НБЖ предложил банкирам дать прогноз на 2013 год. Участники рынка рассуждают, что ждет нас в наступившем году - кризис или стабильность, готовы ли к возможному ухудшению ситуации банки и регуляторы, а также строят предположения о грядущих событиях.
Сбербанк России
Дмитрий ТАРАСОВ, начальник отдела прогноза и анализа департамента стратегии и развития
В 2013 году не стоит ожидать ни кризиса, ни особой стабильности. Наиболее вероятным на данный момент представляется промежуточный вариант - нестабильная ситуация в мире не может не повлиять на российскую экономику. И хотя уже никто не говорит об экономике России как о «тихой гавани», можно с уверенностью сказать, что повторения острого кризиса, подобного тому, что был в 2008-2009 годах, не случится.
В мировой экономике продолжается длительный период неопределенности, и, как следствие, ожидается, что рост ВВП России в 2013 году замедлится. Кроме того, для нашей страны нестабильность международных финансовых рынков означает, что отток капитала, скорее всего, продолжится, и проблема фондирования банков будет оставаться одной из самых актуальных. С другой стороны, если темпы роста ВВП будут замедляться, то снижение инвестиционного спроса на кредиты позволит банковской системе сбалансировать спрос и предложение и улучшить ситуацию с краткосрочной ликвидностью.
В целом можно сказать, что в текущих и прогнозируемых условиях российская банковская система готова к кризису, но эта готовность имеет свои пределы, ограничения, связанные с требованиями экономической эффективности. Готовность к кризису и прибыльное ведение банковского бизнеса - довольно противоречивые задачи. В одном случае надо снижать кредитный риск и наращивать достаточность капитала, что ухудшает показатели рентабельности банковского бизнеса. В другом, для повышения рентабельности капитала, надо, наоборот, минимизировать излишки капитала, да еще и вести конкурентную борьбу.
Данные по рынкам показывают, что россияне продолжают следовать потребительской модели поведения: больше покупать и кредитоваться, меньше сберегать. Однако в последнее время во всех сегментах российского банковского рынка наблюдается медленный, но устойчивый рост процентной ставки. В условиях замедления экономики это неизбежно ведет к сокращению спроса на кредиты, поэтому в сфере кредитования единственной стратегией является усиление неценовой конкуренции. Банки предлагают клиентам новые сервисы и специальные предложения, сокращая пакет документов для рассмотрения заявки и сроки принятия решений, упрощая процедуру выдачи кредита. Поскольку темпы роста кредитного портфеля в условиях увеличения ставок будут снижаться, то даже при сохранении текущей ситуации на мировых финансовых рынках (пусть и неустойчивой, но отнюдь не кризисной) банки столкнутся с понижением темпов роста прибыли и необходимостью усиления контроля над издержками.
Это важно, поскольку прибыль остается чуть ли ни единственным источником пополнения капитала банков. Если же посмотреть на показатель достаточности капитала, то он постоянно снижается. Но ведь и впереди нас ждет отнюдь не стадия уверенного и быстрого экономического роста. Поэтому готовность банков к кризису определяется наличием достаточной «подушки безопасности», адекватной оценки кредитных рисков и умением контролировать издержки как часть управления прибылью. Важно, что государство оставило в своем арсенале все меры антикризисной поддержки банковской системы - от возможности применения экстренных мер по поддержке ликвидности до мер по повышению капитализации банковской системы.
В условиях ухудшения динамики ВВП, промышленного производства и инвестиций Банк России встает перед необходимостью переориентации кредитно-денежной политики с жестко антиинфляционного пути в сторону ее смягчения. При этом с учетом уже происходящего использования рядом банков поддержки ЦБ и Минфина государство не может существенно увеличить свое участие в пассивах банковского сектора. Смягчение кредитно-денежной политики будет означать скорее снижение ставок, по которым банковская система получает ресурсы от ЦБ и Минфина, чем резкое наращивание объемов рефинансирования.
Немаловажно и то обстоятельство, что положение российской финансовой системы качественно отличается от прежних лет. Есть огромные золотовалютные резервы, накоплены значительные резервные фонды, долговая нагрузка бюджета и размер госдолга далеки не только от кризисных, но и даже от нормальных для экономики размеров.
