Кредитование

Управление ростом

He секрет, что в современной России компаниям малого и среднего бизнеса нелегко развиваться - не в последнюю очередь потому, что им трудно получать необходимое для развития финансирование.

He секрет, что в современной России компаниям малого и среднего бизнеса нелегко развиваться - не в последнюю очередь потому, что им трудно получать необходимое для развития финансирование.

Многие банки предпочитают работать с «крупняком», способным предоставить в качестве обеспечения солидные залоги, поручительства владельцев бизнеса, ценные бумаги с высокими рейтингами и т.д. «Малышам» и «середнякам» зачастую приходится довольствоваться «крохами с барского стола»: кредитные организации, еще не оправившиеся от последствий кризиса, в большинстве своем относятся к ним настороженно.

Но большинство - еще не значит все. НОМОС-БАНК считает, что как раз малый бизнес станет со временем одной из основ для экономического роста в России. Сотрудники Департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-БАНКа видят свою цель в том, чтобы всемерно помогать компаниям малого бизнеса, «выращивать» их с той заботой и теплотой, с какой садовники из цветочных луковиц выращивают восхитительные цветы и растения. Образ, возможно, немного помпезный, но правильный. То, что сегодня является небольшим бизнесом, со временем может стать огромной компанией, которой будут гордиться не только ее создатели, но и вся страна. Естественно, подобное превращение занимает несколько секунд только в сказках, а в реальной жизни оно требует огромного труда от руководителей проекта, а от банка, который работает с компанией, - готовности поддержать, лояльности, заботы и теплоты.

Олег Юшков

Олег Юшков - директор Департамента по работе с малым бизнесом - относится к числу тех специалистов, которые обладают, по российским меркам, рекордным опытом работы в сфере кредитования и поддержки малого бизнеса. «Сначала я оказался кредитным инспектором в Сбербанке, но проработал там недолго. Европейский банк реконструкции и развития производил набор кредитных экспертов, я попал в их число, потом стал консультантом ЕБРР. Постепенно «дослужился» до должности координатора банка по региону, то есть фактически стал вторым лицом в Фонде поддержки малого бизнеса в российской структуре ЕБРР, - рассказывает Олег. - Потом, понимая, что ситуация в нашем банковском секторе начинает кардинально меняться, я перешел на работу в один из крупнейших государственных российских банков». На вопрос, какие кардинальные перемены начались в 2006 году, Олег отвечает: «До этого кредитные организации в России не уделяли малому бизнесу большого внимания, фактически не работали с ним. Начиная с середины 2000-х годов практически все банки стали разрабатывать соответствующие программы. Именно осознание этого факта подвигло меня к смене места работы».

Почему Олег в качестве нового места приложения своих знаний и навыков выбрал именно НОМОС-БАНК? «На мое решение повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, то, что в НОМОС немного раньше меня пришел Роман Лесохин, с которым мы вместе работали в Фонде поддержки малого бизнеса в ЕБРР и в рамках совместного проекта министерств атомной промышленности России и США. Во-вторых, потому что я хотел работать в коммерческом банке, где был бы иной подход к бизнесу, чем в государственном. С этой точки зрения, мы с НОМОСом подошли друг другу идеально:  банк хотел диверсифицирoвать свой бизнес, продолжая развитие в качестве универсального банка». Стремление достичь этой цели заставляет НОМОС-БАНК «заполнять» разрыв между «розницей» и обслуживанием крупных корпоративных клиентов. Как результат, гораздо больше внимания начинает уделяться развитию такого направления, как кредитование малого бизнеса», - поясняет Олег. О команде, которая теперь занимается в НОМОС-БАНКе кредитованием малого бизнеса, Олег Юшков отзывается не просто тепло, а с нескрываемой гордостью. «Я уверен, что на российском рынке нет аналогов нашей команде: у специалистов, которые входят в ее состав, накоплен 10-15-летний опыт работы в сфере МБ. И все мы работаем не только ради максимизации прибыли банка, но и потому что осознаем: мы формируем средний класс в России - людей с активной жизненной позицией, - подчеркивает Олег. - Могу с полной ответственностью сказать, что это не только мое отношение, его в полной мере разделяют все участники нашей команды. Залог нашего успеха еще и в том, что мы все единомышленники; нам не надо «притираться» друг к другу, мы руководствуемся одними и теми же принципами и подходами».

