В 2010-м банки стали наращивать кредитные портфели и активно продавать страховки, а летние пожары заставили и государство вспомнить о страховщиках. Представители страховых компаний, опрошенные «БО», в 2011 году опасаются, пожалуй, только демпинга, а в остальном настроены весьма оптимистично
Петр Кондратьев, директор департамента по работе с банками страховой компании «ОРАНТА»:
В 2010 году происходило постепенное восстановление рынка после кризиса. При этом резкого роста в сегменте банкострахования не произошло. Демпинг остается одной из основных проблем рынка, несмотря на то, что усилились процессы консолидации, а количество убыточных страховщиков сократилось. Выросли поступления страховых взносов по новому бизнесу в розничном банкостраховании.
Крупные банки запускают пилотные проекты по страхованию вкладчиков и заемщиков. Активизировались продажи коробочных продуктов страховых компаний через банковские сети — страхование квартир, имущества, страхование выезжающих за рубеж.
В корпоративном страховании в 2010 году в целом не произошло резких изменений. Клиенты стремились застраховать максимальное количество рисков по минимальной стоимости. Да и сам рынок корпоративного кредитования не смог показать значительных темпов роста. Объемы кредитования по сравнению с 2009 годом постепенно росли, но этот рост обеспечивался во многом за счет крупных банков с государственным участием, которые выдают корпоративные кредиты преимущественно под гарантии и поручительства. Хотя многие банки заявляли о намерениях увеличить кредитование и снизить для этого требования к заемщикам, меры банковского регулирования по увеличению собственного капитала банков пока не способствовали значительному росту кредитного портфеля.
Что касается розничного страхования, самого большого сегмента рынка, то здесь заметен рост спроса на страхование от несчастного случая, связанные с появлением продуктов, ставка по которым зависит от наличия или отсутствия полиса страхования жизни и здоровья заемщика. Этот продукт интересен и для банков, и для страховщиков.
Взаимодействие с банками — один из важнейших каналов продаж для страховщиков. В перспективе российскому рынку предстоит переход на новый уровень развития — полноценный bancassurance. В отделениях банка или даже не выходя из дома клиент сможет приобрести банковские, страховые и другие финансовые продукты.
В течение года ситуация на российском страховом рынке стабилизировалась, тарифы в розничных видах страхования — ДМС и автокаско — начали расти (точнее, возвращаться к докризисному уровню). Многие страховщики последние годы откровенно демпинговали. Надеемся, что рынок с точки зрения тарифов продолжит выздоравливать, и компании-конкуренты сосредоточатся на улучшении качества предлагаемых услуг, а не на уменьшении их стоимости.
В 2011 году следует ожидать дальнейшего оживления на рынке. Однако целый ряд аналитиков предупреждают о сохранении существенных рисков для мировой финансовой системы. В случае их реализации сохранится режим экономии, и фактическая ликвидность банков перераспределится к крупным, надежным заемщикам. Основным локомотивом роста по-прежнему останется банковское розничное кредитование, в частности, автокредиты и ипотека.
Возвращаясь к нормальному функционированию после кризиса, банки столкнулись с необходимостью постоянно поддерживать высокие объемы наличности в банкоматах, кассовых узлах, отделениях банков.
Это повысило внимание к обеспечению защиты операций с наличными деньгами, поэтому спрос на страхование банкоматов, денежной наличности в банкоматах, страхование перевозок денежной наличности в 2011 году будет расти.
Алина Беридзе, вице-президент, директор департамента по работе с предприятиями машиностроения, металлургии, строительства и недвижимости компании «АльфаСтрахование»:
Первая половина 2010 года была крайне сложной для страховщиков, особенно в сегменте банкострахования, из-за стагнации кредитования. Ситуация стала улучшаться к середине 2010 года, когда у банков появилась избыточная ликвидность и начали снижаться ставки по кредитам. Страхование имущества заемщиков восстановилось быстрее всего, почти приблизившись к докризисному уровню.
