Кто владеет информацией, владеет миром. Применительно к банковской сфере можно сказать иначе: тот, кто владеет объективной и консолидированной информацией и имеет возможность ее оперативно анализировать, получает возможность обойти своих конкурентов в борьбе за клиентов, за долю рынка банковских услуг. О том, какую роль могут сыграть в этом соревновании решения по организации хранилищ данных и аналитической обработке информации, рассказала в интервью НБЖ директор компании «Терн» Екатерина ЛОЗОВАЯ.
НБЖ: Екатерина Александровна, компания «Терн» работает на рынке ИТ с 1991 года, и за это время ее клиентами стали многие известные финансовые организации. Что, на ваш взгляд, явилось залогом успеха компании в этот не самый спокойный период?
Е. ЛОЗОВАЯ: Действительно, «Терн» -зрелая компания, уже 19 лет занимающаяся внедрением высокотехнологичных решений на предприятиях различных отраслей экономики, и в частности - в финансовом секторе. Последние 15 лет ключевыми направлениями нашей деятельности являются системы сбора и аналитической обработки информации, решения по организации хранилищ данных, формированию различного рода отчетности, предсказательному моделированию, бюджетному планированию и многое другое. Именно эти решения мы предлагаем финансово-кредитным организациям, доля которых среди наших заказчиков составляет около 50%.
По моему убеждению, успешность нашей работы обусловлена прежде всего тем, что удалось сформировать команду профессионалов, людей, преданных своему делу и компании. Костяк коллектива составляют сотрудники, которые проработали в компании 10-15 лет. Мы стремимся привить творческий подход к проектам, создать максимально благоприятные условия для плодотворной интеллектуальной работы, возможности для профессионального роста, для обмена накопленными знаниями. Фактор взаимопонимания и чувства единения в коллективе сложно переоценить.
НБЖ: По-видимому, взаимопонимание является еще и залогом долгосрочного сотрудничества с финансовыми организациями, которые становятся вашими клиентами?
Е. ЛОЗОВАЯ: Совершенно верно. С Росбанком, например, мы работаем уже около восьми лет, с Газпромбанком начали работать в 1998 году. И с тех пор сотрудничество с ними уже не прерывалось. Дело в том, что в банках, с которыми мы сотрудничаем, как и в нашей компании, сформировался костяк высокопрофессиональных сотрудников, с которыми мы общаемся на одном языке и придерживаемся схожих точек зрения по ключевым вопросам. В ходе совместной работы у нас сложились творческие, доверительные отношения. В результате мы развивались вместе с этими банками, совместно решая стоящие перед ними задачи, и планируем развивать наше партнерство в дальнейшем.
Есть и еще один момент, который способствует выстраиванию конструктивных и долгосрочных отношений между нашей компанией и банками. Мы прекрасно понимаем, что для банков автоматизация процессов - не сверхзадача. В первую очередь финансово-кредитные организации должны решать задачи поддержки и развития бизнеса, и ресурсы ИТ, как внутренние, так и привлекаемые, должны быть направлены прежде всего на достижение этих целей. Поэтому ИТ-ком-паниям нужно четко осознавать свою миссию и не демонстрировать собственную значимость, а всемерно помогать банкам.
НБЖ: Правильно ли я понимаю, что, работая с банками, вы создаете проектные команды, в состав которых входят, с одной стороны, сотрудники вашей компании, а с другой - сотрудники банков?
Е. ЛОЗОВАЯ: Совершенно верно. Мы стараемся создать объединенный творческий коллектив, работающий на единую цель. Этот коллектив работает на всех этапах проекта: обследования и подготовки ТЗ, проектирования системы, ее разработки, ввода в эксплуатацию и последующего сопровождения. Естественно, по ходу проекта состав команды может претерпевать изменения: отпадает необходимость в привлечении специалистов определенной квалификации, возникает потребность в других.
НБЖ: Ваша компания специализируется на создании систем поддержки принятия решений. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что под этим понимается.
Е. ЛОЗОВАЯ: Это одно из ключевых направлений нашей деятельности. Мы знаем, что чем крупнее финансовая организация, тем более актуальными для нее являются системы сбора и анализа информации. В территориально распределенной многофилиальной организации информация накапливается в различных учетных системах, она хранится в разных форматах, по-разному классифицирована, структурирована для обработки транзакций, а не для обработки аналитических запросов. Оперативно получить единую четкую картину бизнеса на основании таких разрозненных, хотя и потенциально полезных данных весьма непросто. А ведь ситуации, которые требуют немедленной реакции со стороны руководителей банков, возникают на нашем рынке практически постоянно. Создаваемые нами системы поддержки принятия решений призваны сделать так, чтобы накопленная банками информация давала реальную отдачу, чтобы она стала полноценным надежным фундаментом для принятия адекватных управленческих решений.
НБЖ: А сотрудники, находящиеся на среднем уровне управления, не могут помочь руководителю быстро отреагировать на такую ситуацию?