Что касается профессионализма новой команды, то, по словам г-на Юшкова, он подтверждается конкретными результатами. «Два года назад НОМОС-БАНК занимал 50-е место в рейтинге по объемам кредитования малого бизнеса; сейчас мы вошли в ТОП-15 по этому показателю. Для того чтобы обеспечить такие быстрые темпы роста, конечно, пришлось немало потрудиться, перестроить существовавшую инфраструктуру. Это касается и обновления стандартов обслуживания малых предприятий, и формирования специализированного отношения к малому бизнесу как к особой целевой группе. Мы изменили этот подход, стали применять различные принципы при кредитовании крупного и малого бизнеса. Сами видите, что это привело к заметным результатам – банк расширил число потенциальных клиентов, которых раньше не взялся бы обслуживать, и при этом одновременно снизил риски по кредитованию малого бизнеса», – рассказывает директор Департамента.

Останавливаться на достигнутом «команда мечты» не собирается. «Мы рассчитываем, что по прошествии следующих пяти лет мы не просто закрепимся в ТОП-15 по объемам кредитования малого бизнеса, но и войдем в ТОП-5. Мы «целимся» примерно в 3% рынка и считаем эту цель вполне достижимой», – улыбается Олег.

Роман Лесохин

Роман Лесохин – заместитель директора Департамента по работе с малым бизнесом – пришел в НОМОС-БАНК первым из «команды мечты», уже вслед за ним в банк перешли Олег Юшков и Александр Шишкин. «И с тем и с другим я работал на протяжении многих лет, а с Олегом, можно сказать, начинал карьеру еще в ЕБРР». В НО-МОС-БАНК Романа Лесохина привело стремление использовать огромный накопленный опыт для решения новых и очень амбициозных задач. Естественно, возникает вопрос, не страшно ли было в разгар кризиса оставлять «тихую гавань» – госбанк – и переходить на работу в коммерческий банк, который по определению более подвержен перепадам рыночной конъюнктуры. «Действительно, в НОМОС-БАНК я пришел в сложный для банковского рынка период – кризис находился еще в достаточно острой фазе. При этом задача стояла амбициозная – поднимать обслуживание малого бизнеса в НОМОСе приходилось практически «с нуля». Без команды единомышленников, без моих коллег-профессионалов это было бы просто невозможным», – признается Роман.

К моменту прихода Романа направление по работе с малым бизнесом уже существовало, но последовавшая работа по созданию инфраструктуры по масштабам сопоставима не с «перестройкой», а с реализацией абсолютно нового проекта. «Подходы к работе с малым бизнесом в НОМОС-БАНКе сейчас – это принципиально иные подходы по сравнению с теми, которые существовали два года назад. Они несопоставимы», – констатирует Роман.

Чем конкретно занимается г-н Лесохин в должности заместителя директора Департамента по работе с малым бизнесом? «Фактически я являюсь исполнительным управляющим, – говорит он. – Мой непосредственный руководитель, Олег Юшков, занимается определением и решением стратегически важных для нашего направления задач на самых разных уровнях, непосредственно курирует развитие бизнеса в части sales-management, в моих руках находится оперативное исполнение принятой стратегии. В первую очередь, я сосредоточен на кредитном процессе, рисках и product-management. Если с кредитованием и рисками более-менее понятно, о чем идет речь, то product-management подразумевает технологии разработки и продвижения конкретных продуктов. Здесь речь идет о сложной технологической «цепочке», начиная от поиска клиента, предложения клиенту продуктов, отвечающих потребностям бизнеса, и заканчивая моментом нажатия «кнопки» выдачи кредита, а также последующим его возвратом», – рассказывает Роман. И эта «цепочка» поточного кредитования малого бизнеса, по словам специалиста, должна работать по принципу хорошо настроенного и отлаженного «кредитного конвейера».

