ВТБ 24 изучил банковские предпочтения женщин и мужчин в России. Выяснилось, что женщины менее рисковые и более бережливые. Мужчин же больше тянет в онлайн, а также они — наиболее активные клиенты кредитных организаций.
Согласно исследованию ВТБ 24, на данный момент в России 80% населения в возрасте от 18 до 70 лет являются пользователями банковских услуг. Среди клиентов банков 55% приходится на женщин, а 45% — на мужчин. При этом последние активнее пользуются банковскими продуктами. Например, мужчины чаще открывают вклады (43%), чем женщины (36,5%), а также дебетовые карты (40,3% против 28%) и кредитки (37,9% против 28,9%).
Зато женщины больше сберегают — средняя сумма «мужского» депозита составляет 728 тыс. рублей, в то время как у женщин этот показатель превышает 1,2 млн рублей. В среднем представители обоих полов размещают свои средства в банке на 700 дней.
«Если говорить про наш банк, то у нас мужчин и женщин среди клиентов примерно поровну, — отмечает директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев. — Учитывая, что в России одних кредитных историй насчитывается более 80 миллионов, это может говорить о том, что банковскими услугами покрыто не менее 80% экономически активного населения в нашей стране».
Опрошенные граждане указали, что при выборе банка для них в первую очередь значение имеют предлагаемые условия по продуктам, репутация банка и разветвленная филиальная сеть. При этом для женщин больше, чем для мужчин, важны квалификация сотрудников банка (этот критерий выбора банка указали 86% опрошенных представительниц прекрасного пола), удобное время работы отделений (84%), гибкий подход к подтверждению доходов (75%), известность банка (77%), опыт пользования другими услугами банка (71%), возможность финансового консультирования (70%) и «много рекламы» (23%). А вот представители сильного пола обращают внимание на наличие дистанционных каналов оплаты (этот критерий выбрали 77%респондентов-мужчин) и наличие СМС-уведомлений (73%).
«Женщины гораздо более качественные клиенты с точки зрения риска списаний по сравнению с мужчинами, — уверен член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев. — Кроме того, по нашим данным, женщины чаще обращаются в один и тот же банк за разными продуктами и чаще приобретают продукты, предлагаемые в рамкахкросс-продаж».
По части любопытности и изучения рыночных условий представители обоих полов почти не уступают друг другу. При выборе того или иного банковского продукта 46% мужчин и 34% женщин сравнивали предложения двух банков, 21% и 24% — трех банков, а почти каждый пятый респондент сразу обратился в один банк и не изучал предложения других кредитных организаций. По 6% опрошенных обоих полов отметили, что банк за них выбралкто-то другой — например, работодатель.
Главными источниками информации о продуктах и услугах банков для россиян выступают рекомендации друзей, Всемирная сеть, рекламные листовки, телевидение и даже сотрудники банков. При этом женщины больше склонны доверять дружеским советам (58% против 48% мужчин), брошюрам в отделениях (31% против 21%) и советам работников банка (19% и 13% соответственно). Мужчины же за помощью чаще обращаются к Интернету. 35% изучают там информационные и рекламные материалы банка, а 24% читают советы пользователей Сети.
Иван Матвеев указывает, что, действительно, имеет место тренд — клиенты обращают основное внимание при выборе банка на отзывы друзей и родных. «Но стоит помнить, что банк в нашей стране клиенты выбирают преимущественно не сами, за них это делает работодатель», — напоминает банкир.
«Всегда рекомендации друзей и знакомых имеют для клиента гораздо больший вес, чем реклама, — подтверждает Эльман Мехтиев. — Но в последнее время рекомендации имеют еще большее значение, потому что банковской рекламы становится слишком много и она, к сожалению, не во всех случаях честна и прозрачна».
Типично «мужскими» банковскими продуктами, согласно исследованию ВТБ 24, являются автокредит и инвестиционные продукты. Так, первый выбирают 14% мужчин против 9,9% женщин, а инвестпродукты интересуют 12,4% мужчин и 6,8% женщин.
По словам Мехтиева, все логично. Дело в том, что большинство автолюбителей — мужчины, поэтому и кредит на приобретение машины берут в основном они. Касательно инвестиционных продуктов сюрпризов тоже нет: женщины менее склонны к риску, поэтому предпочитают продукты, по которым доход гарантирован, — те же депозиты.
«По моему мнению, в большинстве семей именно за мужчинами стоит окончательный выбор средств инвестирования, — говорит Матвеев. — Что касается автокредитов, то здесь важно отметить, что мужчины берут авто в кредит не только для себя, но и для своей жены, дочери и так далее. И такие кредиты пользуются спросом».
Кстати, с теми, кто принимает окончательный выбор, не все так просто. 48,2% опрошенных представителей сильного пола указали, что финансовые решения в семье принимают они в основном самостоятельно, но только 59,2% представительниц прекрасного пола признали, что ответственность за принятие столь важных решений они разделяют с членами семьи.
Высказались сограждане и по поводу пользования дистанционными каналами обслуживания. Большинство из них предпочитают среди данных каналов банкомат (свыше 84% как женщин, так и мужчин), платежный терминал (более 64%) и интернет-банкинг (более 52%). Оформить банковский продукт на сайте пробовал лишь каждый пятый респондент. Никогда не пользовались сервисами дистанционного банковского обслуживания по 2,5% опрошенных обоего пола. Кстати, интернет-банкингом чаще пользуются мужчины, чем женщины (58,3% против 52,8%).
«Культура оформления банковских продуктов онлайн у россиян пока не привита, но тенденция к росту интереса к онлайн-продуктам есть, — убежден Матвеев. — Проникновение Интернета в России довольно высоко, а вот количество пользователей того же онлайн-банкинга не превышает 10% от общего числа пользователей Всемирной сети в стране. Я думаю, что большинство наших сограждан (40—50%) перейдут в онлайн, когда поколениедевяностых достигнет 27-летнего возраста, то есть в течение пяти лет».
Эльман Мехтиев считает, что дело даже не в недостаточном уровне проникновения Интернета, а в том, что большинство банков недостаточно активно работают в Сети, привлекая клиентов. «Между прочим, уровень заявок, собираемых банками в Интернете, никоим образом не связан с наличием или уровнем развития интернет-банкау кредитной организации», — отмечает он.
Начать дискуссию