Вопреки идеям Мухаммеда Юнуса российские бизнесмены уверены: маленькие займы дешевыми не бывают.
В теории социального микрофинансирования Мухаммеда Юнуса, которая пару лет назад взбудоражила мировое сообщество, можно выделить четыре основных постулата: доверие, скорость, дешевизна и диверсификация. Основанный на этих принципах бангладешский Грамин банк успешно работает уже несколько лет. Однако в России подобная бизнес-модель, завоевавшая Нобелевскую премию, пока не доказала свою эффективность.
ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
Несколько лет назад иностранный инвестор попытался освоить на российском рынке один из наиболее перспективных и доходных сегментов - микрокредитование. С этой целью «заморские купцы» приобрели банк и запустили соответствующие кредитные программы. Однако уже через полгода иностранцы в ужасе отказались от своей идеи и фактически сбежали.
Несмотря на то что с тех пор прошел не один год и за это время даже появился закон о микрофинансовых организациях, большинство инвесторов с осторожностью относятся к мелкому бизнесу. Кризис только усугубил ситуацию. Так, на «круглом столе», прошедшем в конце сентября в Ассоциации российских банков, представитель Росбанка рассказал: «В условиях нестабильной экономической ситуации мы в банке пересмотрели всю политику риск-менеджмента. Если раньше мы уверенно кредитовали малые предприятия, то сейчас группа Societe Generale очень осторожно осуществляет кредитование не только малых, но и средних предприятий. Что уж говорить о микропредприятиях?» При этом банкир признался, что руководство кредитной организации несколько раз рассматривало возможность работы с микробизнесом, однако каждый раз было вынуждено отступать, несмотря на возможность извлечения высоких доходов. Отсутствие четких законов и понятного залогового обеспечения делает этот бизнес высокорисковым.
Российские банки также не питают особых иллюзий по поводу возможности получения сверхприбылей в сегменте микробизнеса и отсекают большую часть потенциальных клиентов, устанавливая максимальные и минимальные суммы по кредиту.
ОДИН НА МИЛЛИОН
Микрокредиты, которые предлагают большинство коммерческих банков, сложно назвать микрокредитами в традиционном понимании. Если, по оценкам экспертов, средний размер микрозайма в России составляет 30-50 тыс. рублей, то большинство банков не готовы предложить кредит менее 150 тыс. рублей. Понятно, что сумму с пяти нулями банки не могут и не хотят предоставлять без соответствующих залогов и поручительства.
Позиция финансово-кредитных организаций в данном вопросе вполне понятна: проще выдать 10 кредитов по миллиону, чем тысячу займов по 10 тыс. рублей. Так, начальник управления развития малого бизнеса Банка Москвы Тимофей Васильев констатирует: «Ограничения по минимальной сумме кредита обосновываются высокой себестоимостью трудозатрат и невысокой доходностью. То есть банкам невыгодно, а клиентам неинтересно привлекать кредиты от 20 до 200 долларов по ставке, допустим, 50% годовых».
Директор департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Екатерина Орлова пояснила, почему появляются минимальные требования к размеру кредита: «Учитывая требования Банка России по формированию резервов, более жесткие требования регулятора к качеству кредитного портфеля и нормативной базе, а также внутреннюю корпоративную культуру и гибкость большинства кредитных учреждений, операционная модель банков делает предоставление кредитов суммой менее 200 тыс. рублей нерентабельным либо существенно менее выгодным, чем кредитование МСБ или крупных корпоративных клиентов».
Понятно, что банки - коммерческие структуры. И главная их цель - извлечение прибыли. А потому, определив для себя кредитный диапазон, они предпочитают не выходить за его пределы.
МЕЖДУ «ПОТРЕБАМИ» И «КОРПОРАТАМИ»
Основная сложность работы с микробизнесом возникает из-за того, что в нем приходится оперировать суммами, близкими к потребкредитам, и при этом выполнять объемы работы, сопоставимые с обслуживанием корпоративных клиентов. При этом банки не могут упростить процедуру анализа отчетности, так как риски в данном сегменте очень высоки.
Руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка Михаил Повалий обращает внимание на то, что помимо операционных расходов на процентную ставку ощутимо влияет надбавка за риск, основанная на прогнозе уровня дефолта (невозврата) по формируемому банком кредитному портфелю. «Возврат кредита зависит не только от возможности, но и от желания заемщика возвращать кредит, а платежная дисциплина заемщиков в России пока оставляет желать лучшего», - заключает эксперт.
Руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов, член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко уточняет: «Риски возникновения задержек либо прекращения поступления платежей в наших условиях существенно отличаются от существующей практики в других странах: это и риск мошенничества, и степень образованности с законодательной и юридической точек зрения целевой аудитории».
Таким образом, чтобы избежать роста просрочки, банкиры, засучив рукава, вникают в специфику работы микропредприятий и проверяют «благонадежность» собственников бизнеса. Екатерина Орлова рассказывает, в чем заключается специфика оценки рисков микропредприятий: «При анализе таких заемщиков акцент смещается в сторону социально-демографических и нефинансовых показателей, таких как опыт работы в данном бизнесе, психологический портрет заемщика, наличие семьи и детей, качество образования, оседлость, наличие в собственности значимых активов. Во многом анализ таких клиентов схож с подходами розничного кредитования. Здесь также могут быть применимы подходы, основанные на статистике. Помимо специфики оценки клиента существуют различия в работе с проблемной задолженностью».
NBJ акцент
ФЗ №209 от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства» разграничивает предприятия по численности сотрудников: до 15 человек - микро-, до 100 - малое, от 101 до 250 человек - среднее предприятие. И по объему выручки от реализации товаров (услуг) без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год: для микробизнеса - 60 млн, для малого бизнеса - 400 млн, и для среднего бизнеса - 1 млрд рублей.
ДВОЙНАЯ ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА
Упростить задачу может автоматизация процесса оценки заемщиков, многие кредитные организации используют систему скоринга. Так, Тимофей Васильев рассказал: «В Банке Москвы действуют три программы микрофинансирования, в рамках которых анализ кредитоспособности и платежеспособности осуществляется скорин-говыми методами. Преимущества этих методик - использование накопленной статистики по аналогичным кредитам и оперативность принятия решения».
В Альфа-Банке также при микрокредитовании применяется скоринго-вая модель оценки кредитоспособности заемщика. «При этом выезд «на бизнес» для подтверждения финансовых показателей деятельности предприятия остается обязательным. Решение о предоставлении кредита принимается на основании результатов скоринга и мнения кредитного эксперта», - заключает Михаил Повалий.
Некоторые же банки, напротив, отказываются от скоринга, предпочитая работать с клиентами «вживую».
Так, директор консультационно-методологического центра департамента малого и среднего бизнеса Пробизнесбанка (ФГ «Лайф») Юлия Агаркова рассказывает: «У нас один и тот же кредитный специалист работает и с микрозаемщиками, и с предприятиями малого бизнеса, так как подход к определению кредитоспособности одинаковый в обоих случаях. Разница лишь в подходе к залоговому обеспечению: для микрокредитов в этом вопросе применяется более гибкий подход, различается и скорость выдачи кредита (микрокредиты у нас выдаются за один день)».
В Инвестторгбанке аналогичная ситуация. «Микрокредитование банк осуществляет, применяя стандартный подход оценки потенциального заемщика сегмента МСБ. Именно такой подход позволяет реально оценить самого заемщика и возможные риски», -поясняет вице-президент Инвестторг-ггбанка Алексей Тюшов.
Таким образом, существенно снизить операционные расходы за счет упрощения процедуры оценки рисков банкам практически не удается. «Проблема применения скоринга в России связана с отсутствием инфраструктуры для его использования. Нет накопленной статистики, недостаточно прозрачна налоговая отчетность микропредприятий, не до конца отлажена система бюро кредитных историй, нет многих других единых баз, которые давно используют в странах Восточной Европы и СНГ (не говоря уже о Западной Европе)», - заключает Екатерина Орлова.
Учитывая то обстоятельство, что даже сегмент малого бизнеса в России недокредитован, необходимости «спускаться» в еще более мелкий сегмент у банков нет. А потому пока банковское сообщество не готово идти в высокорисковый микробизнес.
