В физике скорость – это быстрота изменения какой-либо величины по отношению к другой. А что означает скорость в факторинге?
Для Клиента факторинговой компании это, прежде всего, показатель того:
- много ли времени займет принятие решения о сотрудничестве?
- если потребуется разработка нестандартной индивидуальной схемы обслуживания – как долго она будет разрабатываться?
- насколько оперативно будут установлены лимиты на Дебиторов?
- как быстро с момента подписания договора будет выплачено первое финансирование?
- как будет продвигаться работа с дебиторской задолженностью, для перевода остатка платежа?
Итак, принятие решения о сотрудничестве. Фактор проводит анализ пакета документов, полученного от потенциального Клиента, информацию из открытых и собственных источников, общается с представителями Клиента. По времени этот этап занимает 7-14 календарных дней. Так как данная проверка, как правило, связана с выездом представителя Фактора к Клиенту, скорость этого процесса, естественно, выше у факторинговых компаний, имеющих развитую филиальную сеть. Кроме того, скорость проверки клиента обусловлена наличием кредитных аналитиков, специализирующихся на факторинговых рисках.
Решение о сотрудничестве принято, договор подписан – на следующем этапе Клиент передаёт Фактору список Дебиторов, с которыми планирует работать по факторингу. Начинается проверка Дебиторов, сроки которой привязаны к анализу информации из внешних источников, а также к размерам запрашиваемого лимита. Чем больше сумма, тем дольше проверка. Ориентировочные сроки установления лимитов в НФК приведены ниже.
Замедлить процесс проверки может неоперативное предоставление Клиентом необходимых документов или сбор дополнительной информации по запросу Фактора. После проведенного анализа, в зависимости от запрашиваемой суммы, андеррайтер определяет лимит Дебитора. Эта процедура, как правило, занимает еще 2-4 рабочих дня (табл.1).
После установления лимитов на покупателей наступает этап, скорость которого напрямую не зависит от факторинговой компании: Клиент должен подписать у Дебитора и передать Фактору Уведомление о том, что Дебитор проинформирован о начале работы по факторингу и готов оплачивать поставки в адрес Клиента на реквизиты Фактора. Факторинговая компания может повлиять на скорость прохождения этого этапа только оказанием всесторонней информационной поддержки – помогая Клиенту работать с возможными сомнениями и возражениями Дебитора.
Свершилось! Все стороны факторингового процесса включились в него. Чтобы получить финансирование, Клиенту осталось передать Фактору информацию о поставках. Вот здесь Фактор должен проявить скорость реагирования в полной мере – можно чуть ли не неделями ждать предоставления оригиналов документов в офисы Фактора, а можно дать своим Клиентам возможность получать финансирование день в день, используя систему электронного документооборота, а «живые» документы предоставляя постфактум, в том числе в виде реестра поставок.
Скорость факторингового обслуживания напрямую зависит от того, есть ли вообще электронный документооборот и насколько продуманно он организован у конкретного Фактора. Каким образом регистрируются документы на поставку? Какую информацию можно получить о состоянии финансирования и дебиторской задолженности? Можно ли загружать поставки напрямую из бухгалтерской системы или их придется заносить вручную? Потенциальный Клиент должен смело задавать эти вопросы факторинговой компании, с которой планирует начать работу – а еще лучше просить ознакомиться с демо-версией программы.
Резюмируя сказанное, при выборе Фактора важно выяснить, существует ли необходимость предоставления оригиналов отгрузочных документов до получения финансирования – что в первую очередь влияет на скорость его получения, а также попросить его очертить сроки как минимум нескольких важных этапов работы, и на основе полученных данных создать для себя сравнительную таблицу. Например, такую:
Особое внимание стоит обратить на наличие у Факторов некоторых сервисов, значительно влияющих на скорость получения факторинговых услуг:
1. Электронный документооборот (значительно влияет на скорость получения финансирования).
2. Онлайн система отчетов по факторинговому обслуживанию (влияет на скорость принятия оперативных решений).
3. Работа с дебиторской задолженностью (постоянный анализ ситуации, взаимодействие – влияет на сроки оплаты поставок).
Что может и должен делать Фактор для ускорения работы по факторингу?
Обучать. Специалисты Фактора должны оперативно отвечать – лично, по телефону, в формате видеоконференций-вебинаров – на любые возникающие у Клиента вопросы, а в идеале – предвосхищать их, давая исчерпывающую информацию по всем тонкостям факторингового процесса.
Повышать «информоемкость» – наглядность и комфортность своих систем элетронного документооборота и аналитических отчетов, чтобы максимум интересующей информации Клиент получал в режиме он-лайн.
Факторинг – возможность ускорять бизнес-процессы, а значит, он должен быть быстрым.
Начать дискуссию