Во время кризиса государство дало ряд преференций малому бизнесу. Как результат, летом 2010 года резко увеличился поток кредитных заявок от мелких предпринимателей, что может свидетельствовать о восстановлении конечного спроса. Однако средний банк одобряет не более 20% этих заявок.
Банкам приходится отказывать в кредитах из-за противоречий в регулятивных документах из-за того, что меры господдержки не до конца продуманы, а также из-за внутренних проблем самого малого бизнеса.
Раньше банки были готовы кредитовать клиентов третьей–пятой категорий, а сейчас из-за давления резервов на капитал нежелательно брать заемщиков ниже второй категории. Однако финансовое состояние небольших компаний даже сегодня, когда появляются новые заказы, остается в лучшем случае на среднем уровне. Первоклассных заемщиков в этом сегменте мало, и они уже в большинстве своем закредитованы.
Сложилась ситуация, при которой хорошие еще вчера клиенты (даже по меркам середины 2009 года, когда у банков не было избытка ликвидности) становятся нежеланными. Предположим, что у компании в 2009 году было три прибыльных квартала и четвертый — плохой и ее финансовое состояние оценивалось как среднее. А теперь у этого клиента три отчетных даты пошли в минус и лишь четвертая — в плюс. Соответственно такой заемщик попадает в более проблемную, согласно Положению №254-П, категорию. В результате складывается ситуация наподобие той, что мы имеем на сегодня в СБ Банке: в работе около 300 заявок от МСБ, но приемлемыми для банка, скорее всего, окажутся не более 15–25%.
Надо учитывать, что у предприятий малого бизнеса есть специфика, которая мешает банку кредитовать его на потоке. Клиенты, которые раньше предпринимали массу усилий для «обеления» своего бизнеса, «сваливаются» обратно в управленческий учет. Кроме того, малые предприятия зачастую предпринимают массу усилий для снижения официальной выручки. Сползание бизнеса к «серой» бухгалтерии затрудняет банкам анализ их деятельности, растут операционные расходы. Анализ управленческого учета невозможно поместить в скоринговую модель или как-то еще автоматизировать, поэтому на деле велик объем ручного труда.
Проблема отсутствия качественных залогов у небольших компаний тоже никуда не исчезла. Крайне мало банков, готовых кредитовать МСБ на покупку основных фондов или недвижимости со сроками окупаемости более трех лет. Ипотека для физлиц рефинансируется, а для юридического лица таких длинных денег нет, кроме, наверное, программы АИЖК «Стимул», но и к ее реализации существует масса вопросов.
Да, мы видим большое внимание государственных институтов к малому бизнесу. Упрощен доступ малых компаний к госзаказу. Это сильно помогает: если заемщику гарантированы выплаты хотя бы по части контрактов — значит, оборотные средства у него будут, а банковский кредит можно использовать на решение более долгосрочных задач. Сформированы фонды поддержки МСБ во всех субъектах федерации, их лимиты увеличиваются. РосБР, получая новые средства, предлагает все новые программы для поддержки сектора МСБ. В то же время в государственных программах есть целый ряд недоработок.
Банк может получить средства на финансирование малого бизнеса при условии, что у него в портфеле ссуд третьей–пятой категорий не более 40%. Но у банков, активно кредитующих МСБ, таких клиентов обычно более 40%
У того же РосБР предусмотрены противоречивые критерии для потенциальных участников программ по кредитованию МСБ. Банк может получить средства на финансирование малого бизнеса при условии, что у него в портфеле ссуд третьей–пятой категорий не более 40%. При этом у банков, активно кредитующих малые компании, таких клиентов на практике несколько более 40%.
Ведь реальные заемщики из этого сектора либо по финансовому состоянию, либо по другим критериям в большинстве своем не могут быть классифицированы в более высокую категорию кредитного качества. В итоге оказывается, что тем, кто получил у РосБР деньги, освоить их весьма проблематично. А те, кто реально кредитует такой бизнес, не всегда могут получить деньги от РосБР.
Сейчас, к примеру, у РосБР появляются новые программы по кредитованию проектов, несущих в своем составе инновационные или модернизационные составляющие. Но опять же критерии входа не позволяют многим банкам работать в этом сегменте, даже при наличии заявок от таких клиентов. Кроме того, РосБР хочет давать деньги на пул кредитов, а не рефинансировать отдельные займы. В целом, не отлажена секьюритизация портфелей МСБ.
Сложно рефинансировать маленькие кредиты: их крайне проблематично свести как портфель однородных ссуд в пул и передать в РосБР. Крайне сложно шел, да и идет процесс рефинансирования, согласно Положению №312-П. Процедура крайне формализованна и не отработана. Приходится передавать огромные массивы документов, в основном на бумажных носителях, что и трудоемко, и затратно.
По-прежнему не решена проблема регистрации движимого залога. Когда соответствующий закон будет принят, у банков исчезнут риски перекрестных залогов (они очень сильно ударили по кредиторам во время кризиса), и в результате кредиты для малого бизнеса смогут стать дешевле.
Есть и недоработки в Налоговом кодексе. Бизнес может отнести на затраты ставку по кредиту, не превышающую на 1,1 п.п. ставку рефинансирования, хотя реально кредит стоит в среднем по рынку существенно дороже этих уровней, и это понимают все регуляторы и контролирующие органы. Но такая норма прописана в Налоговом кодексе, а его менять долго и тяжело. Эта коллизия стимулирует непрозрачность.
Банки, активно работающие с МСБ, пытаются перейти на более простое оформление кредитов, но набор документов, которые должны присутствовать в кредитном досье, обычно одинаков и для крупного корпоративного клиента, и для малого предприятия, хотя понятно, что реальные риски существенно отличаются. То резервирование, которое банки вынуждены создавать по формальным признакам, описанным в Положении №254-П, очень часто не соответствует реальному риску. Нужна более гибкая и оперативная реакция от регулятора.
Если ЦБ и другие государственные органы будут более тщательно координировать свою политику по поддержке МСБ, это благотворно скажется не только на малых предприятиях, но и на экономике в целом. Устранение перечисленных проблем станет дополнительным стимулом для банков в кредитовании небольших компаний, а те, в свою очередь, смогут быстрее развиваться и перестанут уходить в тень. И тогда малый бизнес наконец-то станет — как и должно быть — основой экономики страны.
Начать дискуссию