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
В Росбанке, проанализировав ситуацию на рынке, пришли к выводу, что готовы работать в этом сегменте только через специализированные организации. То есть банк будет предоставлять финансирование микрофинансовым организациям, а те, в свою очередь, смогут выдавать займы конечным потребителям. Данная модель была выбрана иностранными инвесторами Росбанка как наиболее безопасная.
Существует еще один вариант работы банка на микрофинансовом рынке (правда, пока не столь распространенный) - создание дочерней структуры. По такому пути пошел, в частности, ВТБ24, учредив совместно с Московским центром развития предпринимательства компанию «Микрофинанс».
Таким образом, по факту в России существует система микрофинансирования. Однако сложность заключается в том, что при образовании дополнительных ступеней и посредников стоимость ресурсов значительно возрастает. В микрофинансовой организации стоимость займа может составлять от 100 до 1000% годовых. Конечно, такая стоимость ресурсов не устраивает ни правительство, ни самих кредиторов. Потому что высокая долговая нагрузка повышает риски банкротства и препятствует развитию предпринимательства в стране.
Так, Евгений Бернштам, являющийся владельцем двух микрофинансовых организаций - «Финотдел» и «Домашние деньги», рассказал: «У нас сумма среднего займа составляет 20183 рубля. Выдается на 52 недели. Возвратность - раз в неделю. Уровень фондирования, который у нас заложен в бюджет, - 18%. Уровень операционных затрат - около 25-30%. При таком раскладе 500 займов дадут нам только 8% рентабельности при ставке 168% - при условии, конечно, что мы не будем развиваться и не будем тратить деньги на инфраструктуру и региональное развитие».
Бизнесмен, как и банкиры, объясняет высокие ставки не стремлением нажиться, а большими операционными расходами. Микрофинансовые организации так же, как и кредитные организации, имеют call-центр, отдел сопровождения займов, службу безопасности, взыскания и т.д. При этом из-за сложности и запутанности бизнеса требования к квалификации специалистов гораздо выше, чем аналогичные требования к специалистам, работающим с МСБ. Таким образом, стоимость ресурсов в специализированных структурах для индивидуальных предприятий близка к расценкам на черном рынке.
СЛОВО БАНКИРАМ: КОМУ ДАВАТЬ И СКОЛЬКО
Екатерина ОРЛОВА, директор департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка
В рамках программы кредитования малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка наиболее приближенный к микрокредиту продукт - «Кредит-первый» с суммой от 150 тыс. до 1 млн рублей. Мы здесь практически не пересекаемся с сегментом клиентов, с которым работают микрофинансовые организации, где средняя сумма займа составляет порядка 50 тыс. рублей.
Для себя мы определили границы сегмента «микро»: выручка до 60 млн рублей в год. Для таких клиентов мы разрабатываем отдельное клиентское предложение, упрощенную систему анализа и принятия решений, чтобы кредит выдавался не более чем за 1-2,5 дня с момента обращения. Но к чистому микрокредитованию, как это делают, например, кредитные кооперативы или центры микрофинансирования, это отнести нельзя.
Оксана ПАНЧЕНКО, руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов, член правления Райффайзенбанка
Каждая финансово-кредитная организация классифицирует клиентов малого бизнеса и микробизнеса по своим признакам. Для каждого из этих сегментов существуют свои особенности в подходе и в порядке работы с клиентом. По этой причине в Райффайзенбанке мы разделяем сегмент «малый бизнес» и сегмент «микробизнес» на два отдельных направления работы. И тем и другим компаниям мы оказываем услуги как финансового, так и нефинансового характера. На основе анализа потребностей клиентов сегмента «микро» и существующей в Райффайзенбанке статистики мы рассчитали и в настоящее время применяем ограничения по суммам финансирования до 100 тыс. евро (эквивалент 4 млн рублей). Однако средний размер микрокредита, как показывает практика, колеблется в диапазоне от 500 тыс. до 800 тыс. рублей в зависимости от среднего спроса на рынке.
Михаил ПОВАЛИЙ, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка
На данный момент Альфа-Банк предоставляет кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса и крупным корпоративным клиентам. Однако совсем недавно в банке было создано отдельное подразделение, основной задачей которого является микрокредитование и расчетно-кассовое обслуживание предприятий с годовым оборотом до 150 млн рублей. Предоставление первых кредитов в рамках данного проекта запланировано на конец этого года. В рамках пилотного проекта микрокредиты будут предоставляться в сумме от 350 тыс. до 2 млн рублей. По результатам проведения пилотного проекта возможно увеличение максимальной суммы кредита.
