Банки

Избежать «автоматизированного хаоса»

Информационно-аналитические системы каждого банка соответствуют масштабам его бизнеса

Условно рынок аналитических систем можно разделить на две категории. Первая категория – это специализированные системы, направленные на решение конкретных задач, например оценку заемщика, предотвращение мошенничества, бюджетирование и т.д.

Вторая – это универсальные системы, которые призваны решать комплексные задачи. Чаще всего банку необходимо использование обеих категорий систем.

КОНСОЛИДАЦИЯ РЫНКА

На современном рынке аналитических информационных систем (АИС), автоматизирующих отчетность, работают профессиональные игроки, предлагающие серьезные и интересные решения. За последние годы они накопили достаточный опыт внедрений, в первую очередь, в многофилиальных банках, считает Михаил Геворков, вице-президент Банка корпоративного финансирования (БКФ).

Рынок аналитических информационных систем на сегодняшний день – один из самых развитых сегментов в сфере разработки программного обеспечения, уверен Антон Сабитов, менеджер проектов компании СКБ Контур. «Не менее удачным примером с точки зрения информатизации бизнес-процессов может служить рынок отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)», – добавляет эксперт.

По мнению директора планово-экономического департамента Росгосстрах Банка Ильи Помигалова, современный рынок аналитических информационных систем можно, скорее, охарактеризовать как рынок развивающийся. «На рынке России существует небольшое количество серьезных игроков, продвигающих специализированные АИС. К сожалению, достаточно большое количество иностранных разработок никак не представлено в РФ. Многие системы сегментированы на модули, которые продаются отдельно. Это позволяет покупателю снизить первоначальные затраты, а продавцу – «подсадить» заказчика на свою систему».

Михаил Геворков говорит, что банку в первую очередь интересны компании, которые в спектре предлагаемого программного обеспечения имеют не только систему автоматизации отчетности, но и собственную АБС: «при внедрении этих систем отчетности обычно бывает легче организовать выгрузку и обработку данных».

В качестве основной тенденции на рынке можно обозначить консолидацию, которая выражается в поглощении крупными компаниями, производящими универсальные системы, более мелких разработчиков, имеющих яркую специализацию, отмечает Кирилл Лядов, начальник отдела компетенций BI банка Хоум Кредит. «Вследствие этого рынок аналитических систем в целом теряет возможность фокусирования на решении конкретных задач, а значит, увеличивается потребность в высокопрофессиональных экспертах, которые могут грамотно поставить задачу и управлять процессом ее реализации», – резюмирует специалист.

Большие объемы банковского бизнеса требуют внедрения, с одной стороны, информационных продуктов высокой сложности, с другой – простых в применении. Достичь такого сочетания действительно по плечу только опытным профессионалам.

ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕТ

Есть старая шутка: «Почему не существует универсального растворителя? Потому что не в чем было бы его хранить». Также не существует и идеальной системы создания отчетности, которая бы полностью исключала элемент «ручной работы», уверены эксперты.

Системы работают по принципу – «выгрузить» данные, обработать их согласно описанным алгоритмам, импортировать в аналитическую систему. Дальше идет получение отчетных форм. Основные проблемы связаны с тем, что алгоритмы преобразования данных зачастую не универсальны, требуют ручной доработки и, как минимум, проверки, отмечает Михаил Геворков.

Основная проблема, с которой сталкиваются все банки, настоящий бич кредитных организаций – это качество существующих данных, уверен Илья Помигалов (Росгосстрах Банк).

Еще одна текущая проблема многих банков заключается в том, что у них в наличии имеется целый «зоопарк» различных систем, привести который к единому знаменателю очень непросто, а иногда и просто нереально.

Для понимания текущего состояния и управления развитым и масштабным бизнесом необходим широкий спектр учетных и аналитических систем, рассуждает Кирилл Лядов (банк Хоум Кредит). В БХК в формировании управленческой и аналитической отчетности используются 12 таких систем. При этом формирование управленческой отчетности на основе стандартов МСФО подразумевает применение экспертного мнения. Отчетность должна соответствовать требованиям менеджмента и отражать динамику бизнеса банка, демонстрируя ситуацию во всем объеме. С этой задачей может справиться только опытный эксперт-аналитик, и, конечно, полная автоматизация этого процесса невозможна, резюмирует Кирилл Лядов.