Естественно, одно из непременных условий целостности «цепочки» – правильный подбор сотрудников. «И у меня, и у других наших бизнес-кураторов большой опыт привлечения и обучения сотрудников, многих из них мы знали лично по работе в регионах еще до прихода в НОМОС. И, конечно, здесь как нельзя более справедлив лозунг «кадры решают все» – именно благодаря профессионалам «на местах», которых я называю нашей фронт-метакомандой, мы успешно реализуем наши проекты и начинания», – признается Роман.

Еще один очень важный блок, который курирует г-н Лесохин, – риски. «Мы внедрили в банке западную модель оценки рисков, институциональным продвижением которой в России исторически занимался ЕБРР. Она сильно отличается от той, которой придерживается большинство наших «коллег по цеху». В рамках этой передовой модели проводится полный финансовый анализ бизнеса потенциального заемщика – не используется формальный подход, основанный исключительно на анализе данных официальной отчетности. Мы изучаем реальный бизнес клиента, состояние финансовых потоков, наличие и состояние обеспечения и т.д.», – поясняет Роман.

Как и Олег Юшков, Роман Лесо-хин абсолютно уверен – «команда мечты» вполне способна достичь новых высот, в том числе ввести НОМОС-БАНК по объемам кредитования малого бизнеса в ТОП-5 ведущих банков. «Скажу больше – мы надеемся не только сделать это, но и превратить НОМОС в лидера среди частных банков, работающих в сегменте малого бизнеса. Стимулами при этом для нас являются готовность руководства банка к развитию бизнес-блока, понимание им важности и перспективности развития направления МБ в целом для банка и, конечно, личные амбиции.

Я считаю, что в НОМОС-БАНКе собралась лучшая команда управленцев, и мы уже начали доказывать это рынку с помощью конкретных цифр и результатов», – резюмирует Роман.

Александр Шишкин

Александр Шишкин – начальник Управления кредитования и развития бизнеса Департамента по работе с малым бизнесом – пришел в НОМОС-БАНК в мае 2009 года по приглашению Романа Ле-сохина. «Мы раньше вместе работали, и здесь, в НОМОС-БАНКе, наши пути снова пересеклись, – рассказывает Александр. – Естественно, перспектива работать вместе с ним сыграла немаловажную роль. Любая смена места деятельности – очень ответственный шаг, и важно, чтобы рядом оказались люди, с которыми комфортно и интересно работать. Но не меньшим стимулом было то, что работа в НОМОС-БАНКе – это возможность реализовать себя, претворить в жизнь свои планы и идеи».

Уже в рамках НОМОСа Александр сделал впечатляющую карьеру. «Сначала я занимал должность регионального директора Департамента по работе с малым бизнесом. В этой «ипостаси» я курировал регионы – прежде всего, Сибирь и часть «точек» продаж в других регионах России. В сентябре исполнится год с тех пор, как я был назначен на должность начальника Управления и в этой должности стал курировать все отделы по работе с малым бизнесом в филиальной сети НОМОС-БАНКа», – поясняет Александр.

«Банкиры, к сожалению, редко задумываются над тем, какую роль играет институт региональных директоров; в некоторых финансово-кредитных структурах даже нет таких должностей, – говорит г-н Шишкин. – Между тем, значимость этой роли в продвижении банковских продуктов и услуг в регионах трудно переоценить. Региональный директор отвечает за все, начиная с выбора места для открытия нового подразделения и заканчивая конкретными финансовыми результатами, которые демонстрирует та или иная «точка продаж». Если бизнес-план не выполнен, то за это, прежде всего, отвечает региональный директор – значит, он не сумел наладить эффективную работу в конкретном филиале или регионе в целом. На «плечи» директора ложатся задачи по подбору и обучению персонала и с точки зрения осуществления продаж, и с точки зрения анализа кредитных рисков. Фактически региональный директор – своего рода «коуч», тренер: он приезжает в регионы и на личном примере показывает сотрудникам, как следует выстраивать отношения с клиентами, какую информацию о компаниях-заемщиках необходимо собирать и как ее анализировать».

Александр, активно занимавшийся «коучингом» во время пребывания в должности регионального директора, и сейчас продолжает обучать персонал «на местах».

