Преимущества модульных АБС пока не очевидны для банковских CIO
В жизни каждой финансовой структуры наступает день, когда АБС нуждается в модификации или замене. Сейчас на смену «монолитам» разработчики предлагают модульные решения. Но и они - не гарантия успешного внедрения.
«Для банка иметь сейчас одну АБС -просто моветон. Нужно иметь две или три», - иронически замечает старший вице-президент ВТБ Дмитрий Назипов. Шутки шутками, но финансовых организаций, которые довольствуются одной системой, на рынке не так уж и много, соглашаются эксперты.
«Ситуации возможны самые различные, поэтому практически в любом банке существует более чем один поставщик («Диасофт», ЦФТ и так далее), - говорит CIO Русфинанс-Банка Олег Подкопаев. -Например, возникает ситуация, когда есть одна АБС, начинают внедрять вторую, понимают, что она не покрывает все нужды, и остаются обе. А бывает, что один банк купил другой банк. В этом случае, унаследовав его систему, можно просто «мигрировать» на свою, можно держать вторую АБС в бэкграунде, «сливая» оттуда информацию. Но бывают случаи куда более сложные, когда у каждого из банков, участвующих в объединении, свои АБС, они «сливаются», и сверху надстраивается третья система».
Далеко не всегда имеет смысл эту сложносочлененную конструкцию рушить и на ее месте возводить единую новую. «Миграция - дело настолько тяжелое, что зачастую заниматься им банк не хочет», - утверждает Олег Подкопаев.
ЗАМЕНА - ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
«Обновление АБС необходимо тем, кто «уходит» в универсальный бизнес. Или же объединяется, покупает другие банки, - рассуждает CIO управления информационных технологий Ситибанка Андрей Попов. - В нашей практике такое было при покупке Bank Handlowy w Warzawie. После покупки стало ясно, что ни на нашей оригинальной платформе, ни на платформе, которая была у польской организации, объединенный банк мы «не потянем».
В Ситибанке, как и у большинства российских «дочек» западных финансовых гигантов, широко используются платформы и решения иностранного производства. Но их приходится модифицировать под российские реалии.
«Мы используем комбинацию российского решения и западной платформы, чтобы соответствовать и требованиям ЦБ, и корпоративным ИТ-стандар-там», - делится опытом Андрей Попов.
МОНОЛИТ ИЛИ КИРПИЧ?
В том, что банки неохотно идут на замену АБС, повинны не только трудности технологического характера, но и дороговизна предлагаемых банковскому рынку решений. До последнего времени компании-разработчики поставляли финансистам абсолютно «монолитные конструкции». Но в октябре этого года были проанонсированы сразу модульные решения сразу от двух производителей: «Диасофт» и Misys. Оба разработчика называют их появление новой эрой в развитии банковского ПО.
Председатель совета директоров Misys Майк Лоури заявил на презентации, что именно его компания «по-прежнему остается абсолютным мировым лидером на рынке банковского ПО, в том числе и в России». Однако, по мнению Андрея Попова, сейчас ЦФТ и «Диасофт» занимают доминирующее положение на российском рынке.
Но, судя по всему, конкуренция будет усиливаться, в том числе из-за того, что новое ПО западного образца становится ближе к российским реалиям. Так, традиционно надзор и регулирование отечественной банковской системы всегда были строже, чем в западных странах. Сейчас же процессы адаптации банковского ПО к постоянно ужесточающимся нормативам цен-тробанков и прочих регуляторов происходят параллельно в Европе, США и даже в Китае. А в среднесрочной и долгосрочной перспективе норм и правил будет вводиться все больше - не в последнюю очередь из-за поэтапного введения новых положений Базель III.
Кроме того, после кризиса банки разных стран мира идут схожими путями: непрерывно расширяют спектр услуг, предлагают клиентам все более совершенные сервисы, а значит, нуждаются в более гибком ПО. Параллельно перед ИТ-службами стоят задачи снижения расходов и сокращения издержек.
МОДУЛИ: ЗА И ПРОТИВ
Разработчики убеждают банковских ИТ-специалистов, что именно модульные системы позволят им разрешить все возникающие проблемы - как финансовые, так и технологические, причем с минимальными издержками. В частности, преимущество таких систем -в том, что можно независимо развивать функционал любого отдельного программного «блока» для предоставления новой услуги или приведения какого-то сервиса в соответствие с изменившимся законом или реалиями рынка. И начинать такое обновление можно с любого модуля.