Я думаю, самым значительным изменением ландшафта банковского бизнеса в 2013 году станет ужесточение ЦБ порядка регулирования на розничном кредитном рынке. Вряд ли можно с уверенностью говорить о том, какова будет реакция на новые правила расчета нормативов со стороны кредитных организаций, избравших стратегию быстрого захвата доли рынка путем агрессивного наращивания кредитного портфеля и повышения ставок по вкладам. Однако в целом правила игры поменяются весьма значительно.
Кроме того, можно надеяться на повышение ясности с форматом и графиком внедрения новых стандартов Basel II и III. Сегодня значительная неопределенность в данном вопросе становится сдерживающим фактором укрепления международной конкурентоспособности российской банковской системы.
Банк Москвы
Станислав БОЖЕНКО, начальник управления кредитным портфелем
В целом российский банковский сектор сейчас находится в относительно хорошей для последних нескольких лет форме, однако многое будет зависеть от того, что произойдет в 2013 году на мировых финансовых рынках. Например, в случае нового витка долгового кризиса в Европе или резкого замедления экономик США и Китая российская экономика (в том числе и банковский сектор) определенно почувствует на себе негативные последствия данных событий.
При рассмотрении сценария отсутствия сильных потрясений на мировых рынках для российского банковского сектора будущий год обещает стать довольно спокойным. Впрочем, существующие системные риски и проблемы российской банковской отрасли сохраняют свою актуальность: в частности, при высоких темпах роста кредитования (особенно розничного) остро стоят вопросы как низкой достаточности капитала российских банков, так и низкой ликвидности системы и поиска дополнительных источников фондирования.
Первостепенные негативные последствия, которые угрожают российским банкам в случае ухудшения ситуации на глобальных финансовых рынках, - это снижение их рыночной капитализации и закрытие доступа к международным рынкам капитала.
В целом, если рассмотреть возможность падения мировых финансовых рынков, текущие финансовые показатели большинства российских банков позволяют надеяться, что им удастся пережить это событие относительно безболезненно, принимая во внимание, что с 2008 года зависимость российских банков от оптового фондирования (в том числе от международных займов) существенно сократилась. Однако в случае затяжного снижения рынков и падения фондовых индексов банки, имеющие в своих активах высокую долю ценных бумаг, или банки с кредитными портфелями сомнительного качества и невысокой достаточностью капитала могут испытать серьезные проблемы. При таком сценарии, вероятно, государству вновь придется прийти им на помощь. В то же время необходимо понимать, что ресурсы, которые государство способно выделить на спасение российского банковского сектора при негативном сценарии, ограничены, и на всех помощи может просто не хватить. Тем не менее к возможному кризису регуляторы в целом готовы хорошо. Опыт 2008 года показывает, что у монетарных властей существует достаточно широкий спектр инструментов для предоставления поддержки банковской системе.
Однако возможностей сейчас все же меньше, чем четыре года назад: совокупные объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния несколько снизились по сравнению с серединой 2008 года, а многие инструменты предоставления ликвидности и так используются сейчас регуляторами достаточно активно, и возможности их расширения ограничены. К примеру, текущий инструментарий Ломбардного списка ЦБ РФ включает в себя как облигации с рейтингами «В-» (после окончания кризиса требования ужесточали до «В+»), так и существенную часть акций из индекса ММВБ.
С другой стороны, ЦБ РФ имеет в своем арсенале дополнительные источники помощи банкам: так, к примеру, регулятор может несколько смягчить проводимую в последнее время достаточно жесткую политику по привлечению высокодоходных вкладов или пойти на резкое снижение ключевых процентных ставок (чем сейчас активно пользуются мировые ЦБ). Однако такие меры могут быть оправданы лишь в случае крайне негативного развития ситуации, иначе их применение создаст высокие риски для экономики страны.
В наступающем году могут быть приняты немаловажные для банковского сектора законы. К числу наиболее значимых из них можно отнести обсуждаемый в настоящее время Госдумой законопроект о банкротстве физических лиц. Для российских банков сейчас очень важно, какова будет правоприменительная практика данного закона.