Естественно, и региональный директор и человек, который курирует институт региональных директоров, должны учитывать специфику «точек продаж». «Региональная специфика играет важную роль при формировании продуктового предложения, – считает Александр. – Есть промышленные регионы, и для них будут востребованы одни кредитные продукты, есть регионы, где лучше развита сфера услуг, и для них «на пике спроса» будут находиться совсем другие продукты. Необходимо учитывать, сколь ни странным это может показаться, и климатический фактор, поскольку под влиянием климата формируется менталитет людей. Например, в южных регионах люди более открытые, они быстрее откликаются на новые предложения, которые делает им банк. В регионах, расположенных на севере страны, картина несколько иная. Если все регионы «стричь под одну гребенку», то результатом будет появление «аутсайдеров». А это, как я уже говорил, будет свидетельствовать о том, что я и региональные директора, которые находятся в моем подчинении, недоработали».

На вопрос, есть ли у него любимые регионы, Александр отвечает с улыбкой: «Я с большой симпатией отношусь к тем регионам, которые я курировал в должности регионального директора. Там я принимал сотрудников на работу, общался с клиентами, участвовал в становлении бизнеса. Но это ни в коем случае не означает, что другим регионам уделяется меньше внимания – бывает, что как раз наоборот. За не совсем успешные регионы душа болит больше, чем за «регионы-локомотивы», и стараешься, чтобы первые тоже «подтянулись» по объемам продаж».

В среднесрочной перспективе, как признается Александр, работы у него еще прибавится: в соответствии с недавно принятой стратегией развития Департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-БАНК планирует увеличить и численность регионов своего присутствия, и численность персонала в «точках продаж». «Это естественный процесс: есть физическая способность человека выдавать определенное количество кредитов. «Перегружать» сотрудника – значит, идти на заведомый риск совершения им ошибок, увеличивать роль «человеческого фактора». Поэтому мы знаем: если будем наращивать объемы бизнеса – а именно таковы планы банка, – то мы должны будем увеличить и число сотрудников, обслуживающих этот бизнес. Что же касается дополнительной нагрузки, которая при этом ляжет на меня, то я ее не боюсь, а, наоборот, приветствую. Решать новые, все более амбициозные задачи – именно для этого я и пришел в НОМОС-БАНК», – резюмирует Александр.

СПРАВКА О БАНКЕ

Группа НОМОС-БАНКа занимает 8 место среди крупнейших российских банковских групп по размеру активов и 2 место среди крупнейших российских частных универсальных банков: консолидированные активы составили 569,7 млрд рублей, а собственный капитал — 61,3 млрд рублей по состоянию на 31 марта 2011 года.

На начало 2011 года Группа НОМОС-БАНКа занимала 9 место по размеру филиальной сети в России, обладая примерно 300 филиалами и офисами в экономически значимых регионах страны. Деятельность банка преимущественно сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Тюменской области (включая Ханты-Мансийский автономный округ), Новосибирской области, Хабаровском крае. НОМОС-БАНК предоставляет полный спектр банковских услуг клиентам корпоративного, розничного и малого сегментов бизнеса.

Альфия Абсалямова

Альфия Абсалямова – один из представителей «команды мечты», которая работает в НОМОС-БАНКе. «Я пришла в НОМОС в ноябре 2009 года по приглашению людей, с которыми я работала ранее. Конечно, для меня много значило то, что вместе со мной будут работать специалисты, которых я хорошо знала, но был и еще один немаловажный фактор, повлиявший на мой выбор, – рассказывает Альфия. – НОМОС активно развивал сегмент кредитования малого бизнеса, и, конечно, это сулило и новые вызовы, и новые интересные задачи, и новые испытания для меня, как для специалиста».

В НОМОС-БАНКе Альфия работает управляющим директором в Управлении кредитования и развития бизнеса Департамента по работе с малым бизнесом. «Одна из моих задач – набор персонала в курируемые мною «точки» продаж продуктов для малого бизнеса, обучение сотрудников, коучинг. Мы также курируем процессы взаимодействия сотрудников с клиентами. У каждого куратора в нашем Управлении семь-восемь «точек», – поясняет специалист. – Наша работа подразумевает не только дистанционное руководство процессом из офиса, но и частые командировки в «точки» продаж, организацию и проведение «Дней малого бизнеса» – специальных обучающих мероприятий для сотрудников банка с целью повышения их квалификации».

