В июне в Казани пройдет III Международный саммит исламского бизнеса и финансов. Одной из главных его тем в очередной раз станет будущее исламского банкинга в России. Будущее, потому что настоящее его никак не складывается, несмотря на все старания причастных лиц и организаций.
Что такое исламский банкинг? Это неотъемлемая часть исламской экономики - термина отнюдь не только географического.
«Главная установка ислама - принципиальный запрет на игры со временем, - объясняет политолог, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. - Нельзя закладывать еще не прожитое время в пользу спекулянтов. Поэтому сущность исламской экономики, традиционно ориентированной на реальный сектор, заключается в отказе от процента, отказе от фьючерсных сделок. Ближе всего, как методика работы, сюда подходит понятие проектного инвестирования, связанного с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, он изучает у человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски».
В шариате есть запрещенные понятия риба (ростовщичество), мейсир (азарт) и гарар (неопределенность). А значит, схемы заработка отличаются от привычных европейцу. Кроме прочего, правоверный мусульманин не должен вкладывать деньги в производство и потребление алкоголя, проституцию, порнографию, а также «неправильную» переработку мяса животных.
Первый в мире исламский банк появился в 1963 году в Египте. С тех пор в разных мусульманских странах развитие правоверных финансовых услуг шло с разным успехом. Где-то, например, в Пакистане, риба (то есть взимание процентов) исключена из экономической деятельности вполне официально, по государственным законам. В последнее десятилетие исламский банкинг пришел в Европу: главными его центрами считаются Великобритания и Люксембург. Был подобный опыт и в России: в 2000 году получил лицензию некий «Бадр-Форте Банк», позиционировавшийся именно как исламский. Правда, уже через шесть лет банк лицензии лишился – как было сказано, за нарушение требований закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Его создатель Адалет Джабиев тогда жаловался на «сильное лобби, которое выступает против прихода в Россию арабского капитала». Наши восточные соседи по СНГ (в частности, Казахстан и Киргизия) по понятным причинам демонстрируют к таким инвесторам более лояльное отношение.
Но, как уже говорилось, исламские финансисты в России надежды не теряют. Так есть ли у них шансы? Об этом мы спросили вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова.
- Олег Михайлович, классические (будем называть их так) банки, входящие в вашу ассоциацию, не опасаются конкуренции со стороны исламских новичков?
- О других банковских объединениях говорить не буду, а ассоциация «Россия» не опасается. Наоборот, в последние три года активно пытается способствовать развитию нового направления.
Мудараба (mudaraba, долевое финансирование, похожее на коммандитное товарищество – прим. Клерк.Ру) - не альтернатива классическому банкингу. Участники рынка облигаций также не видят рисков в связи с развитием рынка «сукук». Исламский банкинг – это «вторая нога» международного финансового центра, о создании которого хлопочет российское правительство. Пример Лондона и Люксембурга, а также Юго-Восточной Азии, на чьих биржах все чаще предпочитают размещаться наши публичные компании, ярко это подтверждает.
К сожалению, в государственную Стратегию развития банковского сектора до 2015 года не вошли наши предложения в части развития исламского банкинга, но внутри ассоциации мы продолжим работу.
- Если исламские финансисты отвергают взимание процентов с клиентов банков, то как в таком случае развивать розничное кредитование?
- Можно развивать. К нам, например, обращались за советом банки из Дагестана, Башкортостана и Москвы с описанием своих предложений халяльных банковских карт, кредитов и счетов для физических лиц.
- Это как?
- Плата в этом случае представляет собой не проценты по овердрафту (кредиту), а вознаграждение за ведение счета. Не менее актуальны для клиентов и операции, связанные с организацией сбережений. И здесь должны соблюдаться принципы исламских финансов, то есть при размещении вложенных средств банк отслеживает направления их вложения, клиент участвует в прибыли, а не получает процентный доход. Например, в один из нижегородских банков создал специализированный филиал «Восточный», который (как филиал) имеет обособленный баланс, т.е. его денежные средства размещаются на отдельном корреспондентском счете в ЦБ. В этом случае существует возможность обеспечить такой контроль. Перечень услуг банка традиционный, включая лизинг, но позиционируется он как поставщик услуг, соответствующих принципам исламских финансов. Не менее важен запрет на проведение спекуляций, непокрытых продаж (гарар). Финансовый кризис, кстати, ярко показал это преимущество исламского банкинга.
На европейских рынках, например, уже созданы механизмы контроля финансовых продуктов на соответствие принципам шариата. У нас исламский аудит только создается.
- Создается впечатление, что для исламских банкиров важно именно «альтернативное» позиционирование своих услуг. Есть ли реальные законодательные препятствия для внедрения исламского банкинга, или же соответствующие инструменты, пусть и под другими названиями, уже существуют?
- Есть реальные проблемы. Действующее налоговое законодательство заточено под налогообложение процентного дохода (и достаточно благоприятно с точки зрения налогов на прибыль/доход, НДС – как со стороны кредитора, так и со стороны должника). Но, например, в сделках «мурабаха» (murabaha, продажа с оплатой в рассрочку – Клерк.Ру) процентный доход отсутствует, возникает торговая наценка, и налогообложение кардинальным образом меняется. В Великобритании, к примеру, для исламских финансовых продуктов режим налогообложения корректируется с учетом их реальной экономической сути.
С точки зрения гражданского права договоры, описывающие такие продукты, допустимы. Другое дело, что для них требуется искать подходящую правовую оболочку, опираясь на принципы свободы договора. То есть формулировать их нужно очень аккуратно, иначе возникнет риск переквалификации судом (с возможностью неблагоприятных налоговых последствий.
Ну и наконец, ощущается определенная политическая настороженность. Скептики задаются вопросом, насколько России необходимы мусульманские инвестиции…
Начать дискуссию