Кредитование

Ап! Клиенты у ног моих сели

Любой скоринг исходно порочен, так как его цель — угадать поведение одних людей в будущем на основе поступков других людей в прошлом.

Любой скоринг исходно порочен, так как его цель — угадать поведение одних людей в будущем на основе поступков других людей в прошлом.

Без большой базы дефолтов применение скоринга и вовсе бессмысленно. Но хороших заемщиков можно не угадывать, а воспитывать, изучив, например, основы бихевиоризма Все, конечно, слышали, что в мировом финансовом кризисе виноваты жадные банкиры, которые выдавали «сабпраймы» (неполиткорректно выражаясь, «впаривали» неграм ипотеку) и сразу же секьюритизировали их, снимая с себя всякую ответственность за качество активов.

Из ценных бумаг, обеспеченных на входе таким сомнительным образом, была построена пирамида, и когда ипотечные должники начали массово объявлять дефолты, эта пирамида рухнула, потащив за собой вниз, на траекторию спада, финансовые рынки всей планеты, как сказал бы наш президент.

Собственно, что такое subprime? Есть общие формулировки и есть пороговое значение 620 по шкале FICO (используемый в США показатель качества заемщика; может варьироваться в пределах 400–900). Все, что below the line — это и есть subprime. Указанный порог был установлен американскими ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac. Они сами отказывались выкупать ипотечные закладные с баллом ниже 620 и другим не советовали. Нетрудно догадаться, что секьюритизировать бумаги с баллом, допустим, 619 было очень трудно.

Частота объявления дефолтов в течение первых двух лет заемщиками с баллом 621 на 20% превышает аналогичную частоту у имеющих оценку 619.

Формально более безопасные клиенты оказываются хуже «сабпраймеров» В конце 2007 года, когда ипотечный кризис в США был уже в самом разгаре, появилось исследование, посвященное сравнению реального качества кредитов с околопороговой оценкой — чуть меньше и чуть выше значения 620. В числе авторов работы — Бенджамин Кис, член совета директоров ФРС.

Оказывается, частота объявления дефолтов в течение первых двух лет заемщиками с баллом 621 на 20% превышает аналогичную частоту у имеющих оценку 619. То есть формально более безопасные клиенты оказываются на самом деле хуже «сабпраймеров». Та же картина получается при сравнении заемщиков в диапазоне 615–619 и в диапазоне 621–625.

На самом деле объяснение простое. Если у потенциального клиента балл ниже 620, то с высокой вероятностью выданный ему кредит останется на балансе банка, так что последний крайне озабочен тем, чтобы удостовериться в платежеспособности заемщика. Отсюда — пристальное внимание, сбор дополнительной информации, рассмотрение на кредитном комитете и т.д.

Скоринг можно сравнить с ездой на автомобиле, когда водитель по какой-то причине смотрит только в зеркало заднего вида. Ехать, наверное, можно, если дорога не петляет

Так что еще вопрос, кто сильнее виноват в многочисленных дефолтах ипотечных заемщиков в США (что в любом случае было первопричиной кризиса) — стремление локальных банкиров выдать как можно больше кредитов — другими словами жадность — или система одобрения кредитов, основанная на скоринге.

Правила одобрения

Прообраз первых система скоринга появился в американских банках в начале Второй мировой войны, когда почти всех кредитных аналитиков призвали на фронт. «Потери бойцов» необходимо было как-то компенсировать, поэтому многие кредитные учреждения попросили своих уходящих специалистов написать правила, которыми следовало руководствоваться при принятии решения о выдаче кредита, чтобы анализ мог проводиться рядовым сотрудником.

В начале 1950-х годов появилась первая консалтинговая фирма в области скоринга —  Fair Issac Corporation, с той поры остающаяся безусловным лидером среди разработчиков скоринговых систем. Упомянутая выше шкала FICO — их рук дело.

Далее на рост популярности скоринга при принятии кредитных решений повлияло два фактора. Пожалуй, главный из них — борьба с расовой дискриминацией. В 1974 году в США был принят закон о равных возможностях при получении кредита, который обязал банкиров рассматривать заявки на кредит на равноправных основаниях. Так как любой безработный афроамериканец получил возможность пожаловаться, что-де ему отказали в кредите якобы из-за цвета кожи, то кредитные учреждения стали усиленными темпами внедрять скоринговые модели. При их наличии проще оправдаться — мол, не наши белые во всех смыслах воротнички принимали решение об отказе, а компьютер.

