Источник: Банки. Ру
Свежая отчетность показывает, что процентные доходы российских банков по операциям с физлицами растут. Проще говоря, люди берут все больше кредитов, платя банкам проценты, и все меньше получают доходов от депозитов.
Одна из причин этого явления лежит на поверхности: стабилизировавшаяся после первой волны кризиса ситуация подталкивает людей больше тратить и меньше откладывать. А то, что кризис на первый взгляд оказался скоротечным и не очень страшным, позволяет им надеяться, что ничего особо плохого не случится и в будущем.
Это довольно опасное заблуждение. Ни одна из базовых проблем мировой финансовой системы, лежащих в основе кризиса, не решена. Вся стабильность последних месяцев основана на наркотических вливаниях денег в систему со стороны правительств европейских стран и США. Как показывают события последних дней, даже формальные и во многом «виртуальные» негативные действия участников рынка вызывают едва ли не катастрофические последствия.
Россия — не исключение: когда окончательно вскроются экономические язвы Европы, а «бумажный» спрос на энергоносители упадет, мы увидим такие неприятности, что первый этап кризиса будет вспоминаться как счастливое время.
Казалось бы, на пороге крепких экономических заморозков брать кредиты — далеко не лучшее решение, как для человека, так и для компании. Сжатие экономики, резкие колебания валютных курсов, угроза высокой безработицы — крайне негативные факторы для тех, кто планирует в течение нескольких лет отдавать на погашение кредита существенную часть зарплаты или прибыли. Однако вскоре на рынке частных вкладов и кредитов могут начаться интересные события. Несмотря ни на что, многие «продвинутые» в финансах потребители будут брать все больше кредитов.
Дело в том, что ключевую роль в ближайшие годы — как в развитом мире, так и в России — может начать играть высокая инфляция. Триллионы долларов и евро, вкачиваемые в экономики США и Европы, рано или поздно в какой-то степени просочатся в реальный мир — в виде сильно изменившихся ценников в магазинах. В принципе, это уже происходит: многие знакомые американцы жалуются, что походы в магазин становятся для них с каждым месяцем все более разорительными. Официальная статистика в США, пожалуй, еще более лукава, чем российская, поэтому я больше доверяю глазам простых людей, а не цифрам чиновников.
Что касается России, то тут — своя напасть. Государство продолжает наращивать социальные и военные расходы: для исполнения бюджета не хватает уже и 100 долларов за баррель нефти, а экономика фактически буксует. Кроме того, традиционно высокая доля импорта в российском потреблении волей-неволей приведет к перетоку к нам западной инфляции. А падение цены нефти вызовет снижение обменного курса рубля, что вновь скажется на рублевой цене импортных товаров.
Я не думаю, что даже сочетание всех этих факторов способно привести инфляцию к уровням в десятки и сотни процентов годовых, как пророчествуют некоторые «экономисты». Но рост цен на
Даже такой относительно небольшой, но в то же время значительно более высокий, чем сейчас, уровень инфляции делает возможным своего рода арбитраж на разнице между стабильным процентом по кредиту и ускоряющимся обесцениванием денег.
Фиксированная ставка по кредиту с аннуитетными платежами подразумевает регулярные одинаковые выплаты в пользу банка. Но с учетом инфляции эти выплаты с каждым годом заметно уменьшаются. При 15% инфляции номинально такая же как сейчас выплата через четыре года окажется фактически вдвое меньшей. «Играя» со ставкой и ожидаемым уровнем инфляции, можно подобрать вариант, при котором кредит, выданный на несколько лет, фактически окажется бесплатным — то есть в реальных деньгах заемщик отдаст банку ровно столько же, сколько брал, а то и меньше.
Сейчас — как раз то самое время, когда ставки по кредитам еще относительно низки, а инфляция уже на пороге. Конечно, речь не идет о разного рода «мгновенных» потребительских кредитах под безумные проценты. Но, скажем, вариант с покупкой машины или квартиры в долг, при котором реальные выплаты окажутся меньше, чем сумма займа, подобрать, скорее всего, удастся. В конце концов занять можно не только в банке, но и на работе или у партнеров по бизнесу.
Я ни в коем случае не призываю бежать к источнику денег и набирать кредиты по максимуму. Риски в этом деле весьма велики: никто не знает, что завтра произойдет с работой или бизнесом, а платить банку придется в любом случае. Но помнить о том, что инфляция может быть не только врагом, но и другом, все же стоит.
Любое финансовое явление имеет больше чем одну сторону. И иногда, соблюдая все меры предосторожности, этим можно пользоваться.
Комментарии
1И не надо забывать, что номинальный размер зарплаты как основного источника дохода и покрытия кредита тоже испытывает воздействие инфляции. А, как следует из практики, рост инфляции обгоняет рост зарплат.
Жить в кредит - значит брать в долг будущее у собственных детей, то есть продавать их в рабство кредитору