Когда ЦБ обновляет банкноты, это становится настоящей проблемой для кредитных организаций и клиентов — для «обучения» банкоматов требуется время. При этом платежные терминалы прошиваются более оперативно. Портал Банки.ру выяснял, почему банкоматы «не любят» новые деньги.
Несмотря на то что обновленная тысячерублевая купюра появилась в 2010-м, а новые «пятисотка» и пятитысячная были запущены в обращение в прошлом году, клиенты многих банков до сих пор испытывают проблемы с внесением средств через банкоматы с функцией приема наличных. Случается так, что устройства не желают принимать усовершенствованные деньги.
«У меня была одна купюра достоинством 5 тысяч рублей. Проблема оказалась в том, что эта купюра нового образца и банкомат ее не принимает, — рассказывает в своем отзыве в «Народном рейтинге» клиент Сбербанка под ником t_nord. — Поскольку купюра новенькая и нисколько не мятая, я сделал вывод, что банкомат просто-напросто не «обучен» принимать купюры нового образца».
Клиентка банка «Русский Стандарт» под ником Алёнrа также несколько раз пыталась пополнить свой вклад через банкомат, однако попытки были безуспешными. Она спросила у девушки-консультанта, в чем проблема, и получила ожидаемый ответ — банкомат не принимает новые купюры. Ей было предложено разменять деньги в торговой палатке неподалеку, так как в отделении банка «менять нечем».
В аналогичной ситуации оказалась клиентка Пробизнесбанка — подозрительный банкомат отказался принимать не только новую пятитысячную, но и пятисотрублевую, и тысячерублевую купюры. Да еще и за размен средств в кассе пришлось уплатить комиссию в размере 200 рублей. «Даже не именно за размен, а за обмен новых купюр на старые», — подчеркивает посетительница портала Банки.ру под ником Vladlena2012.
Опрошенные порталом Банки.ру участники рынка уверяют, что работают над обновлением программного обеспечения своих банкоматов. Например, в ЮниКредит Банке рассказывают, что шаблон по приему купюр номиналом 1 тыс. рублей нового образца установлен уже на все устройства кредитной организации. «В данный момент мы заканчиваем установку шаблонов по приему новых купюр номиналом 500 и 5 тысяч рублей», — указывают в банке.
В Альфа-Банке отмечают, что уже перепрограммировали для приема новых банкнот номиналом 500 и 5 тыс. рублей все свои региональные банкоматы, а принимать тысячные купюры устройства банка стали еще в прошлом году. Что касается столицы, то на сегодня обновлено около 40% устройств. «До 31 мая текущего года планируется полностью завершить обновление банкоматов», — подчеркивают в финучреждении.
По словам заместителя начальника управления сети самообслуживания департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Елены Лоскутовой, на текущий момент тысячные купюры принимает 98% устройств сети банкоматов кредитной организации, а банкноты номиналом 500 и 5 тыс. рублей — 60%. «Оставшаяся часть банкоматов с функцией cash-in будет доработана в течение одного-полутора месяца, — рассказывает она. — Это время необходимо банку для проведения тестирования на всех моделях банкоматов, а также непосредственно на сами работы с учетом географического расположения».
Участники рынка уверяют, что в момент перепрошить банкоматы и заставить их принимать купюры нового образца невозможно.
По словам заместителя руководителя дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Леонида Качалова, причина задержек в том, что у поставщиков банкоматов нет тесной связи с Банком России. «Купюры сначала вводятся в эксплуатацию и только потом попадают к вендорам для изготовления программного обеспечения, — объясняет он. — В результате, как правило, поставщик банкоматов передает соответствующее ПО в банк спустя четыре-пять месяцев после анонсирования новых купюр». Качалов добавляет, что для установки нового ПО на банкоматы кредитным организациям также требуется некоторое время.
Впрочем, по мнению банкиров, в данном вопросе лучше не торопиться. «Было бы гораздо хуже, если бы на банкоматы было установлено непроверенное ПО, которое приводило бы к сбоям в работе банкомата и списанию или зачислению на карточные счета иных сумм. Допустим, вместо 5 тысяч рублей зачислялось бы 500 рублей и так далее», — говорит Лоскутова. Она также обращает внимание на то, что основной срок занимает не установка нового ПО, а его тестирование и пилотная эксплуатация.
Вместе с тем в терминальных сетях принимать обновленные банкноты стали довольно быстро. По словам представителя группы QIWI Александры Высочкиной, Банк России заранее объявляет параметры новых купюр, а компании — поставщики программного обеспечения разрабатывают обновления и оказывают владельцам терминалов услуги по перепрошивке. «Поскольку платежные терминалы — это источник дохода для своего владельца, обновление всей сети из более чем 120 тысяч устройств происходит оперативно», — подчеркивает она.
Банкиры, в свою очередь, указывают на то, что сравнивать программное обеспечение для банкоматов и платежных терминалов не стоит — это абсолютно разные вещи по уровню сложности. И именно поэтому при запуске обновленного ПО в банкомате необходима его «обкатка». «Посудите сами — ведь, ошибившись, тот же банкомат может зачислить на счет не 5 тысяч рублей, а 5 тысяч евро», — привели пример в одной кредитной организации и указали, что через терминалы граждане вносят крупные платежи в размере от 5 тыс. рублей достаточно редко.
В то же время участники банковского рынка сетуют на то, что взаимодействие между поставщиками ПО и Банком России происходит неэффективно. «Пока ситуация обстоит так, что поставщики оборудования начинают разработку шаблонов, когда купюры уже в обращении», — отмечают в ЮниКредит Банке. А еще в одной кредитной организации рассказывают, что вендоры вынуждены обращаться в банки, чтобы получить появившиеся на рынке новые купюры, и только тогда начать работу над обновлением программного обеспечения.
Начать дискуссию