18 февраля 2013 г., Москва. Порталы bank.ru и credit.ru, входящие в WebMediaGroup, провели собственное исследование заинтересованности банков и заемщиков в онлайн-кредитовании. Исследование проходило в несколько этапов: анкетирование представителей крупнейших московских и региональных банков, онлайн опрос пользователей порталов, анализ полученной информции. Общая выборка составила более 500 человек.
Отношение респондентов к Интернет-заявкам на кредит |
|
Очень удобный сервис для занятых людей |
65% |
Лучше подавать заявку непосредственно в банке |
18% |
Нейтрально |
17% |
|
|
|
|
Оформляли ли Вы Интернет-заявку |
|
Да |
74% |
Нет |
26% |
|
|
|
|
Информированность респондентов о подачи интернет-заявки |
|
С сайта банка |
87% |
Специализированные сайты |
73% |
|
|
В ходе исследования также было выявлено, что уже сейчас 22% заявок на кредит поступает в российские банки через Интернет-ресурсы. «В момент проведения рекламных кампаний», - как отметил Директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банк Вилен Ли, - «данный показатель может увеличиваться до 30% от общего количества заявок, поступающих в банк».
Большая часть онлайн-заявок поступает на получение потребительского кредита – от 70 до 100% в зависимости от банка. По мнению директора Департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александра Васильчикова это происходит потому, что «обычно это запрос на небольшие суммы, которые требуются клиентам на менее значительные и более частые приобретения (ремонт, лечение, туристические поездки, какие-либо бытовые покупки и т.п.)». Интернет-заявки на кредитные карты находятся на втором месте по популярности (от 5 до 14%), затем следуют автокредиты и кредиты на покупку недвижимости (только в отдельных банках такие заявки составляют порядка 60%, в целом процент таких заявок колеблется от 0.05 до 8%).
Интернет-заявку на кредит возможно подать через сайт банка, он-лайн кабинет, сайты партнеров. 63% банков, принимавших участие в опросе, указали, что интернет-заявки поступают в основном с сайта банка. Вторым по популярности источником поступления интернет-заявок в банк являются сайты партнеров, его указали 45% банков. Комментирует Андрей Полуэктов, управляющий партнер проекта: «Сотрудничестно с сервисом-брокером или агрегатором несет для банков ряд существенных плюсов: расширение охвата, информационного поля, снижение затрат на привлечение клиента, удобство в обработке информации».
В результате исследования было выявлено, что Интернет-заявки на кредиты оставляют как женщины, так и мужчины. Средний возраст потенциального заемщика 30-40 лет, чаще всего со средне-специальным или неоконченным высшем образованием и со среднемесячным доходом около 30 тыс. руб.
Портрет заемщика, оставляющего Интернет-заявку на кредит
Возраст |
30-40 лет |
Пол |
Мужчины/женщины (50/50) |
Доход |
Около 30 тыс. руб. |
Образование |
Средне-специальное, неоконченное высшее |
Сфера деятельности |
Нет явно выраженной сферы |
Директор Департамента розничного бизнеса Росэнергобанк Александр Васильчиков отметил, что чаще всего это клиенты, у которых не хватает каких-то документов или которые не соответствуют каким-то стандартным банковским требованиям. Например, у них нет справки 2-НДФЛ или недостаточный стаж работы на последнем месте и т.д. Обычно это люди, которые по каким-то причинам считают, что у них меньше шансов и им лучше разослать Интернет-заявки по нескольким банкам и тем самым проверить свои возможности, чем обойти все банки лично, с высокой долей вероятностью получить везде отказ.
% одобрения
54% банков указали, что одобряется около 10-25% интернет-заявок, 36% банков указали, что одобрения получают менее 10%. Мехтиев Эльман, член Правления ЗАО "ДжиИ Мани Банк" отметил, что уровень одобрения интернет-заявок на кредиты не отличается от среднего уровня одобрения в среднем по банку поданных не через Интернет.
Председатель Правления ОАО "Флексинвест Банк" Мишурис Марина небольшой процент одобрения заявок объясняет еще тем, что большинство партнеров предлагают довольно поверхностный фильтр для привлечения именно целевой аудитории, что приводит к отсечению потока по причинам так называемых cut-off параметров. Также процент одобрения зависит от месяца и сезонной активности клиентов, перечня используемых источников, наличия/проведения рекламных акций.
Банки указали, что около 1% заявок оказываются «пустыми», то есть заполненными просто так. Низкий процент пустых заявок связан с тем, что, как правило, если клиент не имеет желания получить кредит, то он не будет тратить время на заполнение заявки, в которой необходимо указывать паспортные данные, адрес регистрации, прочую личную информацию.
Перспективы развития направления интернет-заявок
С каждым годом среди населения повышается Интернет-активность: Интернет становится доступнее во многих регионах страны, финансовая грамотность повышается и клиенты все чаще пользуются Интернетом для связи с Банком, в том числе и для подачи заявки на кредит. Практически все банки (90%), принимавшие участие в исследовании указали, что количество интернет-заявок показывает постоянный рост в среднем 10-30% в год.
Руководитель маркетинговых и коммуникационных проектов ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" Зворыгина Татьяна Александровна указала, что быстрее всего увеличивается число заявок на потребительский кредит, как наиболее "простой" в плане обработки вид кредитования. Среди факторов, влияющих на рост количества интернет-заявок, банкиры отмечают следующее: сезонность, проведение рекламных кампании, покупка заявок от партнеров, создание новых удобных инструментов привлечения клиентов через сеть (например, лидогенерация), упрощение форм онлайн-анкет, рост интернет-грамотности и финансовой грамотности потенциальных заемщиков, увеличение скорости передачи информации и получения предварительного решения от банка, распространение и рост количества устройств имеющих доступ в интернет (планшеты, мобильные устройства, ноутбуки).
Практически все банки, принимавшие участие в исследовании, считают, что рост интернет-заявок на кредиты будет наблюдаться и в будущем. По мнению Директора розничного интернет-банкинга Промсвязьбанка Алгирдаса Шакманаса, рынок будет двигаться в сторону оптимизации онлайн-решений и бизнес-процессов внутри банков, усовершенствование продуктовой линейки, то есть направлений, которые позволят получить клиенту качественное и простое обслуживание.
Начать дискуссию