Банки

По первому или по последнему - как регулятор будет «считать» банки?

НБЖ попросил ведущих экспертов банковской сферы прокомментировать заявление директора департамента банковского надзора и регулирования Банка России Алексея СИМАНОВСКОГО

НБЖ попросил ведущих экспертов банковской сферы прокомментировать заявление директора департамента банковского надзора и регулирования Банка России Алексея СИМАНОВСКОГО

"Усиление регулирования, и существенное усиление, - это плата банковского сообщества за тех банкиров, которые вели себя, что называется, непруденциально, а лучше сказать - недостойно. Можно рассуждать на морально-этические темы: как же нехорошо, что добропорядочные банки должны терпеть трудности и невзгоды из-за недобросовестных банков. Но жизнь построена по армейскому принципу: когда бежит рота или взвод, время замеряют по последнему солдату".

Павел МЕДВЕДЕВ, член Комитета Госдумы по финансовому рынку

-  Мне нечего возразить этому высказыванию, кроме того что это адекватное отражение горькой действительности.

Георгий ПИСКОВ, председатель совета директоров Юниаструм Банка

- Надзор должен быть не жестким, а эффективным, обеспечивающим прозрачность банковской системы для регулятора. Информированность является истинным орудием регулятора, а не жесткостью. Кроме того, надзор должен быть справедливым, а правила игры - едиными для всех.

Павел НЕУМЫВАКИН, исполнительный директор банка Петрокоммерц

-  Ужесточение надзора - действительно плата хороших, ответственных банков за поддержание стабильности банковской системы, потому что, как показала практика, когда происходит кризис, он затрагивает всех. И больше затрагивает как раз крупнейшие банки, так как они в большей степени являются рыночными, «завязаны» на массовых рыночных факторах.

Алексей ТЕРЕХОВ, вице-президент ФБК

- Задачей банковского надзора на основе профессионального (мотивированного) суждения является осуществление «засечки» не по последнему новобранцу, а по каждому участнику марафонского забега, где участие в забеге и фиксация результата является достижением участника. Роль главного арбитра (регулятора) в таком «профессиональном состязании» по устранению жульничающих спортсменов будет сообществом поддержана и принята.

Александр МУРЫЧЕВ, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей

- Ситуация, которая заставляет ЦБ заниматься ужесточением надзора, вполне понятна: явно не хватает инструментария реагирования, что видно на жизненных примерах. Но при этом хотелось бы отметить, что груз ужесточения надзора прежде всего ложится на плечи добросовестных банков, которые ведут открытую и прозрачную деятельность. При этом недобросовестные участники рынка вполне успешно функционируют, за редким исключением, и все равно используют мелкие лазейки для того, чтобы меньше страдать от надзора со стороны ЦБ.

Михаил МАМУТА, директор Российского микрофинансового центра

- В каком-то смысле можно поддержать шуточное сравнение с армией Алексея Симановского, дающее достаточно образное представление о том, каким именно банкам как раз и не хватает регулятора. Другой вопрос - к чему приведет ужесточение регулирования? Прежде всего к уходу с рынка слабых игроков, но, с другой стороны, это же регулирование может привести к удорожанию деятельности всех участников рынка, что, несомненно, скажется на бизнесе хороших банков и впоследствии на их заемщиках, поэтому необходимо тщательно просчитать экономические последствия изменения в регулировании.

Наталья НИКОЛАЕВА, вице-президент Ситибанка

- Усиление надзора и наблюдения за системными рисками является прямым следствием финансового кризиса. К сожалению, достаточно тяжело описать разные принципы надзора для разных банков. И как отделить «хороших» от «плохих»? Правила должны быть одинаковыми для всех. И здесь мы приходим к тому, что хорошие игроки платят за плохих. Это, к сожалению, факт, с которым хорошие игроки давно уже смирились.

Анатолий ГАВРИЛЕНКО, президент Российского биржевого союза

-  Ужесточение надзора - мера актуальная и своевременная, только не нужно приводить таких примеров, когда один банк становится обязанным платить за других. Подобные высказывания, как и практика, когда одни оплачивают ошибки других, - от беспомощности и неумения эффективно регулировать процесс. Возьмем, например, 10 крупных банков в «заложники» и заставим их следить за всеми остальными участниками рынка. И что это тогда за бизнес? Бизнес предполагает свободу деятельности в рамках определенной честности.

Начать дискуссию