Региональному банку лучше работать с бизнесом, а не с частными клиентами, уверен предправления Международного Банка Санкт-Петербурга (МБСП) Андрей Костин. В интервью «БО» он также рассказал, за счет чего локальные игроки могут выиграть у федеральных.
— Андрей Геннадьевич, что такое региональный банк в вашем понимании?
— В моем понимании региональный банк — это банк с центральным офисом в одном из регионов. Такая кредитная организация может работать и за пределами своего региона, однако большого бизнеса в столице, как правило, нет.
— Нужны ли вообще региональные банки?
— Безусловно, нужны. В регионах есть четкое деление на местные и московские банки. В чем разница? Московские игроки предлагают дешевые деньги, большие кредиты, больше продвинутых банковских услуг, но не могут принимать решение быстро и на месте, почти всегда передает функцию принятия решения наверх.
Это делает процесс его принятия обезличенным и долгим. Для крупного предприятия, это, возможно, терпимая ситуация. Но если речь идет о среднем или малом бизнесе или о стартапе, то необходимо более оперативное принятие решения.
К тому же по моему личному опыту региональные власти гораздо охотнее работают с местными банками. Федеральному банку в этом плане сложно работать в небольшом городе, если это не областной центр.
— А себя вы считаете региональным банком?
— Отчасти да. Первые десять лет существования МБСП развивал бизнес в двух регионах — Санкт-Петербурге и Москве. Но сказать, что основной бизнес у нас сконцентрирован в северной столице, мы не можем. С конца 2008 года мы начали осваивать регион Поволжья. На данный момент открыты филиалы в Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде и Ульяновске. Конечно, МБСП еще не федеральный банк, но мы уже и не регбанк в каноническом понимании. МБСП — корпоративный банк, который делает ставку на работу со средними и крупными корпорациями, не делая главной задачей безудержную географическую экспансию.
— То есть у вас нет малого бизнеса и физиков?
— Это не наша целевая аудитория. Они у нас есть, но просто потому, что мы не отказываем никому, кто к нам приходит. МБСП сосредоточен на работе с крупной клиентурой. Мы не планируем выходить в ретейл и в сектор малого и среднего бизнеса.
— Почему?
— Такова концепция развития нашего банка. Ключевой навык команды топ-менеджеров МБСП — работа с корпорациями. В этом мы просто успешнее. Во-вторых, с моей точки зрения, рынок ретейла — не самый перспективный сектор развития для нас. Он требует очень серьезных денежных вложений и отличного от нашего формата управления и работы банка.
Справка.БО
Международный Банк Санкт-Петербурга — один из крупнейших банков северной столицы. Зарегистрирован в ноябре 1989 года Госбанком СССР под именем Ленмебельбанк. Позднее назывался Петербургский лесопромышленный банк.
Владелец — сенатор от Ульяновской области Сергей Бажанов, 98,6% акций в прямом владении. Специализируется на обслуживании крупных корпоративных клиентов. Доля корпоративных заемщиков — более 98% в портфеле кредитов небанковскому сектору. Имеет развитые позиции на фондовом рынке и в сфере предоставления лизинговых услуг.
Основным источником ресурсов служат остатки на текущих счетах и срочные депозиты корпоративных клиентов.
Среди клиентов — авиакомпания «Пулково», авиапредприятие «Россия», «Адмиралтейские верфи», «Мостотрест», «Мосметрострой» и др.
Розничный рынок еще перед кризисом был поделен между крупнейшими зарубежными игроками и теми российскими банками, которые смогли стать успешными до кризиса. Скоро ситуация вернется на круги своя. Региональные банки, если начнут выходить на этот рынок, будут примерять на себя роль «очень младшего брата», который никогда не сможет провести серьезной экспансии.
Конечно, есть исключения. В кризис многие лидеры сдали свои позиции, и некоторые региональные игроки пытаются занять освободившееся место. Но для этого нужно быть уверенным в своих силах.
Для МБСП это было бы полной сменой парадигмы, образа мышления всех сотрудников. В этом нет смысла. Для нас гораздо интереснее развиваться в том направлении, в котором мы сильны.
— Тогда откуда вы берете фондирование? Ведь большинство банков в кризис стали активно работать с физиками из-за проблем с ресурсной базой.
— В октябре-ноябре 2008 года денег не было ни у кого, спасли беззалоговые аукционы ЦБ. Потом у МБСП не было проблем с фондированием. Мы сумели удержать крупных клиентов, которые всегда снабжали нас достаточным количеством ресурсов. К тому же на момент кризиса у нас не было больших западных заимствований и потому не пришлось искать им замену. А дальше стало проще: клиенты, увидев, что у нас все в порядке, снова выбрали МБСП для размещения средств.
— То есть вы утверждаете, что оттока вкладов в МБСП не было.
— Да, у нас не было падения объемов пассивов. Начиная с 2009 года в МБСП вопрос фондирования вообще не стоял. Было небольшое сокращение кредитного портфеля в конце 2008 года. Но только из-за того, что мы избавились от кредитов, которые были нам не очень интересны или слишком рискованны.
В МБСП достаточно хорошо развиты казначейские операции, МБК, привлечение денег ЦБ под залог бумаг, привлечение на рынке под свои бумаги, выпуск собственных векселей. Всего этого банку хватает для поддержания ликвидности. И с длинными деньгами у нас все в порядке.
Единственное — западные деньги сегодня очень дорогие. В валюте ставки для топ-50 российских банков на внутреннем рынке — от 2 до 5,5%. А самый дешевый из ресурсов, который можно привлечь у синдиката иностранных банков, — от 6,5%. И это для банков первого круга. Для нас — уже 8–10%.
Сегодня банки выживают каждый по-своему. Есть те, у кого реальные проблемы с деньгами. Сложно сказать, почему так вышло, но ставки по рублевым годовым вкладам у банков из топ-50 на уровне 5–6%, а у некоторых из топ-100 — 11–12%.
Видимо, у этих банков проблема не в сбалансированности активов и пассивов по цене, а в нехватке ликвидности. С чем это связано, сложно сказать — они усиленно скрывают свои проблемы.
— Какая у вас средняя ставка по депозитам?
— Сегодня мы привлекаем рубли на год под 7,75%.
— А как у вас с активами?
— С начала года МБСП нарастил кредитный портфель на 25% и планирует существенно увеличить этот результат. Сейчас довольно сложно спрогнозировать, насколько существенно, поскольку мы достаточно серьезно относимся к рискам.
Досье.БО
Андрей Костин родился в 1970 году в Ульяновске. В 1992 году окончил Государственную финансовую академию (сейчас — Финансовый университет при Правительстве РФ). В 1991–1997 годах работал в Инкомбанке, занимал должности от экономиста до исполнительного директора блока прямых инвестиций. В 1998 году — зампред правления «Балтонэксим банка». С 1999 года — вице-президент Международного банка Санкт-Петербурга, с 2001 года — глава московского филиала МБСП, с 2009 года — председатель правления МБСП.
Сегодня хороших заемщиков мало, а свободной ликвидности у банков много. Это приводит к возникновению нездоровой конкуренции не только по ставкам, но и по рискам — банки пытаются выиграть соревнование за заемщика, ослабляя требования к обеспечению. Если в первом случае конкуренция просто снижает маржу, то во втором — делает кредитный портфель опасным.
Мы стараемся не идти по этому пути. Избыточная ликвидность рано или поздно закончится, а необеспеченные кредиты останутся. Сегодня просроченных кредитов у нас около 1,5% от всего кредитного портфеля. В начале года она была 2,3%.
— Как вы конкурируете с крупными федеральными игроками за активы?
— Конечно, не всегда и не везде нам эта конкуренция удается. МБСП выигрывает эти состязания в первую очередь за счет оперативности принятия решения, потому что мы готовы проводить кредитные комитеты хоть каждый день при условии, что клиенты оперативно предоставляют нужную информацию. После принятия решений мы очень быстро оформляем все необходимые документы, при этом, конечно, тщательно следя за качеством их подготовки. Странно, но сейчас не все банки поступают аналогично.
Во-вторых, на данный момент ставки, по которым мы можем кредитовать, почти не отличаются от ставок первой десятки российских банков.
Нам сложнее конкурировать в длинных — больше трех лет — деньгах. Но МБСП составляет серьезную конкуренцию по займам на год или на два. Это не означает, что мы всегда и везде выигрываем. Конечно, банков много, но МБСП своих клиентов находит.
— И все-таки для регионального банка выгоднее работать с «физиками» или с корпоративными клиентами?
— Я рассуждаю с позиции корпоративного банкира и потому считаю, что правильнее работать с бизнесом. Работа с «физиками» — это в большей степени статистика, нежели глубокое изучение заемщика. Риски покрываются в большей степени статистическим процентом потерь и повышенной прибылью, чем изучением проблем конкретного заемщика. Поэтому региональным банкам такой масштаб просто не осилить.
Очень немногие из региональных банков нацелены на выход на федеральный уровень. Есть банки, которые работают лишь в нескольких регионах, и если они не преследуют цель серьезного роста активов, то они вполне могут быть успешными.
Начать дискуссию