ГЛАВНЫЕ ДОСТОИНСТВА

Информационно-аналитические системы каждого банка соответствуют масштабам его бизнеса. Поскольку в нашей стране большинство банков все-таки являются небольшими (вне TOP-200), то наиболее популярной системой аналитики остается «старый добрый» Microsoft Excel. Понятно, что в крупных банках применяются более развитые системы. Кроме того, банки со сложной продуктовой структурой внедряют системы ABC-costing,, то есть системы функционально-стоимостного анализа, позволяющие оценить себестоимость и прибыльность продукта.

«Для нашего банка информация о бизнесе – это стратегический актив, который позволяет обеспечивать быстрое развитие всего банка, поэтому системы бюджетирования и управленческой отчетности выстроены нами самостоятельно, на основе собственных ноу-хау, особенностей бизнеса и достижений мировой практики», – рассказывает Кирилл Лядов.

Михаил Геворков считает, что называть какие-то конкретные системы, пользующиеся популярностью на рынке, нет смысла, поскольку это будет субъективное мнение, которое может быть опровергнуто опытом других специалистов. Однако эксперт перечислил основные достоинства, которыми, по его мнению, должна обладать аналитическая система. Во-первых, она должна уметь работать с большими объемами данных и иметь возможность сопряжения с широким спектром банковских АБС, включая устаревшие DOS-системы. Во-вторых, системе необходима гибкость при настройке алгоритмов преобразования и формирования отчетов, а также наличие определенных процедур. К последним можно отнести контрольные процедуры, позволяющие на любом этапе загрузки проверять данные на непротиворечивость, процедуры выгрузки данных в специализированные системы статистического анализа и прогнозирования, а также наличие заранее подготовленных решений для автоматизации обязательных отчетных форм и типичных решений для управленческой отчетности.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СЕРВИС

На сегодняшний день отчетность в контролирующие органы в электронном виде представляют более 62% налогоплательщиков. Эти организации не просто подключены к соответствующим системам передачи данных – они имеют все необходимые для этого программные и технические средства, в том числе электронные цифровые подписи (ЭЦП) и средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

«Эти возможности можно и нужно использовать для апгрейда аналитических информационных систем. В частности, зрелый рынок систем интернет-отчетности может стать площадкой для развития сервиса по приему банками от заемщиков отчетности в электронном виде с ЭЦП», – уверен менеджер проектов компании СКБ Контур Антон Сабитов.

В настоящее время налоговую и бухгалтерскую отчетность (формы 1 и 2), предварительно заверенную в налоговых органах, банки принимают от заемщиков в «бумажном» виде. Предписание ЦБ РФ, обнародованное в письме от 31.03.2011 № 41-Т, рекомендует банкам отойти от сложившейся практики.

«Прием отчетов от заемщиков при посредничестве спецоператоров связи позволит кредитным учреждениям не только соблюсти рекомендацию ЦБ РФ, но и получить выход на более чем миллионную аудиторию пользователей систем электронной отчетности, – отмечает Антон Сабитов. – Несомненны и преимущества работы с электронными документами как таковыми: избавившись от необходимости вручную вводить те или иные показатели, банки смогут более эффективно обрабатывать данные».

Компанией СКБ Контур такой сервис уже разработан. Он позволяет принимать отчетность как от абонентов системы «Контур-Экстерн» (непосредственно через Интернет), так и от пользователей других систем отправки налоговой и бухгалтерской отчетности (на дискете или на флешке). В перспективе функциональность сервиса планируется расширить. «По достижении договоренности с кредитными учреждениями мы хотим предложить нашим пользователям отправлять в банк не только налоговую и бухгалтерскую отчетность, но и заявки на кредит», – комментирует Антон Сабитов.

НЕДЕШЕВЫЕ ВНЕДРЕНИЯ

Стоимость аналитической системы напрямую зависит от масштабов деятельности банка. Небольшим банкам приходится обходиться простейшими программными решениями, более крупным банкам необходимы сложные и довольно дорогостоящие системы. Причем цена может отличаться на порядок, однако в любом случае это десятки и даже сотни миллионов рублей.

«Какие-то банки будут полностью перекладывать внедрение на фирму-разработчика, увеличивая стоимость бюджета, другие – набирать команду собственных аналитиков, которые будут работать внутри банка, тем самым сокращая выплаты вендерам, – рассказывает Михаил Геворков. – Но в любом случае это дело крайне дорогостоящее. Причем основная часть затрат будет приходиться не на сам программный код, а на проект внедрения». 

Считается, что управленческая аналитика создает порядка 20% дополнительной ценности всех процессов управления, или 5% от прибыли, отмечает Кирилл Лядов. Из такого расчета следует, что «банкам нерентабельно внедрять программные решения, стоимость которых выше дополнительной ценности аналитики, принимая также во внимание затраты на оплату труда и прочие сопутствующие расходы. Из таких расчетов, как правило, и необходимо исходить, принимая решение о внедрении и рассчитывая бюджет», – уверен эксперт БХК.

ПРОДУКТ НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ПРОЦЕСС

При внедрении аналитических информационных систем зачастую возникают проблемы, связанные с процессом сбора первичных данных в аналитическую систему, отмечают специалисты.

Несовершенство программно-аппаратного комплекса банка связано нередко с наследием предыдущих поколений автоматизации. Ведь не секрет, что при смене АБС (процесс, через который прошло, наверное, 90% кредитных организаций) банки часто идут половинчатым путем, оставляя часть автоматизации на старом программном обеспечении, отмечает Михаил Геворков. В результате чего возникают трудности при сборе и агрегации разрозненной информации.

Кроме того, для больших банков характерно наличие разнородных программных комплексов в филиалах, требующих отдельных алгоритмов «выгрузки» и обработки. Это также создает определенные проблемы.

«Отдельно я бы упомянул изменения законодательства, которые появляются, как обычно, в тот момент, когда все только отлажено и проверено, – добавляет Михаил Геворков. – Да и сама отчетность порой бывает достаточно сложна и плохо поддается автоматизации (яркий пример – норматив Н3)».

К сожалению, очень часто менеджеры считают, что продукт позволит заменить процесс или же продукт сможет самостоятельно производить аналитическую работу, говорит Кирилл Лядов. Однако при внедрении автоматизированных систем процессы внутри банка уже должны быть отлажены. Иначе в результате внедрения образуется автоматизированный хаос, который вряд ли будет способствовать более продуктивной работе, и даже, наоборот, может ее затруднять.

Основными путями преодоления этой проблемы, по мнению Кирилла Лядова, является оптимизация процессов, унификация методик расчета показателей внутри банковских подразделений, наличие специализированной команды внедрения и однозначная поддержка CFO внедрения таких систем.

КАРДИНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН НЕ БУДЕТ

На рынке аналитических информационных систем, автоматизирующих отчетность, в ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать кардинальных перемен. Поскольку так называемые «решения будущего», о которых говорят вендоры (облачные вычисления, мобильная аналитика), пока что не могут приносить дополнительной ценности бизнесу большинства компаний.

«Реальной перспективой, на мой взгляд, является развитие и уточнение прогнозной аналитики и специальных инструментов многомерного анализа, которые помогут аналитикам получать информацию в течение нескольких минут, а не часов, как это происходит сейчас, – считает Кирилл Лядов. – Многомерный анализ особенно важен в условиях широкого масштаба бизнеса, для того чтобы вычленить факторы или группы факторов, влияющих на изменение показателей наиболее существенным образом».
Однозначно можно прогнозировать, что аналитические системы будут совершенствоваться, поскольку вендоры постепенно аккумулируют опыт, приобретаемый при интеграции аналитических систем с различными АБС.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию