих органов МБФед, что обеспечит наше непосредственное участие в решении вопросов развития банковской деятельности на глобальном уровне, укрепит деловое сотрудничество с зарубежными коллегами и поможет эффективно использовать накопленный коллективный опыт для повышения конкурентоспособности национальной банковской системы.
Помимо отчетов руководителей рабочих групп на встрече в Вашингтоне рассматривались предложения по ответу федерации на уже известные материалы по финансово-банковской реформе - такие, например, как доклад Международного валютного фонда «Группе двадцати» «О справедливом и существенном вкладе финансового сектора» в покрытие бремени правительственных интервенций по восстановлению банковской системы.
Если попробовать обобщить взгляды представителей международного банковского сообщества на текущую ситуацию в банковской сфере и перспективы ее дальнейшего развития, то в сжатом виде их можно представить следующим образом:
• Совокупный эффект проводимых и готовящихся реформ велик, но при этом есть риск ущерба реальной экономике.
• Чтобы поддержать эффективное функционирование международной банковской системы, принимаемые меры должны быть синхронизированы, носить подлинно международный и принципиальный характер.
• Учредителям международных стандартов следует придерживаться принципов разумного регулирования, оставляя национальным органам надзора и регулирования определенное поле для маневра при их применении в разных юрисдикциях, равно как
и консультироваться с профессиональными представителями банковской индустрии.
• Реформы должны быть «заточены» на сильный, устойчивый и сбалансированный рост.
• Банковская индустрия поддерживает реформы, извлекая должные уроки из кризиса и подтверждая готовность выполнять свою роль в экономике.
• Банки и их профессиональные организации:
• принимают меры по реформированию своей деятельности и надлежащему управлению рисками, сознавая также, что многое еще предстоит сделать;
• поддерживают развитие международного сотрудничества, полагая, что вопросы координации реформ должны постоянно быть в центре внимания «Группы двадцати»;
• полагают, что целью «двадцатки» должно быть утверждение принципов, а не выдача конечных предписаний (это сохранит определенную гибкость для национальных регуляторов), и что «Группа двадцати» призвана работать над более широким кругом вопросов, чем финансовое регулирование, но не за счет решения основных проблем;
• считают, что основные позиции в повестке «двадцатки» должны включать пересмотр базельских договоренностей по капиталу и ликвидности, всестороннюю оценку потенциальных результатов выдвигаемых предложений при полном понимании их последствий для экономики в целом
и банков в частности;
• предлагают одновременно с прочими рассмотреть вопросы усиления надзора в отношении транснациональных учреждений (включая использование международных коллегий представителей надзорных органов), проблемы взаимного признания работы национальных систем финансового регулирования, вопросы развития инфраструктуры трансграничного кризисного управления для снижения системных рисков, укрепления рыночной инфраструктуры, упрощения и упрочения стандартов учета и отчетности и обеспечения упорядоченного, скоординированного снятия правительственной поддержки с банковских учреждений.
Не остался без внимания и актуальный для банковской системы России вопрос о том, сколько и каких банков нужно той или иной стране и каков должен быть минимальный размер банковского капитала. Наши коллеги по МБФед - в частности, из Ассоциации американских банкиров, представляющей самую мощную банковскую систему мира, - убеждены, что рынок сам должен найти ответы на эти вопросы без давления со стороны властей. Экономике и населению нужны и крупные, и небольшие по размерам банки с разными функциями и географией деятельности. Среди 9000 американских банков есть и крупнейшие, транснациональные, и совсем мелкие, в отношении которых применяется иной принцип надзора и регулирования, но у каждого есть своя ниша и каждый вносит свой вклад в развитие и укрепление экономики США.
Состав и деятельность МБФед наглядно демонстрируют, что страны с так называемыми развивающимися рыночными экономиками - и Россия среди них - становятся полноценными участниками глобального диалога по ключевым вопросам развития мировой экономики и международных отношений. Они имеют реальные возможности для учета своих интересов при разработке и проведении важнейших финансово-банковских реформ.
По мнению руководителей ведущих банковских объединений мира, рецепты обеспечения стабильности и поступательного развития национальных банковских систем могут быть разными. Но во всех случаях необходим конструктивный диалог между регуляторами и банковским сообществом по всем жизненно важным для отрасли вопросам, в ходе которого стороны должны слышать и услышать друг друга и через взаимные уступки идти к необходимым решениям для поддержания здорового роста экономики и повышения благосостояния населения.
Начать дискуссию