«Обучение, на мой взгляд, – постоянный процесс, – рассказывает Альфия, – причем мы не только учим сотрудников, но и учимся сами. Конечно, бывают случаи, когда приходится серьезно «натаскивать» персонал. Скажу по своему опыту – это вполне решаемая задача».

Конечно, свое влияние на процесс обучения сотрудников оказывает специфика кредитования малого бизнеса. «Кредитование МБ – по определению более сложное направление бизнеса, чем кредитование розницы. Там все гораздо проще: «забил» цифры в ско-ринговую систему и получил от нее ответ, можно или нельзя кредитовать потенциального заемщика. У нас все обстоит иначе: все клиенты разные, занимаются различными направлениями бизнеса, у каждой компании своя структура бизнеса. Так что под одну «программу» их не подведешь. Поэтому сотрудники регулярно проходят у нас разные «курсы» обучения. Это необходимо, потому что ситуация на рынке меняется, «продуктовые» предпочтения клиентов – тоже, постоянно возрастают и их требования к качеству услуг, которые оказывает банк. Все эти перемены необходимо учитывать при привлечении заемщиков.

Хотела бы отметить, что наше обучение носит не только теоретический, но и практический характер: кураторы вместе с сотрудниками выезжают к клиентам и наглядно демонстрируют своим «подопечным», как следует вести переговоры, на чем нужно акцентировать внимание, как находить «точки соприкосновения» между банком и клиентами», – подчеркивает Альфия. «Не стоит думать, что обучение проходят только сотрудники «на местах» – в этом процессе обязательно участвуют и руководители Департаментов и Управлений», – продолжает свой рассказ г-жа Абсалямова.

Альфия отмечает, что обучать сотрудников приходится не только навыкам сбора и анализа финансовой информации, но и психологии. «При работе с компаниями МБ очень важно добиться доверия клиента – того, чтобы он «раскрыл» перед банком не только официальную отчетность, но и управленческую, ту, которая отражает реальную картину бизнеса компании. Всем банкирам, работающим в направлении кредитования МБ, известно, как нелегко этого добиться. И конечно, всегда стремишься к тому, чтобы клиент раскрылся перед тобой как человек», – подчеркивает г-жа Абсалямова.

Хотя Альфия моложе других участников «команды мечты», чувство материнства по отношению к клиентам МБ присуще и ей. «Часто бывает так, что ты буквально «выращиваешь» компанию – от первого микрокредита до следующих, уже куда более крупных займов. Конечно, в таких случаях возникает особое отношение к компании, ты действительно начинаешь рассматривать ее как своего ребенка, которого ты «поставил на ножки», – улыбается Альфия.

Виктор Шерстюк

Виктор Шерстюк пришел в НОМОС-БАНК без малого полтора года назад на должность начальника Управления развития технологий и поддержки продаж. Его стаж работы на банковском рынке куда более продолжителен – свыше 15 лет. «До прихода в НОМОС-БАНК я работал в одном из крупнейших государственных банков, где совместно с Олегом Юшковым и Романом Лесохиным занимался развитием кредитования малого и среднего бизнеса.

В НОМОС-БАНКе у нас появилась возможность снова собраться командой, и, конечно, такой шанс нельзя было упускать», – рассказывает Виктор Шер-стюк. Наличие команды единомышленников, объединенных общей идеей и общим делом, – это, по мнению Виктора, как раз залог успеха развития любого направления банковского бизнеса, будь то розница, кредитование малого бизнеса или обслуживание крупных корпоративных клиентов.

«Большое уважение вызывал и сам банк – стабильная структура, которая на протяжении многих лет успешно занималась преимущественно корпоративным финансированием, придерживаясь консервативной стратегии. В последние годы НОМОС-БАНК уверенно развивает розничный сегмент, соответственно, появились новые задачи, которые призвана решать в том числе и наша команда», – поясняет свой выбор Виктор.