Но пока многие CIO банков остаются не убежденными в преимуществах нового ПО. Некоторые эксперты считают, что «модульность можно рассматривать как моду». В принципе, такие решения нужны, особенно если говорить о SОА, сервисах, шинах - они позволяют гибче построить процесс, говорит Андрей Попов: «В конце концов, если не подошел модуль или если поняли, что выбранная система покрывает базовый функционал, но дальнейшее развитие в каком-то направлении не «тянет», то можно заменить модуль на что-то более прогрессивное - например, на западную технологию».
Весь вопрос в том, как себя покажет такое решение в АБС.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ МАРКЕТИНГ?
«Модульность предполагает, что вы можете по кирпичику собрать то, что вам идеально подходит, а не покупать некий монолит, который потом будете каким-то образом подстраивать под себя. На самом деле все сильно зависит от задачи, -поясняет Андрей Попов. - Может получиться так, что модульность повлечет за собой некие сложности сочленения. Модульность и конфигурированность предполагают, что пользователь должен точно понимать, что он делает. Либо он нанимает консультантов, которые все делают за него, и оказывается полностью в их власти. Здесь важно не перегнуть палку в ту или иную сторону».
Олег Подкопаев вспоминает, что «Диасофт» объявил о создании новой модульной системы АБС под названием «Фа диез» еще два-три года назад. CIO Русфинанс-Банка говорит, что разработчик тогда «попытался разделить старую систему на модули посредством определенных технологий». Изменилось ли что-то с тех пор в технологии или презентована новая маркетинговая стратегия компании-разработчика, Олег Подкопаев точно не знает. Зато уверенно говорит: «Одно знаю точно: первым, кто внедрит новое ПО, буду не я. Если была монолитная система, значит, у нее были внутренние взаимосвязи и она априори работает лучше, чем изолированные модули. Возникает множество вопросов относительно того, как модули изолируются и как они будут поддерживаться».
Не до конца убеждает специалистов и тезис о сочетаемости компонентов разных производителей. С одной стороны, анонсированные модульные решения и у «Диасофта», и у Misys строятся на Java и технологиях IBM Websphere, что позволяет надеяться на их совместимость. С другой - даже сами производители признают, что переходить «с монолита на кирпич» не так-то просто: пока не будут заменены все компоненты, монолитная система будет продолжать функционировать как целиковая, говорит управляющий директор «Диасофта» Александр Глазков.
«При этом совершенно ясно, что даже при разделении системы на модули компании-разработчику интересно продать их вместе. Очевидно, что модули «Диасофта» между собой будут работать гораздо лучше, чем в сочетании, скажем, «Диасофта» и ЦФТ. Так что в основном это маркетинг», - резюмирует Олег Подкопаев.
СПРАВКА
Как правило, АБС является ключевым звеном в банковском ИТ-ландшафте. Именно поэтому решение о ее замене дается особенно тяжело и в основном носит вынужденный характер: имеющаяся система перестает справляться с объемами данных либо затраты на ее поддержание и адаптацию становятся неприемлемыми. Между тем грамотно спроектированная и разработанная АБС позволяет не только снизить расходы на операционную деятельность, но и дает бизнесу новые возможности для развития. Кризис заставил банки пересмотреть структуру своих расходов.
Возможно, именно этим объясняется их повышенный интерес к замене АБС в настоящее время. Отдельно следует подчеркнуть важность АБС для многофилиального банка. Единые правила контроля учетной политики и формирования отчетности позволяют унифицировать бизнес-процессы и, как следствие, повысить эффективность работы банка в целом.
Замена АБС - это достаточно затратное мероприятие, и подходить к нему надо, четко понимая стоящие перед организацией задачи. Необходимо осознавать, что именно требуется от системы и выбирать исходя из конкретных критериев. Выбор подхода зависит от конкретной ситуации и целей заказчика, но при грамотной реализации позволяет минимизировать информационные и репутационные риски банка в целом. Большое внимание необходимо уделить выбору технической платформы и архитектуры системы, так как именно от этого будут зависеть характеристики АБС, такие как: надежность и отказоустойчивость;
• производительность;
• затраты на масштабируемость и доработку системы.
Обеспечение бесперебойной работы АБС является еще одним важнейшим аспектом и при внедрении, и при последующей эксплуатации банковской системы. Из комплекса мероприятий, направленных на повышение надежности, можно выделить резервирование (как данных, так и аппаратных средств) и выработку организационных регламентов, позволяющих минимизировать количество технических и программных сбоев в системе.
При замене информационных систем компания CUSTIS использует технологию бережного внедрения, при которой обеспечивается непрерывность бизнес-процессов заказчика. Как правило, выбирается одна из двух стратегий перехода на новую систему:
• поэтапный перевод функциональности старого модуля в новую АБС с параллельной работой обеих систем на переходном этапе;
• последовательный перевод структурных подразделений банка (филиалов) в новую АБС.
Начать дискуссию