Тимофей ВАСИЛЬЕВ, начальник управления развития малого бизнеса Банка Москвы
В Банке Москвы в рамках специализированной программы кредитования малого бизнеса выделена продуктовая линейка микрофинансирования, включающая четыре стандартизированных продукта: «Экспресс-кредит ИП», «Экспресс-овердрафт», «Микрокредит», «Кредит на развитие индивидуального предпринимательства».
Ограничения есть, но они прежде всего лимитируются финансовыми показателями деятельности предприятия либо максимальной суммой кредита в рамках подпрограммы микрофинансирования. Например, максимальная сумма продукта «Экспресс-кредит ИП» - 1 млн рублей.
Рустам ХАКИМОВ, начальник управления продаж корпоративным клиентам Банка «АК БАРС»
Банк «АК БАРС» предоставляет микрокредиты в рублях РФ индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. При этом данный продукт выделен в отдельный сегмент.
На сегодняшний день в банке имеются ограничения в части суммы микрокредитования, которая составляет от 500 тыс. до 3 млн рублей. Однако в связи с развитием сегмента малого бизнеса в экономике страны в целом, а также в Республике Татарстан банк готов пересмотреть лимиты в сторону увеличения. В соответствии с планами по развитию программы микрокредитования банк стремится расширить спектр предоставления услуг и упростить процедуры доступа потенциальных заемщиков к ресурсам банка.
Алексей ТЮШОВ, вице-президент Инвестторгбанка
Кредитование данного сегмента осуществляется в рамках программы работы с малым и средним бизнесом. Данный вид кредитного продукта пользуется у клиентов популярностью. Особенно микрокредитование востребовано в регионах, традиционно являющихся центром сосредоточения малого бизнеса.
Юлия АГАРКОВА, директор консультационно-методологического центра департамента малого и среднего бизнеса Пробизнесбанка (ФГ «Лайф»)
В нашем банке для целевой группы клиентов микробизнеса разработан специальный продукт - экспресс-кредиты. Данный продукт разработан с учетом специфики целевой группы: кредиты выдаются без залогового обеспечения, под поручительство. Максимальная сумма кредита - 1 млн рублей. При этом мы не устанавливаем минимальную планку по сумме кредита. Мы уважаем бизнес наших клиентов независимо от его размера. Средний размер микрокредита из нашего портфеля составляет около 300 тыс. рублей.
ЭКОНОМИКА РЫНОЧНАЯ, А ЦЕНЫ РОСТОВЩИЧЕСКИЕ
Понятно, что пожелания правительства и бизнеса о снижении стоимости заимствований пока остаются без ответа. Микрофинансовые организации мотивируют это тем, что для снижения стоимости средств для окончательного потребителя необходимо снизить стоимость фондирования, а этого можно добиться только при условии предоставления госпомощи. Однако и в данном случае есть оговорка: при оказании таковой не должны предприниматься административные меры по ограничению процентной ставки по займам.
При этом микрофинансовые организации ссылаются на пример Российского банка развития (РосБР), который не так давно запустил программу кредитования микрофинансовых организаций. По словам бизнесменов, при всем желании они не могут воспользоваться предоставленной возможностью. Так, в упомянутой программе размер процентной ставки по кредиту составляет 8,25% (при обеспечении в виде государственных гарантий, гарантий банков, поручительств региональных гарантийных фондов (фондов поручительств), залоге ценных бумаг) и 8,75% (при обеспечении в виде поручительств акционеров, участников, залоге недвижимости и пр.). Ставки достаточно заманчивые, однако сложность заключается в том, что при использовании средств, предоставленных Банком развития, микрофинансовая организация не может устанавливать ставку для конечных заемщиков выше 22% годовых.
По словам участников рынка, такая ставка не окупает стоимость операций. Однако в Российском банке развития придерживаются мнения, что ограничения по удорожанию займов для конкретных заемщиков необходимы, так как целью Банка развития является не финансирование деятельности микроорганизаций, а поддержка микробизнеса. Отпустить ставки в «свободное плавание» - значит, сделать займы недоступными для большинства предпринимателей.