Опыт, полученный на предыдущем месте работы, по словам Виктора, очень помог, а на «базе» частного банка легче «обкатывать» и применять новые, более передовые технологии. «Я уверен, что НОМОС может стать одним из лидеров в сфере кредитования малого бизнеса, все необходимые предпосылки для этого у банка есть. Руководство понимает, что речь идет об очень перспективном направлении, к тому же кредитование малого бизнеса позволяет диверсифицировать структуру кредитного портфеля банка. За последние полтора года нам удалось добиться существенного увеличения объемов выдаваемых кредитов и «нарастить» клиентскую базу».

На вопрос о том, каков функционал его должности, Виктор поясняет: «Наше Управление занимается совершенствованием методологии кредитных процессов, финансовым планированием, разработкой системы отчетности. Одна из важнейших задач – развитие «продуктовой» линейки с учетом потребностей и пожеланий клиентов банка». Где-то специалисты стараются чуть-чуть опередить рынок, предлагая новые «продукты», где-то вынуждены, по словам Виктора, «догонять паровоз», перенимая у коллег по цеху best practice – лучшее из того, что было наработано на российском банковском рынке в течение последних 15 лет.

Роль технологической поддержки процесса кредитования очень велика, рассказывает Виктор. «Использование собственного опыта, а также лучших банковских наработок позволяет нам привлекать качественных клиентов, поддерживать приемлемый уровень просроченной задолженности, что немаловажно, поскольку кредитование малого бизнеса – по определению достаточно рискованный сегмент. При этом надо отметить высокий уровень качества кредитного портфеля, сформированного за последние полтора года. Это очень хороший показатель, потому что полтора года – как раз тот срок, когда «выходят на просрочку» изначально некачественные кредиты», – подчеркивает Виктор.

Естественно, технологическая база, подведенная под процесс кредитования, может дать банку и другие преимущества – например, она позволяет ускорить процесс рассмотрения и одобрения кредитных заявок. «Не секрет, что многим клиентам в сегменте малого бизнеса деньги зачастую нужны «здесь и сейчас», они не могут ждать несколько недель, пока банк примет решение по их запросу. В ряде случаев клиенты даже готовы переплачивать за скорость, обращаясь в микрофинансовые организации или к частным «ростовщикам». Чтобы не потерять потенциальных заемщиков, банку необходимо организовать кредитный «конвейер». Не могу сказать, что в НОМОСе он уже есть, но мы работаем над решением этой задачи, поскольку понимаем, что в этом сегменте как раз самая высокая доходность», – рассказывает Виктор. Кредитный «конвейер», по его словам, позволит объединить разрозненные сейчас процессы в единое целое, и тогда специалисты банка смогут прослеживать «жизнь» кредита от первого звонка или письма потенциального клиента до осуществления им последнего платежа уже в качестве действующего заемщика.

Общаясь с Виктором, начинаешь понимать, что для него развитие кредитования малого бизнеса – не просто работа, за которую он получает зарплату, а, как ни пафосно бы это звучало, дело всей жизни. «Всегда очень приятно видеть, что клиент, которого ты кредитовал пять-семь лет назад еще на стадии становления бизнеса, превратился теперь в крупную компанию с узнаваемым и в России, и за рубежом брендом. Когда снова встречаешься с такими клиентами или просто видишь их продукцию на полках магазинов, начинаешь понимать, что и твоя заслуга в его успехах есть: ведь ты был среди тех, кто помог и поддержал этот бизнес», – заключает Виктор.

Ольга Головкина

Ольга Владимировна Головкина, в отличие от остальных членов dream team, работает в банке более пяти лет. «У меня немного другая история, – рассказывает она. – В НОМОС-БАНК я пришла в 2006 году, имея к тому времени более 10 лет опыта работы в банковском бизнесе, и ни разу не пожалела о принятом тогда решении. НОМОС-БАНК – крупная финансово-кредитная организация, у него большой потенциал для развития, и, что очень важно, он дает сотрудникам возможность проявить себя». Есть и еще один момент, обуславливающий лояльность Ольги Владимировны именно к НОМОСу. «Банк фактически открыл для меня направление кредитования малого бизнеса, во многом потому что еще несколько лет назад четкого деления на крупный и малый бизнес в кредитных организациях не было. В НОМОС-БАНКе я получила возможность специализироваться именно в этом направлении и очень благодарна за это банку», – признается Ольга Владимировна.

