Банки

От дата-центров до «облачных» вычислений и спутниковой связи

РТКОММ - одна из ведущих компаний на российском телекоммуникационном рынке, оказывающая услуги как государственным и корпоративным заказчикам, так и операторам связи.

РТКОММ - одна из ведущих компаний на российском телекоммуникационном рынке, оказывающая услуги как государственным и корпоративным заказчикам, так и операторам связи.

В последние годы компания провела активную переориентацию на предоставление услуг управляемых виртуальных частных сетей и стала безусловным лидером на рынке как по количеству подключенных VPN-портов, так и по объему дохода по данной услуге. Кроме того, РТКОММ обеспечивает развитие таких прикладных клиентских сервисов, как видео- и аудиоконференции, услуги SLA-мони-торинга, защиты от DDoS-атак, услуги с добавленной стоимостью центров обработки данных.

Своими мыслями по поводу направлений развития компании, перспектив предоставления тех или иных услуг и решений с НБЖ поделился генеральный директор компании РТКОММ Валерий ЛОХИН.

НБЖ: Валерий Петрович, какое место РТКОММ занимает в группе компаний Ростелекома? На чем специализируется компания РТКОММ? Каковы основные направления развития?

В. ЛОХИН: В 2000 году под эгидой крупнейшего национального оператора России ОАО «Ростелеком» была создана компания РТКОММ, призванная начать предоставление принципиально новых на тот момент услуг дата-центра. Говоря другими словами, в Ростелекоме созрело решение о необходимости создания небольшой, оперативной, динамичной и высокотехнологичной компании, которая на фоне базовых услуг, традиционно предоставляемых Ростелекомом, могла бы предложить рынку что-то новое. Это начинание оказалось достаточно удачным, и в течение ряда лет РТКОММ активно наращивал свое присутствие на рынке, и прежде всего - на рынке магистрального доступа в Интернет, для региональных провайдеров. Впоследствии РТКОММ стал лидером российского рынка магистрального доступа в Интернет.

Новой сферой деятельности компании стало построение виртуальных частных сетей на базе IP-технологий для крупных корпоративных заказчиков федерального уровня - госструктур, банков, страховых компаний, которые помимо центрального аппарата имели большое количество региональных представительств. Если в качестве мерила присутствия на рынке брать общее количество точек подключения для корпоративных клиентов на федеральном уровне, то РТКОММ был и остается безусловным лидером в этом направлении деятельности.

Мы по праву гордимся тем, что принимали активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование». РТКОММ выступил головным исполнителем перед государственным заказчиком в лице Федерального агентства образования. За полтора года к Интернету было подключено более 52 тыс. школ. Данный проект не имеет прецедентов в мире. Кстати, многие с большим скептицизмом относились к возможности его реализации, тем более за такие короткие сроки. В настоящее время мы продолжаем обслуживание около половины подключенных ранее школ.

Поскольку движение в мире происходит по спирали, то и развитие нашей компании подчинено тем же законам. Изначально РТКОММ создавался под эгидой Ростелекома. Затем в структуре компании появились новые акционеры. В 2008 году компания вновь стала «дочкой» Ростелекома, и тогда же возник вопрос о дальнейшем ее развитии.

В конце 2008-го - первой половине 2009 года была разработана и принята стратегия развития компании на ближайшие три года. Основная задача сводилась к максимальному использованию наработанных за десять лет компетенций РТКОММ для оказания положительного эффекта на бизнес группы компаний Ростелеком в целом. Было принято решение о развитии РТКОММ по трем направлениям.

Во-первых, РТКОММ берет на себя функции сервисной компании в рамках реализации крупных национальных проектов и проектов для крупных федеральных заказчиков, исполнителем которых является Ростелеком. То есть РТКОММ реализует эти проекты как головной соисполнитель Ростелекома.

Следующее направление - развитие услуг космической связи для корпоративных пользователей.

И наконец, РТКОММ будет и в дальнейшем развивать такое направление, как центры обработки данных.

НБЖ: Расскажите о таком направлении развития вашей компании, как спутниковые каналы связи.

В. ЛОХИН: Здесь существуют определенные сложности. Они общеизвестны и связаны с тем, что по разным причинам орбитальная группировка летательных аппаратов, которые используются для предоставления телекоммуникационных услуг, крайне ограничена и в стране существует реальный объективный дефицит частотных ресурсов, для того чтобы данное направление бизнеса развивать.

С другой стороны, наш опыт реализации серьезных государственных проектов, проектов для банковских структур, Федерального казначейства показывает, что 10-15% подключений приходится делать через спутниковые каналы связи. Самостоятельное предоставление услуг спутниковой связи позволит все затраты и вопросы эксплуатационного обслуживания в данном сегменте замкнуть в рамках группы компаний.

С целью развития данного направления РТКОММ летом 2010 года запустил в эксплуатацию первый спутниковый хаб (центральную наземную станцию управления), обеспечивающий подключение удаленных точек при отсутствии в местах предоставления услуг наземной сетевой инфраструктуры.