Второй доступный источник финансирования для микрофинансовых организаций - привлечение кредитов в банках. Но и в данном случае взаимодействие осложнено рядом факторов. Во-первых, большинство банков не готовы сотрудничать с микрофинансовыми организациями, так как те не имеют залогового имущества. Президент Центра микрофинансирования Павел Сигал рассказал: «Нам не удалось договориться о предоставлении кредита ни с банком «Траст», ни с Росбанком. Банки потребовали предоставить «твердый» залог, а у нас такого нет и быть не может, потому что мы -финансовый институт и не располагаем подобными активами. Единственное, что мы можем предоставить, - это реестр, отчетность и прочее. Однако на таких условиях банки отказались от сотрудничества с нами».
Отсутствие «твердых» залогов -не единственный камень преткновения. Микрофинансовые организации относятся к третьей группе риска, а потому банки должны создавать резервы в размере более 50% от суммы выданного кредита. В итоге стоимость привлечения заимствования в банке для микрофинансовых организаций составляет около 20%.
Таким образом, получается замкнутый круг: у банков есть деньги, но они не могут принять на себя высокие риски, микрофинансовые организации готовы работать в неизведанном пространстве, однако не обладают необходимыми ресурсами. Если же банки и пытаются выйти в сегмент микрофинансирования, то, по наблюдениям Павла Сигала, они предлагают кредитование практически по таким же ставкам, как и микрофинансовые организации. В результате расценки по микрозаймам близки к ростовщическим, и назвать такой рынок цивилизованным достаточно сложно.
РОССИЙСКАЯ ПОДМЕНА
Возникает вопрос: почему бангладеш-ский профессор смог организовать крупнейший банк, положа в основу его бизнеса предоставление микрозаймов местным беднякам, а российская финансовая система не может обеспечить необходимыми ресурсами индивидуальных предпринимателей и микропредприятия?
Возможно, потому, что, несмотря на наличие большого количества юридических форм (кооперативы, фонды ОАО, ООО и прочее), микрофинансовые организации сегодня не представляют реальную силу. Локомотивом всего финансового рынка являются банки, обладающие дешевым фондированием, современными технологиями и разветвленной сетью. При этом участники рынка признают, что микрофинансовый сектор очень специфичен. Поэтому в большинстве стран основная доля рынка на нем принадлежит специализированным организациям. Интересно, что Грамин банк (несмотря на свое название) по форме организации деятельности ближе скорее к российскому кредитному кооперативу: 4% акций владеет государство, а остальными 96% - клиенты банка, которые, накопив на своих счетах 100 така, могут приобрести одну акцию. Такая форма собственности позволяет заинтересовать заемщиков в возврате кредита, а значит, и снизить риски.
NBJ акцент
Операционная модель банков делает предоставление кредитов суммой менее 200 тыс. рублей нерентабельным либо существенно менее выгодным, чем кредитование МСБ или крупных корпоративных клиентов.
Тем не менее российские банки пытаются примерить на себя бангладеш-скую модель. Наиболее близким к «оригиналу» оказался Сбербанк, который предложил малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям продукт «Доверие»: сумма займа - от 10 тыс. до 1 млн рублей под 19% годовых.
Однако даже такой гигант, как Сбербанк, в сообществе с несколькими крупными микрофинансовыми организациями не в состоянии вытянуть на себе весь рынок. «Первопроходцы» в лучшем случае смогут закрыть территории с высокой предпринимательской активностью, где реально быстро получить прибыль. Для того чтобы микрофинансирование достигло удаленных уголков нашей родины, необходимо стимулировать развитие рынка «снизу».
Возможно, принятый недавно профильный закон даст необходимый импульс для развития микрофинансовых организаций. И существующий сегодня «ростовщический» рынок примет цивилизованные формы. Однако как долго будет происходить трансформация и не возникнут ли в процессе неожиданные препятствия в виде изменений в налоговом кодексе или новых нормативов, пока говорить сложно. Возможно, задача будет выполнена к открытию мирового финансового центра в Москве, а возможно, ее реализация растянется на многие годы.
Начать дискуссию