Платежные системы

Универсальный подход

Промсвязьбанк планирует сократить количество видов карт в своей продуктовой линейке. Об этом порталу Банки.ру рассказала вице-президент банка Елена Махота. По ее словам, Промсвязьбанк хочет создать универсальную карту, которая бы обладала свойствами нескольких продуктов. Между тем другие розничные банки стремятся предложить клиентам как можно больше вариаций карт.

Промсвязьбанк планирует сократить количество видов карт в своей продуктовой линейке. Об этом порталу Банки.ру рассказала вице-президент банка Елена Махота. По ее словам, Промсвязьбанк хочет создать универсальную карту, которая бы обладала свойствами нескольких продуктов. Между тем другие розничные банки стремятся предложить клиентам как можно больше вариаций карт.

«Банк не планирует дальше расширять линейку продуктов, мы планируем ее упрощать, — сообщила вице-президент, член правления Промсвязьбанка Елена Махота в разговоре с обозревателем Банки.ру. — Сейчас у нас ориентир на простоту, понятность и технологичность. Мы хотим сократить количество видов карт, создать универсальную карту, которая будет включать в себя все сервисы, которые нужны клиенту».

Желание банка несколько удивительно, учитывая, что еще в сентябре 2012 года Промсвязьбанк запустил так называемый «Магазин банковских карт». На отдельном сайте кредитная организация предоставляет клиентам возможность заказать или создать карту с индивидуальным дизайном. На данный момент в интернет-магазине представлено несколько десятков возможных дизайнов карточек.

«Дизайнов может быть миллион, но дизайн делается на определенных видах карт, вот этих видов не будет больше, — поясняет Махота. — Мы будем делать разные «фишки», мобильное приложение нового поколения, будем дорабатывать интернет-банк, будем работать над сервисом, офисами. Но количество карточных продуктов не увеличится. Это проблема всех универсальных розничных банков — генерируется много-много предложений, и в какой-то момент и клиент, и сотрудник начинают путаться».

Универсальная карта будет сочетать в себе страховку, полнофункциональный интернет-банк, мобильное приложение, СМС-информирование. «Если это карта более высокого класса — будет консьерж-сервис, страхованиедля выезжающих за рубеж, страхование карт от мошеннических действий, возможность получения процентов на остаток, возможность заработать мили с компанией «Трансаэро» или возможность накопления бонусов, которые можно будет потратить на другие услуги банка», — рассказывает Махота.

Точных дат по реализации подобных планов в банке пока не называют.

Следует отметить, что розничные банки в последнее время, напротив, стараются предложить клиенту как можно больше карт на выбор. И речь здесь идет не столько о дизайне, сколько о функциональности. Так, относительно недавно Альфа-Банк предложил специальную карту для состоятельных женщин, стало известно о возможных планах ВТБ 24 по эмиссии карт в юанях, а Бинбанк создал специальный карточный проект Эlixir.

«Мы за расширение карточной линейки, — заявляет директор по продуктам блока «Розничный бизнес» Альфа-БанкаГригорий Бабаджанян. — Для нас наиболее важно, чтобы очередная новая карта Альфа-Банка «приводила» новых клиентов, то есть увеличивала поток клиентов, а не утилизировала имеющийся. Поэтому мы с особым вниманием смотрим и на потенциальных партнеров, способных создать дополнительную ценность в карточном продукте, и на новые каналы продаж, и на новые сегменты клиентов, для которых новая карта может стать мостиком в Альфа-Банк».

Поддерживает идею расширения ассортимента карт и руководитель блока разработки и развития банковских продуктов Юниаструм Банка Сусанна Узунян. «На сегодняшний день многофункциональные карты мало востребованны, — считает она. — Клиенты выбирают карточные продукты с конкретными сервисами, которыми они будут пользоваться. Для банков предложение карты, которая сочетала бы в себе много сервисов, — это в первую очередь большие денежные вложения в технологии. При нынешней ситуации, когда такой продукт не востребован, подобные затраты не окупятся. Я думаю, что если такой продукт появится у какого-то банка в ближайшей перспективе, то он не станет массовым».

В Связном Банке, который до недавнего времени имел универсальную карту, обращают внимание на эффективность данного предложения. «В нашем случае универсальная модель продукта позволила быстро выйти на рынок и сразу эффективно решать задачи как привлечения средств населения, так и увеличения розничного кредитного портфеля, — комментируют в пресс-службе банка. — Но нашими ключевыми преимуществами были условия универсального продукта (доход в 10% на остаток по счету) и сеть из 3 тысяч центров мобильной связи «Связной». Важен целый набор факторов, а не только сам факт универсальности продукта».

По мнению главного специалиста отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Ивана Кибардина, клиентам удобнее и проще иметь несколько сервисов на одной карте. «Кроме этого, важно заметить, что использование банковских карт выгодно не только гражданам и банкам, но и государству, — говорит эксперт. — Ведь использование банковских карт ведет к усилению фискального контроля, уменьшению издержек на выпуск и оборот наличных денег, а также снижению уровня коррупции».

Кибардин указывает, что особенно актуальна универсальность карточных продуктов с учетом все большего ухода стран по всему миру от наличного обращения денег. «Один из самых низких показателей использовании наличных зафиксирован в Южной Корее — 2%. В США этот показатель равен 7%, в Евросоюзе — 9%. Многие другие страны тоже начали сокращать свои издержки и постепенно вводят ограничения на использование наличных, — напоминает банкир. — Так, с 1 апреля 2011 года была запрещена оплата наличными покупок, стоящих больше 3 тыcяч евро, в Греции. В начале марта 2012 года в Италии был принят закон, запрещающий использовать наличные при сделках на сумму свыше одной тысячи евро. В Болгарии и Испании власти запретили продажу жилья за наличные. Россия также идет в этом направлении, но процесс этот не быстрый».

Начать дискуссию