Ценные бумаги

«Деликатная тема»

Создаваемое Российское финансовое агентство сможет вкладывать средства фондов в рискованные активы – акции.

Росфинагентство получит возможность покупать акции на средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В мире есть успешные примеры повышения доходности фондов таким способом, но это крайне рискованные инвестиции. До сих пор Минфин вкладывал госсредства лишь в консервативные активы.

«Агентство получит возможность покупать акции, и, наверное, начнется процесс осторожного входа в акции, очень осторожного», – сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, передает «Интерфакс».

Доля вложений в акции будет ограничиваться. «Конечно, будем ограничивать с учетом мнения рынка, с учетом мнения тех людей, которые реально управляли различными фондами, будем смотреть, какая должна быть доля», – пояснил замминистра.

По его словам, доля вложений в акции будет меньше, чем в облигации, при этом «внутри акций будет определена географическая структура, внутри географической структуры – отраслевая структура».

Сам Сторчак очень осторожно относится к возможности покупки акций для управления фондами. «Для меня это очень деликатная тема – принятие практических решений по приобретению той или иной «фишки», – сказал Сторчак.

Он пояснил, что, например, опыт норвежского Фонда национального благосостояния (инвестирует нефтегазовые средства в акции, недвижимость и облигации) показывает значительную волатильность вложений в акции. «Они то взлетят, плюс 20% показывают, то упадут на 10%», – сказал он, отметив при этом, что в Норвегии сложилась цивилизованная система оценки управления фондом. «У нас же культуры оценки работы на финансовых рынках нет. Нужно много лет, чтобы непредвзято оценивать работу управляющих и четко понимать, что работу управляющих нельзя оценивать на пробеге одного года, особенно если начинаются вложения в акции», – подчеркнул замминистра.

По его мнению, на формирование такой культуры потребуется довольно много времени. Именно этот фактор был одной из причин, почему для управления суверенными фондами «был избран консервативный режим: главное – сохранение, потом зарабатывание», сказал он.

Напомним, что Россия намерена создать Росфинагентство в начале 2013 года и передать в его руки управление суверенными фондами – Резервным фондом и Фондом национального благосостояния (ФНБ). Минфин также намерен передать новому агентству полномочия по размещению и обслуживанию госдолга, по управлению временно свободными бюджетными средствами и пенсионными накоплениями.

Владимир Путин, выступая с бюджетным посланием, заявил о необходимости повышать доходность от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и потребовал до конца года решить вопрос о создании Российского финансового агентства. Росфинагентство должно приступить к работе в начале 2013 года, заявил Путин.

Министр финансов Антон Силуанов также говорил ранее, что фонды могли бы получать больше прибыли от инвестирования. На данный момент деньги фондов вкладываются только в крайне консервативные активы с низкими рисками и невысокими доходами. Так, в 2011 году Фонд национального благосостояния (ФНБ) заработал на инвестировании всего 2,67%, или 48,2 млрд рублей.

На данный момент средства фондов (Резервного и ФНБ) разрешается инвестировать только в иностранную валюту, финансовые активы, долговые обязательства и депозиты. ФНБ был создан в 2008 году для софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и покрытия дефицита Пенсионного фонда. Резервный фонд фактически заменил собой Стабфонд РФ. Однако в отличие от Стабфонда источниками формирования Резервного фонда являются не только нефтяные, но и газовые доходы бюджета (от добычи и экспорта). Задача фонда – обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Оправданы ли риски

В целом эксперты считают это разумной идеей, если не вкладывать в акции все средства фондов. «Если Росфинагенство будет вкладывать деньги на длительный срок, то вполне разумным представляется вложение в акции небольшой части денег, но не более 10–15%. Конечно, большая часть средств должна быть по-прежнему инвестирована в консервативные инструменты – облигации и депозиты», – говорит газете ВЗГЛЯД завлабораторией денежно-кредитной политики научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики Гайдара Павел Трунин.

«С целью повышения доходности всего портфеля при приемлемом уровне риска это вполне оправдано и соответствует успешному международному опыту. Многие пенсионные фонды в других странах часть средств инвестируют в акции, хотя понятно, что они должны обеспечивать выплату пенсий. То же самое делают и многие страховые компании», – добавляет Трунин.