После кризиса многие банки ужесточили требования к страхованию своих заемщиков, и прекратили сотрудничество с СК, которые в период кризиса старались отказать банку в выплатах. Даже банки, имеющие кэптивные СК, предпочли выйти на рынок и не складывать все яйца в одну корзину. Аналогичной позиции стали придерживаться крупнейшие банки страны.
В 2011 году ожидаемо будет расти сектор ипотеки. Также мы ожидаем роста страхования имущества юрлиц, особенно в секторе МСБ. Банки в условиях избыточной ликвидности будут вынуждены снижать требования к заемщикам, оставляя необходимость твердого обеспечения в виде залога ТМЦ и недвижимости.
К сожалению, проблема демпинга актуальна как никогда. Его применяют как компании, испытывающие сложности, так и крупные страховщики для увеличения доли рынка.
Во втором полугодии 2010 года заметно увеличилось количество тендеров, проводимых банками по страхованию собственного имущества. Относительно новый, но актуальный вид страхования — страхование жизни и здоровья инкассаторов. В части ДМС, возможно, банки пересмотрят свои бюджеты в сторону увеличения.
В 2010 году СК успешно выстояли, и планы на 2011 год более чем амбициозны. Мы прогнозируем рост кредитования во всех сегментах, а также рост продаж дополнительных продуктов для заемщиков банков.
Михаил Моторин, первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование»:
Прошедший год для страховой отрасли был умеренно оптимистичным. По нашим оценкам, совокупный рост сборов страховщиков по итогам 2010 года составит примерно 6–7%.
В прошлом году, пожалуй, впервые в новой российской истории государство обратило внимание на страхование. Череда трагических событий вызвала широкий общественный резонанс. Стала очевидна необходимость введения новых видов обязательного страхования.
Банковское страхование традиционно выступило локомотивом развития отрасли. Больше остальных выросло страхование от несчастных случаев (прирост по итогам девяти месяцев 2010 года составил 29%). Такая динамика в первую очередь связана с ростом страхования заемщиков потребительских кредитов, а также с расширением сотрудничества банков и страховщиков по соответствующим программам.
Страхование от несчастного случая наряду с ипотечным страхованием стало основным драйвером роста банковского страхования в прошедшем году. При этом несколько просел рынок страхования каско кредитных автомобилей. Несмотря на общий рост продаж новых авто, сказалось завершение сроков по кредитам, заключенным еще в докризисный период.
Рынок страхования, несомненно, будет расти. При базовом сценарии развития к 2013 году мы ориентируемся на показатель в районе 800 млрд рублей премии без ОМС, а если будут воплощены все наработки (с учетом введения страхования ОПО и перевозчиков, а также пересмотра тарифной сетки по ОСАГО), этот показатель может достигнуть 900 млрд рублей.
Сергей Рагинский, начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями Центра обслуживания клиентов «РЕСО-Гарантия»:
В основном на рынке происходит перераспределение клиентов между страховщиками, обусловленное тем, что многие страховщики вернулись к справедливому уровню тарифных ставок. Есть рост в целом по рынку, но его нельзя назвать бурным. Рост банковских продаж в целом соответствует общему росту объемов. Для «РЕСО-Гарантия» банковский канал по-прежнему остается значимым, но не основным каналом продаж.
Большинство партнеров оценивает рост кредитного портфеля по рознице на 15–20%, по корпоративу — на 10%. Скорее всего аналогичный рост будет и в страховании. Возможно, имеет смысл выделить виды страхования, сопутствующие в основном «легким» продуктам банков — страхование от несчастных случаев и болезней, страхование туристов и т.п.
Что касается банковских рисков, то стоит отметить очень существенное увеличение тарифных ставок по страхованию банкоматов.
Максим Пушкарев, заместитель генерального директора — директор Центра банковского страхования РОСНО:
В 2010 году началось постепенное восстановление страхового рынка. Валовые показатели сборов по рисковым и накопительным видам страхования выросли примерно на 6%. В прошлом году получило активное развитие сотрудничество банков и страховых компаний в рамках банкострахования (накопительное страхование жизни, страхование клиентов банков от НС и риска потери работы).
