Доля россиян, имевших пластиковую карту в 2012 году, увеличилась на 8% — до 63%, говорится в материалах «Мониторинга доверия финансовым институтам и финансового поведения населения» Высшей школы экономики. Однако для большого числа россиян (32%) пластик по-прежнему остается лишь инструментом для снятия зарплаты в банкомате. Электронные платежные системы и интернет-банкинг для российских граждан и вовсе экзотика: ими пользуются около 10% населения.
За прошлый год доля пользователей пластиковых карт в России выросла на 8 процентных пунктов, следует из исследования Высшей школы экономики. По данным на ноябрь 2012 года счастливыми пользователями пластика были 63% россиян.
Наиболее часто картами пользуются люди среднего возраста. В 2012 году наибольшее увеличение числа владельцев пластиковых карт было зафиксировано в возрастной группе 36—45 лет (79%). На 10 процентных пунктов увеличилась доля владельцев карт в возрасте от 56 до 65 лет, на 8% — среди людей старше 65 лет.
По карте в одни руки
Большинство опрошенных (73%) пользуются только одной банковской картой. У каждого пятого на руках есть две карты. Три и больше карт есть лишь у 7% пользователей. Наибольшей популярностью у россиян пользуется расчетная дебетовая карта. Ее имеют 90% пользователей карт. Остальные виды встречаются реже, однако каждый пятый пользуется кредитной картой. Наименее популярна дебетовая карт с возможностью овердрафта — она есть у 6% опрошенных. Но даже те, у кого на руках оказалась пластиковая карта, пользуются ею очень оригинальным образом.
Темпы роста на рынке пластиковых карт несколько ниже, чем в предыдущие годы, отмечают эксперты. С одной стороны, это происходит
Рынок банковских карт в России развивается за счет зарплатных проектов. Судя по всему, что возможности расширения рынка таким способом ограничены — хотя бы в силу того, что всегда есть группы людей, не попадающих в такие проекты (например, безработные, домохозяйки), объясняет один из авторов исследования, доцент Высшей школы экономики Наталия Халина.
В настоящее время рынок пластиковых карт насыщен, так как большинство работающих граждан РФ имеют зарплатный пластик, соглашается директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александр Базанов.
Доля пользователей увеличивается за счет новых компаний, которых привлекают на зарплатные проекты, студентов, открывающих карты для получения стипендии, а также молодых людей, оформляющих свою первую кредитную карту», — поясняет Базанов.
С другой стороны, в России недостаточно развита банковская инфраструктура.
Пластиковые карты не стали менее востребованы. Дело в том, что не везде можно использовать пластик. Так что не соглашусь с утверждением, что проникновение происходит медленно. В городах и регионах, где есть необходимая инфраструктура, распространение как раз отличное», — рассказывает директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус.
Все что угодно, только не пластик
Тем не менее около трети российских граждан (37%) карты не имеют и не планируют ее заводить. И мотивы отказа от пластика практически не изменились за четыре года проведения исследования. Основная причина — неуверенность в собственном материальном положении. 27% из тех, кто не имеет карт, считают, что этот продукт рассчитан на более обеспеченных людей, 12% не желают платить за использование карты.
Вторую группу причин, по которой люди не имеют пластиковые карты и не планируют их заводить, можно условно назвать «финансовой неграмотностью». 22% опрошенных не знают, как пользоваться банковской картой, 9% не представляют, где они могли бы ею воспользоваться, еще 4% респондентов не имеют представления о том, куда нужно обратиться, чтобы карту получить.
Исследователи отмечают, что за последние два года вырос процент тех, кто не заводит карту
Зато страх перед банкротством банков, характерный для 90-х годов, практически отступил. Только 5% опрошенных не заводили пластик
Сами банкиры считают, что отчасти страх перед пластиком раздувают журналисты.
«В СМИ бесконечно рассказывается о том, как часты несанкционированные списания и мошенничества с картами, насколько хитроумны и ловки киберпреступники, и, естественно, средства массовой информации у сомневающихся граждан вызывают куда большее доверие, чем заинтересованные кредитные организации», — утверждает Белоус.
По его словам, банки вместе с платежными системами и законодателями постепенно переламывают ситуацию. Это дело времени: пластиковые карты не так давно вошли в обиход россиян. У нас еще нет того опыта использования пластика, который есть в США и Западной Европе, — там карты появились в 1950-х годах. Их путь и на Западе был весьма тернистым, и там картами далеко не сразу и не все начали пользоваться.
Впрочем, в обозримом будущем ситуация изменится сама собой. Минэкономразвития планирует заменять внутренние российские паспорта на пластиковые карты с 2015 года. При этом бумажный документ разрешат использовать до 2025 года. Если сроки, указанные Минэкономразвития РФ, не изменятся, то можно сделать вывод: до 2025 года пластиковая карта будет у всех россиян старше 14 лет, говорит Базанов.
Но вот будут ли россияне использовать карты — большой вопрос.
Лучший друг — банкомат
Банковские карты все чаще выполняют функцию платежного инструмента: в 2012 году увеличилось количество безналичных расчетов. С 11% до 15% выросла доля тех, кто расплачивается картой в магазинах при любом удобном случае. Тех, кто платит картой только при отсутствии наличных, стало на 4 процентных пункта больше — доля выросла с 33% до 37%. Доля тех, кто никогда не расплачивается картой, соответственно, снизилась — с 55% до 46%.
Чаще других используют банковскую карту как средство платежа в магазинах люди в возрасте от 26 до 45 лет.
По сравнению с 2009 годом доля тех, кто использует карту для безналичных расчетов за товары и услуги в России, увеличилась почти в два раза — с 20% до 38%. За последний год этот показатель вырос на 8 процентных пунктов.
Несмотря на эту положительную тенденцию, большинство владельцев пластика пользуются картой только для того, чтобы снять наличные в банкомате. Это основной способ использования карты, выяснилось за четыре года измерений. В 2012 году доля тех, кто прибегает к данной практике, сократилась на 7% и составила 82% респондентов, имеющих банковскую карту. 32% из них ограничиваются исключительно снятием наличных денег (2011 году число так ограниченно карту использовали 42% владельцев пластика).
Не жалуют граждане России и более инновационные банковские услуги. Только 12% россиян пользуются электронными платежными системами («Яндекс Деньги», WebMoney, PayPal; и др.). Вполне предсказуемо, что большая часть клиентов такого сервиса (21%) — молодые люди от 18 до 25 лет. Интернет-банкингом пользуются 13% россиян, еще 15% планируют начать им пользоваться в ближайшее время. Две трети опрошенных заявляют, что у них нет потребности в подобной услуге.
Начать дискуссию