Акции являются более рискованными активами, чем те же облигации, так как в случае банкротства компании акционеры не получают возмещения из ее имущества, тогда как владельцы облигаций могут удовлетворить свои претензии. Кроме того, инвестиции в акции чреваты рисками, обычными для фондового рынка, а именно временной иммобилизацией средств из-за просадки активов.

«Может оказаться так, что деньги будут вложены в упавшие акции, и средства, которые можно было бы срочно мобилизовать для решения важных хозяйственных и социальных задач, утеряны (возможно, временно). Это, в крайнем случае, чревато социальными потрясениями. Поэтому и важен вопрос масштабов вложения и диверсификации средств», – указывает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.

«Не должно быть такой ситуации, когда срочно надо продать все активы, потому что если стоимость акций падает, то неразумно в этот момент их продавать, надо дождаться их роста. Исторически международные фондовые рынки в долгосрочной перспективе показывают рост», – говорит Трунин.

Если Россия инвестирует часть средств из Резервного фонда или Фонда национального благосостояния в акции, то на какой-то период она должна забыть о том, что эти средства можно использовать в случае кризиса. «Если мы вложим средства фондов в акции, а во время кризиса надо будет потратить средства из этих фондов на антикризисные меры, тогда, конечно, мы потеряем значительную часть этих денег, так как фондовые рынки упадут. Поэтому, если мы говорим, что инвестируем в долгосрочный период, то мы должны придерживаться этой стратегии», – отмечает Трунин.

Однако одной из основных целей создания фондов, которыми будет управлять Росфинагентство, является противостояние глобальным экономическим рискам, поэтому сами фонды должны быть максимально защищены от возможных рисков, говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. «Акции – это рискованный финансовый инструмент. Поэтому намерения Росфинагентства выйти на рынок акций выглядят довольно странными. Ведь при глобальном падении рынков Россия получит двойной удар – и по экономике в целом, и по резервным фондам», – удивляется он.

Напомним, что в прошлый раз Резервный фонд помог стране легче перенести последствия кризиса. Так, в 2009–2010 годах было израсходовано в общей сложности более 100 млрд долларов средств Резервного фонда для сохранения уровня финансирования социальных обязательств (выплату пенсий и зарплат бюджетникам) и национальных проектов, поддержки региональных бюджетов и крупных предприятий типа АвтоВАЗа, а также банковской системы. На 1 августа 2008 года Резервный фонд составлял почти 130 млрд долларов, но на 1 июня 2012 года – всего 60,21 млрд долларов.

Сейчас возможности Резервного фонда ограничены: он меньше, чем был в 2008 году, и в номинальном выражении, и по отношению к ВВП (3,3% ВВП сейчас против 8,7% тогда). «С учетом серьезно возросших расходов бюджета, увеличившихся социальных обязательств и новой программы вооружений этот объем средств дает правительству заметно меньшее пространство для маневра. В случае шока, сопоставимого с первой волной кризиса, оставшихся средств Резервного фонда хватит не более чем на год», – считает Валерий Вайсберг из ИК «Регион».

Куда уйдут средства фондов

«Если Росфинагентство все же выйдет на рынок акций, то не исключено, что круг возможных вложений будет ограничен. Например, будет возможна покупка акций только с участием государственного капитала. Возможно, приоритетом будет сырьевой сектор как наиболее надежный и важный для государства», – предполагает Петр Клюев.

Олег Душин считает, что Росфинагентство будет инвестировать средства в ликвидные российские бумаги – Газпрома, Сбербанка, Роснефти, Лукойла, Газпромнефти, Сургутнефтегаза и другие. «Возможно, их попросят помогать каким-то стартапам – Сколково и т.д.», – не исключает он.

«Можно вкладываться вообще в индексы, например, Morgan Stanley или РТС. Допустимо инвестировать как в российские акции, так и в иностранные. Но, учитывая, что деньги достаточно серьезные, вряд ли стоит их все инвестировать в российский фондовый рынок, который подвержен достаточно высоким колебаниям. Так как непонятно, где может возникнуть следующая проблема в мире, то лучше равномерно распределить средства среди стран ОСЭР или только развитых стран. И вкладывать в те отрасли, которые в данной стране являются устойчивыми», – считает Павел Трунин.

Начать дискуссию