Е. ЛОЗОВАЯ: Не всегда, потому что они не видят картины бизнеса целиком. Обычно они отвечают за какие-то направления деятельности банка и нацелены на решение вполне определенного круга задач. Руководитель же нуждается в получении объективной, консолидированной информации. И принципиально важно, что ему необходимо получать ее быстро, а не по прошествии какого-то времени после возникновения проблемы. И вот как раз все вышеназванные задачи мы решаем путем создания аналитических систем на базе BusinessObjects.
НБЖ: То есть ваши банковские решения позволяют собрать информацию, классифицировать ее…
Е. ЛОЗОВАЯ: Плюс к этому - выявить противоречия и неполноту в данных, поместить их в спроектированные специально для аналитической обработки хранилища данных и тематические витрины, предоставить сотрудникам интуитивно понятные и наглядные средства оперативного анализа состояния бизнеса и тенденций его развития.
НБЖ: Сейчас, насколько я понимаю, для банков важно не только оперативно реагировать на острые ситуации, но и выводить на рынок новые доходные банковские продукты. Ваши решения могут им в этом помочь?
Е. ЛОЗОВАЯ: Для прогнозирования спроса на продукты со стороны различных клиентских групп необходимы средства Data Mining - интеллектуального анализа данных и предсказательного моделирования. Методы Data Mining помогают организациям более целенаправленно реализовывать маркетинговые программы, удерживать существующих клиентов и привлекать новых за счет оптимальной продуктовой политики. Они позволяют выявлять тренды и прогнозировать развитие бизнеса на основе статистической обработки исторических данных, накопленных в аналитической системе. Средства Data Mining и услуги по их внедрению мы также предлагаем своим заказчикам.
НБЖ: Насколько мне известно, ваша компания принимает участие в проекте по созданию корпоративного хранилища данных в Росбанке. Расскажите о нем подробнее.
Е. ЛОЗОВАЯ: Реализация этого проекта началась в 2003 году, после того как Росбанк объединился с банком «Первый ОВК». В результате выросла клиентская база, в первую очередь - розничная, расширилась филиальная сеть, география присутствия банка - тоже. Возникла необходимость организации единого информационного пространства для новой организационной и клиентской структуры. Встали задачи сбора данных из разрозненных, слабо связанных между собой источников, обеспечения их корреляции, чтобы предоставить единый источник данных для подготовки отчетности и бизнес-аналитики. Для решения этой задачи было решено построить аналитическую систему на базе корпоративного хранилища данных. В качестве средств формирования отчетности, визуализации информации и проведения анализа в системе используется инструментарий BusinessObjects.
НБЖ: Приведите, пожалуйста, примеры задач, которые пришлось решать при создании хранилища данных в Росбанке.
Е. ЛОЗОВАЯ: На первой стадии реализации проекта одной из задач был сбор информации по всем клиентам банка, счетам, условиям обслуживания и т.д. для ее последующей обработки, анализа и подготовки отчетности. Однако в ходе работы над проектом спектр задач существенно расширился. В качестве отдельного проекта были выделены работы по автоматизации деятельности call-центра банка, разработана система взаимодействия с заемщиками банка по всей территории России. Когда сбор данных в КХД был налажен, начали реализовываться параллельные проекты по построению витрин данных в интересах различных подразделений. Была построена витрина данных по кредитному портфелю всей банковской сети, витрины для управленческих подразделений по доходам-расходам, прибыльности клиента и т. д.
НБЖ: Помогает ли витрина данных по кредитному портфелю реально снизить риск возникновения невозвратов?
Е. ЛОЗОВАЯ: Несомненно. В процессе загрузки этой витрины происходит так называемая дедубликация клиентов, позволяющая выявить и консолидировать данные обо всех кредитах заемщика независимо от филиала, где он оформлял конкретный кредит, и от имени какого юридического лица он при этом действовал. В результате ответственные сотрудники соответствующих подразделений банка обладают полной кредитной историей каждого заемщика, могут контролировать график погашения текущих кредитов и оценивать целесообразность выдачи ему новых.
Наряду с кредитной историей заемщика витрина хранит массу дополнительных сведений о нем - например, его биографические данные, информацию о других банковских услугах, которыми он воспользовался, и т.п. Предоставление аналитической системой всей совокупности данных о заемщиках из единого источника сильно облегчает и делает более оперативной работу менеджеров по работе с клиентами.
НБЖ: А приходится ли в дальнейшем модернизировать хранилище и систему обработки информации?
Е. ЛОЗОВАЯ: Довольно часто. Новые проблемы, вызовы и цели возникают у банков постоянно. Значит, и мы должны оперативно реагировать и предлагать нашим партнерам новые версии решений. Аналитическая система должна развиваться в соответствии с требованиями бизнеса и потребностями тех людей, которые им управляют.
Начать дискуссию