Очень тепло отзывается г-жа Головкина и о сложившемся в банке коллективе – как о новой команде, частью которой она стала, так и о сотрудниках возглавляемого ею Управления контроля технологии кредитования. «Что касается новой команды, то отношения в ней сложились просто замечательные, мы понимаем друг друга, потому что цель у нас одна – всемерно развивать направление бизнеса, за которое мы отвечаем. А если говорить о сотрудниках моего Управления, то хотела бы отметить следующее: я постоянно делюсь с коллегами накопленным опытом, но и они не остаются в долгу, постоянно учат меня чему-то новому, поскольку коллектив у нас молодой, ребята энергичные, быстро осваивают новые направления, подсказывают интересные идеи. Так что мы постоянно обогащаем друг друга», – подчеркивает Ольга Владимировна.

Хороший коллектив, конечно, очень важен, но не меньшее значение Ольга Владимировна придает тем задачам, которые решает ее Управление. «Мы «продвигаем» наши технологии кредитования в Москве, Московской области и в регионах; контролируем выдачу кредитов; принимаем и рассматриваем так называемые нестандартные кредиты; обсуждаем их на Кредитном комитете; обучаем коллег в филиалах и отделениях банка», – рассказывает Ольга Владимировна.

Сложно сказать, какая из стоящих перед Управлением задач является наиболее актуальной – по словам Ольги Владимировны, решение каждой из них принципиально важно с точки зрения успешного развития кредитования малого бизнеса. «Если говорить о контроле выдачи кредитов, то здесь мы отслеживаем, прежде всего, соответствие выдаваемых кредитов стандартам и технологиям банка. Таким образом, мы делаем первую оценку заявок, одобренных сотрудниками кредитных подразделений «на местах». Если «всплывают» значительные расхождения со стандартами и технологиями банка, то мы отправляем кредитные заявки на доработку, если речь идет о несущественных «нюансах», исправляем их самостоятельно. Плюс к этому, отслеживаем соответствие решения, принятого Кредитным комитетом, и его исполнения», - поясняет Ольга Владимировна.

На вопрос о том, какой политики придерживается НОМОС-БАНК по отношению к потенциальным заемщикам, желающим получить кредит на нестандартных условиях, г-жа Головкина отвечает так: «НОМОС-БАНК в принципе очень лоялен по отношению к своим клиентам. Поэтому мы стараемся найти индивидуальный подход к таким заемщикам и предлагаем условия, приемлемые и для них, и для банка». Такой подход, по мнению Ольги Владимировны, абсолютно логичен. «Малые предприятия - это особая категория, их нельзя сравнить с корпоративными клиентами. Они начинают свой бизнес «с нуля», им надо помочь сделать первые шаги в развитии», -подчеркивает она.

Как и ее коллеги, г-жа Головкина считает оказание такой поддержки своей миссией и очень радуется, когда видит, что компании, кредитовавшиеся в НО-МОС-БАНКе, стабильно развиваются. «Особенно это приятно, когда ты видел ту или иную компанию «на старте», а теперь она успешный игрок на своем поле. Честно скажу, сознание того, что ты при-частен к ее успеху, очень важно», - признается Ольга Владимировна.

СВИДЕТЕЛЬСТВО УСПЕХА

Кредитование малого бизнеса является одним из приоритетных и быстрорастущих направлений деятельности НОМОС-БАНКа. По итогам 2010 года объем кредитного портфеля Группы НОМОС-БАНКа по малому бизнесу (по МСФО) составил 19,1 млрд рублей (рост 260% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года). Объем привлеченных средств клиентов увеличился, достигнув 22,0 млрд рублей (рост 368% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года). В 2011 году Группа НОМОС-БАНКа также поддерживает высокие темпы развития малого бизнеса. По итогам 1 квартала 2011 года объем кредитования предприятий малого бизнеса Группы НОМОС-БАНКа составил 20,9 млрд рублей (рост по сравнению с началом 2011 года составил 9,2%). По состоянию на 31 марта 2011 года банк обслуживал около 64 тыс клиентов малого бизнеса.

Начать дискуссию