Справка.БО

Беррес Скиннер (1904–1990) — американский психолог. Родился 20 марта 1904 в г. Саскуэханн, штат Пенсильвания. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета. Внес огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Прославился своей теорией оперантного научения. Написал ряд художественных и публицистических произведений, в которых продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения для улучшения общества.

В 1972-м Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов XX столетия. На первом месте оказался Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда, названного вторым. Основной труд — «Поведение организмов» (The Behavior of Organisms, 1938). Второй фактор, точнее несколько, — собственно, развитие компьютерной техники, что сделало ее доступной не только для NASA, бурный рост кредитования в 1960-е годы и появление кредитных бюро, которые довольно быстро накопили приличную статистическую базу.

Скоринг представляет собой статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории прошлых клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик своевременно вернет кредит. Это можно сравнить с ездой на автомобиле, когда водитель по какой-то причине смотрит только в зеркало заднего вида. Ехать, наверное, можно, если дорога не петляет.

Пусть утрированное сравнение, но порочность исходной идеи она иллюстрирует. Стоит обратить внимание на то, что классификация выборки производится только на клиентах, которым дали кредит. И никто никогда не узнает, как бы повели себя клиенты, которым в кредите было отказано. Кроме того, все течет, все меняется, включая самих людей и социально-экономические условия, в которых они находятся. В США до последнего кризиса считалось, что новая скоринговая модель должна разрабатываться в среднем раз в полтора года.

Несущие деньги

Скоринг получил развитие за океаном с учетом особенностей развития именно американского общества, то есть даже в связи с этим стоит задуматься о пользе его применения в России. Но главное не это.

Любая самая изощренная статистическая модель сколько-нибудь правдоподобно работает только на очень большом массиве данных. Насколько большом? Скоринговые модели включают несколько характеристик клиента (или переменных, на языке математиков), а также признаки — значения, которые принимает та или иная конкретная переменная. Как утверждают специалисты Fair Issac, по каждому признаку должно быть накоплено не менее 20 тыс. дефолтов, то есть в общей сложности для эффективности модели она должна основываться на сотнях тысяч отказов заемщиков обслуживать свои долги.

А что делать, например, небольшому российскому банку, да еще расположенному в регионе с какими-то особенностями? Понятно, что никакой сколько-нибудь правдоподобной собственной модели он не построит — не тот масштаб, — а использование чужих моделей — дело рискованное. Остается уповать на субъективные суждение своих специалистов.

Скоринг vs экспертное мнение. Почему-то поиск решения ведется только в этих рамках. Оба подхода подспудно предполагают, что поведение клиента раз и навсегда детерминировано, его нужно просто предугадать. Но никому не приходит в голову, что этим поведением можно и нужно управлять. По крайней мере, автору неизвестны случаи попыток реализации этого принципа в практике кредитных учреждений. 

Возьмем, к примеру, сувениры, которые многие отечественные банки дарят клиентом после открытия депозита. Толку от этого на самом деле немного — хотя бы потому, что депозиты открываются нечасто. А вот сделать маленький подарок клиенту, который пришел погашать свой первый взнос по кредиту, было бы умным шагом. Специалисты в области модификации поведения назвали бы это положительным подкреплением.

Теория модификации поведения (известная также под другими названиями: теория подкрепления, оперантное научение и бихевиоризм) — раздел психологии, который принес мировую известность Берресу Скиннеру, профессору Гарвардского университета. Самый простой способ ознакомиться с ее основами — почитать книги «Несущие ветер» и «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя» американского биолога Карен Прайор, которая много лет проработала дрессировщицей дельфинов в крупнейшем океанариуме США.

Использование приемов положительного подкрепления банками может стать важным фактором формирования в обществе правильного отношения к добросовестным заемщикам

Продолжим рассмотрение примера с новым заемщиком, который сделал первый взнос и получил подкрепительный подарок. Этому клиенту вовсе не обязательно дарить что-то всякий раз, когда он погашает взнос. Но время от времени делать подарки для закрепления добросовестного поведения нужно, но дарить их следует неожиданно. Бихевиористы называют это принципом вариативности подкрепления.

На самом деле к сказанному следует отнестись исключительно как к пище для размышления. Использование психологических практик непрофессионалами (к которым относится и автор) может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Но то, что использование приемов положительного подкрепления банками может стать важным фактором формирования в обществе правильного отношения к добросовестным заемщикам — с соответствующим ростом доли таковых — не вызывает никакого сомнения.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию