Чаще всего электронные деньги россияне тратят на онлайн-игры, развлечения, лотереи и соцсети. Однако уже сейчас с их помощью можно расплатиться за проезд в общественном транспорте и такси, а также купить еду и напитки в некоторых барах и ресторанах.
Объем пополнений электронных кошельков в России в 2011 году вырос вдвое — до 125 млрд рублей. Об этом сообщил во вторник председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. В нынешнем году, по прогнозам участников ассоциации, объем вырастет на 50—70%. Достов указал, что количество активных электронных кошельков (по которым за год была проведена хотя бы одна операция) практически не изменилось: в 2010-м их было 30 млн, а в прошлом году — 34 млн. По его мнению, активная аудитория рынка электронных денег уже не будет расти высокими темпами, поскольку уже «близка к насыщению», и теперь задача участников рынка — наращивать объемы и увеличивать число партнеров.
Как рассказал Достов, в 2011 году наибольшее количество платежей через электронные кошельки (38%) было произведено для оплаты участия в онлайн-играх, развлечений, деньги тратились в социальных сетях и лотерейных розыгрышах. На втором месте — оплата услуг сотовых и интернет-операторов (36%). На третьем (11%) — финансовые инструменты, иначе говоря, использование электронных денег для пополнения счетов банковских карт и тому подобное. Около 8% платежей было осуществлено для оплаты цифровых потребительских товаров и купонов. Наименьшее количество платежей (1—3%) пришлось на профессиональные интернет-услуги, приобретение физических товаров, оплату коммунальных услуг и госплатежи. Вместе с тем по объему платежей лидируют финансовые инструменты (57%). На втором месте (17%) — онлайн-игры, развлечения, соцсети и лотереи, на третьем (11%) — оплата мобильной связи и Интернета.
По мнению участников рынка, столь стремительно растущую популярность электронных денег можно объяснить их простотой, удобством и доступностью, ведь действительно идентификация плательщика в данном случае происходит намного проще, чем при платеже с банковского счета. «Если применить к электронным деньгам всю ту сложную полноценную идентификацию, связанную в том числе с необходимостью прийти в банковское отделение, то пользоваться ими никто не будет, — полагает директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе. — Придя в банк, я, например, лучше открою счет и подпишусь на какие-нибудь депозитные и кредитные продукты, чем на кошелек электронных денег».
При этом он уверен, что со временем электронные деньги станут стандартным банковским продуктом, который появится у всех кредитных организаций, работающих с розницей. Дарахвелидзе сообщил, что компания WebMoney в настоящее время ведет переговоры о партнерстве с несколькими российскими банками. «Переговоры идут достаточно успешно, и до конца 2012 года ряд банков об этом объявит», — подчеркнул он.
Генеральный директор платежной системы «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина говорит, что само понятие Интернета с момента возникновения первых электронных денег претерпело значительные изменения. «Интернет постепенно становится явлением, которое есть везде, — отмечает она. — Теперь нет разницы между онлайном и офлайном — мобильный телефон с интернет-приложениями есть в кармане у каждого. И, следовательно, электронные деньги уже тоже «вышли на улицы» — в карманах потребителей».
Завалишина указала, что уже сейчас в России реализован ряд экспериментов, в рамках которых можно оплатить электронными деньгами проезд в общественном транспорте и такси, а также расплатиться за еду и напитки в некоторых барах и ресторанах. «Точно так же, как стирается разница между онлайном и офлайном, стирается разница между электронными кошельками и другими средствами платежа», — резюмировала она.
Начать дискуссию