Рабочая зона финансовой организации должна быть комфортной и современной.
В ней должно быть место для работы с финансовыми документами, оснащенное современной оргтехникой, и место для работы с посетителями, принадлежащими к различным клиентским группам - mass, VIP и т.д. Не стоит забывать и о том, что банк по определению является хранилищем крупных денежных средств и других ценностей. Поэтому, рассматривая вопросы дизайна офисного интерьера, необходимо решить три основные задачи: во-первых, убедиться в функциональности помещения, во-вторых, обеспечить удобство работы с клиентами банка и, в-третьих, создать комфортные условия для сотрудников.
Национальные особенности
Сколь ни странным это может показаться, по оборудованию банковского офиса зачастую можно определить не только специфику работы организации, но и ее «историческую родину». Например, в США банки обустраиваются в расчете на мгновенную финансовую помощь, когда большинство вопросов можно решить по телефону. Поэтому там руководство финансово-кредитных организаций не стремится создать богатый антураж, а вместо этого уделяет большое внимание унификации и экономичности помещений. Для создания внешнего облика офисов используются недорогие материалы, быстровозводи-мые и мобильные конструкции.
Европейские банкиры придерживаются другой точки зрения. Для них дизайнерский образ банка - эксклюзивная работа, при которой для каждого заказчика создается индивидуальный стиль с использованием дорогих, качественных и редких материалов. Такая точка зрения подкреплена более чем 500-летним стажем работы европейских банков и многовековым опытом общения с клиентами.
Российские финансово-кредитные организации гораздо моложе своих американских и европейских «собратьев», поэтому нет ничего удивительного в том, что они перенимают какие-то стандарты оформления у американских банков, а какие-то - у европейских коллег. Правда, европейский стиль пока превалирует. В современной России, конечно, тоже можно найти банки, специализирующиеся на быстром обслуживании клиента, например на выдаче моментальных кредитов. Для таких подразделений достаточно стойки ресепшн, небольшого офисного помещения и надежной save-зоны. Для этих целей в организации внутреннего пространства банков широко используются офисные перегородки различных типов, чаще всего легко устанавливаемые конструкции. Однако, повторимся, все же банки быстрого обслуживания в России пока скорее исключение, чем правило. Поэтому вопросам дизайна большинство финансово-кредитных организаций у нас уделяет повышенное внимание.
Конечно, при выборе оформления офисов играет роль и другой фактор -стремление банков к подчеркиванию своей индивидуальности, своего отличия от достаточно многочисленных конкурентов. Любая точка продаж банковских продуктов и услуг должна соответствовать принятым корпоративным стандартам, то есть ее оформление необходимо выдержать в рамках единого дизайнерского решения. Это должно выражаться в основных цветах оформления, логотипах, рекламных вывесках. Основная задача такого оформления -повышение узнаваемости банков в глазах клиентов и в идеале повышение лояльности клиентов к выбранному ими банку.
Комфорт как фактор выбора
Любая разработка интерьера банков подразумевает разделение используемой площади на две зоны: фронт-офис и бэк-офис.
Фронт-офис или, как часто его называют, open space - та часть банка, где происходит непосредственное обслуживание клиентов. В связи с этим фронт-офис должен быть просторным во избежание суеты и толкотни. Соответственно, речь должна идти о достаточно большом помещении, не разделенном капитальными стенами. Стандартное оформление фронт-офисов - различные типы офисных перегородок, мягкая мебель для ожидания, информационные стойки, кассовые окна. Это пространство с легкостью трансформируется посредством стационарных перегородок для организации изолированных рабочих мест операционного персонала банка. Широко применяются и мобильные перегородки - с их помощью «зонирование» организовывается в максимально сжатые сроки. Таким образом, комфорт создается не только для посетителей банка, но для его служащих.
Основной задачей дизайнерского решения для данной зоны становится создание приятной и непринужденной психологической атмосферы для клиента. Эксперты признают, что фактор комфорта посетителя приобретает все большее значение: конкуренция между банками растет, продуктовые «линейки» становятся идентичными, а это означает, что свой выбор клиенты все чаще делают по принципу «нравится - не нравится». Конечно, как это было и раньше, одним из главных факторов выбора бывает качество обслуживания человека во фронт-офисе. Но наряду с этим посетители начинают уделять внимание тому, как они проводят время до момента предоставления им консультации или момента совершения запрошенной операции. С учетом этого корректируются и идеи оформления внутреннего интерьера: банкиры и дизайнеры стремятся делать офисы банков не только максимально просторными, но и подбирать определенные цвета, мебель и даже ковровые покрытия.
Второй план - по счету, но не по важности
Бэк-офис - внутренняя рабочая зона банка - представляет собой кабинеты банковских сотрудников и руководителей. Она также делится на две части: личные кабинеты и специальные помещения для хранения документов, денежных средств и прочих ценностей.
Для создания интерьера кабинетов сотрудников применяются типичные принципы дизайна офисных помещений. Комфорт и удобство должны быть обеспечены за счет использования современной офисной мебели. Такую мебель отличает повышенная стойкость к износу, к ударным и механическим воздействиям. Современная офисная мебель зачастую обладает специальными эргономичными формами и размерами.
В зонировании кабинетных помещений большим успехом пользуются стационарные перегородки, которые позволяют создать изолированное пространство для работы отделов или руководителей. Часто применяется дизайнерское решение, когда часть перегородок является «глухой» (высотой до самого потолка), а часть - укороченной. Укороченные перегородки призваны улучшить естественную циркуляцию воздуха в помещении, что немаловажно для сотрудников, проводящих на рабочих местах минимум 8 часов ежедневно.
Для организации кабинетов руководителей высокого ранга используются перегородки с навесными панелями и перегородки, декорированные шпоном из ценных пород дерева. Цель очевидна - банки стремятся подчеркнуть индивидуальный образ помещений своих топов, сделать акцент на респектабельности и эксклюзивности таких офисов. Однако необходимо учитывать не только богатую индивидуальность помещения, но и его полнейшую звукоизоляцию. Конфиденциальность информации - обязательное условие любого банка. Она может обеспечиваться с помощью звукоизоляционных перегородок, которые предоставляют возможность проводить деловые встречи и переговоры.
Во многих банковских структурах существует отдельное направление по работе с VIP-клиентами. Дизайн таких помещений - неотъемлемая часть обслуживания дорогих гостей. Помимо необходимости описанной выше конфиденциальности и звукоизоляции VIP-зоны должны отражать индивидуальный подход к клиенту, демонстрировать посетителю высокий уровень банковской корпоративной культуры.
Оформление специальных помещений, предназначенных для хранения документов и других ценностей, save-зон, депозитариев и т.д. не требует изысканного вкуса и дорогостоящих материалов. Но это не значит, что данная задача является для банков менее сложной. При оборудовании save-зон необходимо соблюдать повышенные требования безопасности, поэтому на первый план выходит обеспечение прочности конструкции и пожарной безопасности. Для этого могут быть использованы противопожарные перегородки, обладающие высокой степенью теплоизоляции и герметичностью, а также массивные двери.
Акцент
При выборе оформления существенную роль играет немаловажный фактор -стремление банков к подчеркиванию своей индивидуальности, своего отличия от многочисленных конкурентов, потому необходимо выдержать в рамках единого дизайнерского решения все точки продаж банка.
Начать дискуссию