НОМОС-БАНК
Кирилл ТРЕМАСОВ, директор департамента аналитики
Мне кажется, что принципиально ситуация за последний год не изменилась. Как все зависело от развития европейского долгового кризиса и от решений регуляторов, так и зависит сейчас. Плюс добавилась новая проблема, связанная с необходимостью проведения бюджетной консолидации в США. При этом общая ситуация в мировой экономике выглядит слабее, чем год назад. Тогда рецессия в Европе только начиналась, сейчас она в полном разгаре, и в орбиту экономического кризиса затягиваются уже крупнейшие экономики региона - Германия и Франция. В Китае также не все гладко - продолжающееся полгода «мягкое приземление» (soft landing) грозит перерасти в «жесткую посадку» (hard landing). Разве что американская экономика выглядит пока достаточно устойчивой, но и здесь есть известная проблема - «бюджетный обрыв» (budget cliff). Это один из серьезнейших факторов риска на текущий день.
В новый год мы вступаем в условиях достаточно негативной ситуации в мире в целом. Но я бы не назвал это кризисом: 2012 год наглядно продемонстрировал, что второго Lehman Brothers, второго кризиса по сценарию 2008 года мировые финансовые власти не допустят. Всех банкротов будут до последнего вытягивать из болота, не обращая внимания на растущие издержки. Возможности для поддержания европейских банкротов на плаву имеются, в частности анонсированная ЕЦБ в сентябре 2012 года программа выкупа суверенных облигаций (ОМР), которая еще не начала действовать. Плюс с 2013 года начнет функционировать Европейский стабилизационный фонд (ESM). Думаю, что Европа продолжит прилагать максимум усилий для выработки механизмов координации бюджетной политики; увидим мы и новые инициативы по унификации регулирования суверенных банковских систем.
Российский банковский сектор достаточно изолирован от тех процессов, которые происходят в европейской экономике. Российские финансово-кредитные организации не держат проблемных европейских долгов на своих балансах, поэтому даже в случае суверенных дефолтов в Европе наши банки не понесут прямых потерь, но пострадают косвенно из-за ухудшения возможностей внешнего рефинансирования и неизбежного в случае европейских дефолтов падения цен на нефть. Однако к такому сценарию российская экономика в целом и банковский сектор в частности более готовы, чем это было перед кризисом 2008 года. Кредитный профиль российской экономики в целом выглядит сейчас лучше, чем накануне того кризиса. Несколько ухудшились кредитные метрики правительства, в частности сократились резервы и увеличился долг, но общий размер этого долга не представляет угрозы в случае кризиса.
Поэтому я думаю, что такие потрясения, как были в 2008 году, российскому банковскому сектору и экономике России в целом сейчас не грозят. Центральный банк России достаточно много сделал для повышения устойчивости финансовой системы. Стала лучше работать система рефинансирования. Самое главное достижение - это переход к политике инфляционного таргетирования. Полностью этот переход завершится лишь к 2015 году, но уже сейчас можно говорить о том, что изменение принципов кредитно-денежной политики существенно повысило адаптивную способность российской экономики к внешним шокам.
Возможная проблема - это резкое ухудшение качества кредитных портфелей, особенно в розничном сегменте, который в последние два года был сильно «перегрет». Когда «рванет», бороться с проблемой будет поздно, поэтому ЦБ совершенно правильно поступает, предпринимая превентивные меры, направленные на охлаждение рынка потребительских кредитов. При наших макроэкономических реалиях адекватный рост в этом сегменте - 20-30%, но никак не 40%. Скорее всего, рынок потребкредитования начнет в 2013 году остывать, темпы роста снизятся с нынешних 40% до 25-30%. Если этого не произойдет, то долги населения станут источником следующего кризиса на горизонте уже 2-3 лет.
Банк Хоум Кредит
Станислав ДУЖИНСКИЙ, аналитик
«Болевая точка» российской экономики и банковского сектора - мировые цены на нефть, на долю которой приходится около 70% российского экспорта. Именно опасения резкого снижения цен на этот ресурс порождают негативные ожидания. По прогнозу Минэкономразвития, если цена упадет до уровня 60 долларов за баррель, доллар США будет стоить около 46 рублей. Для розничного банковского сектора это будет означать резкое снижение стоимости активов при существенном ухудшении их качества, на что, по данным МВФ, помимо падения стоимости рубля окажут влияние рост инфляции, сокращение денежного предложения и снижение доходов населения.