Поскольку рынок автострахования пока не достиг докризисных объемов, в итоге многие страховщики, ранее специализировавшиеся исключительно на автостраховании, вынуждены были переориентироваться на другие виды страхования. По итогам 2010 года объемы розничного автострахования снизились на 1%, до 110 млрд рублей. Рост продаж новых автомобилей (в том числе за счет госпрограмм стимулирования спроса) пока не может компенсировать потерю бизнеса по автомобилям, приобретенным в кредит в 2007–2008 годах и страховавшимся по условиям договора с банком. После погашения задолженности значительная часть владельцев перестает страховать свои машины, что отражается на объемах премии по отрасли.
В 2010 году в целом на страховом рынке продолжилась тенденция к консолидации, «вымывания» с рынка мелких игроков, которая особенно заметна в сегменте ОСАГО. Консолидация рынка — это благоприятная тенденция. Если большинство россиян будет застраховано в надежных компаниях с достаточным объемом резервов и правильной финансовой политикой, это выгодно и для потребителя, и для рынка.
В качестве позитивной тенденции 2010 года можно отметить увеличение прозрачности во взаимодействии между банками и страховщиками, состоявшееся при поддержке регулятора.
Кроме того, в прошлом году существенно выросли продажи розничных страховых продуктов через банковские отделения. Среди продуктов, предлагаемых банками клиентам в дополнение к собственной продуктовой линейке, — страхование жизни и страхование от потери работы для заемщиков, а также страхование рисков держателей пластиковых карт. Растет спрос со стороны банков к страхованию финансовых рисков заемщиков. Так, на рынке получают развитие программы страхования от потери работы.
Объемы залогового страхования имущества юридических лиц не выросли из-за демпинга со стороны ряда страховщиков. Рост в розничном страховании рисков банковских клиентов будет более заметным по сравнению со страхованием корпоративных клиентов. В 2011 году демпинг, скорее всего, не исчезнет из авто- и имущественного страхования.
Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками группы «Ренессанс страхование»:
В группе «Ренессанс страхование» продажи через посредников по предварительным данным составят порядка 4 млрд рублей (основная часть продаж через брокеров и автодилеров связана с кредитами и по большому счету относится к банковскому страхованию). По нашим наблюдениям, быстрее всего восстанавливается автокредитование и страхование залогов в рамках потребительских кредитов. О возвращении к докризисным темпам роста на уровне 25–30% говорить пока, конечно, не приходится, но ситуация явно переломилась.
Что касается ипотеки, то она восстанавливается медленнее, чем «автокреды», и в основном за счет вторичного рынка жилья, так как застройщики все еще приходят в себя от кризиса. Взаимоотношения банков с застройщиками, кредитование строительства пока сложно назвать развивающимися.
В страховании кризис больше всего повлиял на продажи, идущие через посредников — через банки, автодилеров и брокеров. Поэтому кризис для многих страховых компаний сделал очевидной необходимость развития мультиканальной системы продаж, развитие розницы и прямых продаж через Интернет и call-центры.
Кризис заставил банки сфокусироваться на своих кэптивных страховщиках, поэтому страховым компаниям, которые не входят в финансовые группы с участием какого-либо банка, достаточно сложно наращивать этот портфель. И эта тенденция имеет все шансы сохраниться и в наступившем году.
С другой стороны, банки стали больше ценить технологичность процессов взаимодействия и проявляют заинтересованность в инновационных страховых продуктах, которые добавили бы ценности их собственным предложениям. На 2011 год у многих банков первой десятки появились планы по привлечению комиссионного вознаграждения от продаж полисов, в том числе и не связанных с кредитованием. Это говорит о том, что банки хотят сами зарабатывать на страховании и готовы менять под это свою инфраструктуру.
Банки столкнулись с ростом количества краж и нападений на отделения. Поэтому наибольшим спросом у банков продолжает пользоваться страхование денежной наличности (в банкоматах, в отделениях и кассовых узлах, платежных терминалах, в период перевозки, инкассации). Вместе с тем стал очевиден и рост убыточности по страхованию банкоматов, мошенничества персонала в банках и по пластиковым картам. Страховщики принимают такие риски с осторожностью.
Начать дискуссию