Технологию VSAT мы считаем очень перспективной и необходимой в условиях огромных территорий России. До конца года мы планируем закончить строительство второго хаба с использованием ресурса на другом спутнике, что позволит нам предоставлять услуги практически на всей территории России.

НБЖ: РТКОММ обеспечивает развитие различных прикладных клиентских сервисов. Как осуществляется мониторинг параметров качества корпоративных сетей?

В. ЛОХИН: РТКОММ обслуживает корпоративные сети, насчитывающие более ста, а в некоторых случаях и несколько тысяч точек, заказчики которых весьма требовательны к качеству (это прежде всего банки, страховые компании, органы государственной власти). В связи с этим мы пришли к выводу о необходимости внедрения автоматизированной системы мониторинга параметров качества таких сетей.

В результате сравнения и тестирования нескольких имеющихся на рынке разработок мы решили создать собственную систему, которую назвали «ПУЛЬС», как некий аналог приборов диагностики состояния организма. Хочу подчеркнуть, что сделали мы это достаточно оперативно. Задача была поставлена в середине 2009 года, когда набралась некая критическая масса клиентов и подключений. И уже в сентябре 2010 года система прошла сертификационные испытания и получила сертификат соответствия.

Система «ПУЛЬС» позволяет осуществлять мониторинг доступности оборудования заказчиков и отслеживать значения таких параметров качества передачи трафика, как процент потерянных пакетов, задержка и джиттер. Использование системы позволяет нам обеспечивать проактивное реагирование на возможные проблемы, а заказчикам предоставляет возможность в режиме онлайн отслеживать состояние каналов их корпоративной сети.

Здесь есть другой очень важный момент. Недостаточно определить, что тот или иной канал связи или услуга не работает, необходимы определенные регламенты взаимодействия с клиентами, высокая скорость их оповещения и скорость восстановления, одинаковое понимание последствий снижения тех или иных показателей каналов. Появляется определенный тип соглашения с клиентами. И для того чтобы они действительно были эффективными, необходимо, чтобы они распространялись не только на наши взаимоотношения с клиентами в рамках нашей сети, но главное, чтобы они работали до клиентского оборудования, до самого удаленного районного центра, до банковского офиса в любом муниципальном образовании. Это возможно только в том случае, когда наши подрядчики (как правило, межрегиональные компании электросвязи, которые делают так называемую последнюю милю от нашего узла доступа до клиента) готовы поддержать такие же требования к качеству и к самому процессу поддержания этого качества, т.е. готовы подписать такие же соглашения. Оператор в данном случае действительно берет на себя ответственность за поддержание определенного уровня и качества услуг от центрального офиса или центрального аппарата до любого регионального подразделения. Тот факт, что РТКОММ и межрегиональные компании электросвязи входят в группу компаний «Ростелеком», существенно облегчает решение этой сложной задачи.

НБЖ: Какие услуги по защите от сетевых атак компания предлагает своим клиентам?

В. ЛОХИН: Сетевые угрозы в настоящее время становятся все более опасными для тех финансовых структур, которые ведут бизнес через Интернет. Скоординированная DDoS-атака может привести к недоступности важного банковского сервиса или онлайн-магазина, и как следствие - к значительным финансовым потерям. При этом возможности служб информационной защиты банков могут оказаться недостаточными для отражения атаки. РТКОММ на базе оборудования компаний Arbor и Cisco внедрил систему защиты от DDoS-атак, которая обеспечивает эффективное обнаружение атак и фильтрацию трафика, что гарантирует непрерывность онлайн-бизнеса клиентов. За два года наша услуга показала свою эффективность, и сейчас все больше банков подписывается на нее.

НБЖ: Каковы перспективы получения банковскими структурами «облачных» сервисов от РТКОММ?

В. ЛОХИН: Вот уже одиннадцать лет РТКОММ предоставляет достаточно традиционные услуги ЦОД - такие как коло-кейшн и аренда серверов. В настоящее время мы занимаемся внедрением платформы предоставления услуг из «облака». Ожидаем, что она заработает уже в начале 2011 года. Развертывание такой платформы позволит нам предоставлять «по требованию» широкий спектр услуг. Это и виртуальные серверы, и виртуальный хостинг, и почтовый хостинг, и аренда приложений (SaaS). Вообще, тема «облачных» вычислений в последний год стала одной из самых заметных. Мы надеемся занять на этом новом формирующемся рынке лидирующее положение. А быть в лидерах мы уже умеем.  

СПРАВКА
РТКОММ - национальный оператор, построивший уникальную, самую разветвленную в России IP-сеть, поддерживающую технологию MPLS/VPN. Более 1000 клиентов в более чем 100 городах России и зарубежных стран сделали свой выбор в пользу бренда РТКОММ.

Начать дискуссию