Впрочем, в настоящий момент вероятность такого развития событий невысока. Большинство крупных мировых инвестиционных банков прогнозируют стоимость нефти в 2013 году на уровне 100-110 долларов за баррель, а российский бюджет рассчитан исходя из стоимости нефти 97 долларов за баррель. Поэтому, вероятнее всего, в 2013 году мы увидим пусть небольшой, но все же рост российской экономики и отсутствие кризисных явлений. Даже если ситуация на мировых финансовых рынках резко ухудшится, существенного влияния на российский банковский сектор это не окажет, потому что в активах российских банков всего 14% приходится на иностранные активы.
Что касается возможного ухудшения экономической ситуации, то одним из самых неприятных явлений прошлого кризиса для банковской сферы стал рост просроченной задолженности. Российские банки усвоили урок 2008-2009 годов и в значительной мере усовершенствовали свои методики управления рисками и оценки потенциальных заемщиков. В результате, несмотря на нынешние рекордные темпы роста кредитного портфеля физических лиц (42,1% в годовом выражении), уровень просроченной задолженности находится на крайне низком уровне 4,4%, что подтверждает большую устойчивость сектора к шокам по сравнению с 2008 годом.
Регуляторы рынка также многому научились в прошлый кризис. Сейчас отработан крайне эффективный инструментарий предоставления больших объемов ликвидности банковскому сектору. Среди них можно отметить и аукционы Минфина по размещению средств бюджета, и аукционы РЕПО Банка России, которые в настоящий момент являются одним из основных инструментов рефинансирования. В случае усугубления дефицита ликвидности у регулятора в запасе есть такой инструмент, как беззалоговые аукционы, эффективность которого была доказана в 2009 году. Кроме того, величина международных резервов Банка России сегодня составляет довольно внушительные 527 млрд долларов, и это позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом.
В 2013 году могут быть приняты новые значимые для банков законы. В банковском сообществе давно обсуждается необходимость принятия отдельного нормативно-правового акта, который регулировал бы потребительское кредитование. Сейчас в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере. Поэтому применяются нормы Гражданского кодекса РФ о займе, а также положения Федерального закона «О защите прав потребителей». К сожалению, в них не учтена вся специфика банковского потребительского кредитования, что на практике часто приводит к росту правовых рисков как для кредиторов, так и для заемщиков. Поэтому участники банковского рынка все с большим интересом следят за судьбой законопроекта «О потребительском кредитовании», который был подготовлен Минфином России.
БИНБАНК
Юрий АМВРОСИЕВ, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов
Не думаю, что мы увидим какую-либо сильно положительную или сильно отрицательную динамику, если властям ЕС удастся как минимум сохранить нынешний уровень поддержки экономик тех стран, которые чувствуют себя не лучшим образом. Второй потенциальный очаг кризиса - Китай. Мы уже видим отток инвестиций из страны, но пока китайские власти нивелируют ситуацию за счет стимулирования внутреннего спроса.
Что касается российских реалий, то сейчас существует некоторый дефицит ликвидности в российском банковском секторе, однако при действиях монетарных властей, аналогичных тем, которые мы видели в пик последнего кризиса, можно говорить, что мы в состоянии пройти возможное ухудшение ситуации без больших потерь.
В 2008-2009 годах Банк России и правительство создали и опробовали достаточный с точки зрения объемов, скорости и гибкости инструментарий, способный помочь банковской системе пережить возможный кризис. Можно вносить некоторые незначительные коррективы, но в целом поддержка экономики страны в этот период, включая банковский сектор, была оправданной и достаточной с учетом имеющегося запаса.
Что до законодательных инициатив, способных повлиять на банковский рынок в 2013 году, то, скорее всего, это будут новые нормативы расчета капитала банков, которые окажут существенное давление, а также возможное создание мегарегулятора.
Начать дискуссию