Среди подержанных автомобилей, приобретаемых в кредит, наиболее популярен Volkswagen Passat. Такие данные приводит суперавтомаркет «Формула 91». В компании отмечают, что, хотя заинтересованность населения в получении кредита на авто с пробегом растет, позволить себе этот продукт могут не все, поэтому количество выданных автокредитов уменьшается. Банкиры в свою очередь указывают, что новые авто пользуются большей популярностью у заемщиков.
Согласно исследованию «Формулы 91», ведущей трейдинговой компании на российском рынке автомобилей с пробегом, средняя ставка по кредиту на подержанное авто у партнеров автосупермаркета в 2012 году равнялась 18% годовых. Представители компании отмечают, что годом ранее средняя ставка составляла 16% годовых. Наиболее часто клиенты автосупермаркета открывают так называемый упрощенный кредит на сумму 400 тыс. рублей на 4—5 лет. Первый взнос по такому займу составляет 15—30% от стоимости машины, для его получения необходимо лишь предъявить два любых документа, удостоверяющих личность. Как указывают в банках, средняя сумма кредита на новое авто составляет 650 тыс. рублей.
«Стоимость подержанных легковых автомобилей сегодня начинается от 50 тысяч рублей, — рассказывает руководитель отдела кредитования и страхования «Формулы 91» Анастасия Кушнарева. — Что касается верхней планки, то нередко встречаются автомобили ценой выше 3 миллионов рублей».
Самыми популярными кредиторами среди партнеров «Формулы 91» в сегменте автокредитования в прошлом году стали АйМаниБанк (бывший Алтайэнергобанк), банк «Советский» и ВТБ 24. Именно эти финансовые организации были выбраны большинством заемщиков за простые требования и выгодные условия при оформлении кредита, а также за небольшое число отказов в займе.
Как заявили в пресс-службе АйМаниБанка, если в 2011 году финучреждение выдало автокредитов на 6,1 млрд рублей, то 2012-м — уже на 11,3 млрд рублей, то есть рост составил 54%. При этом 53% автокредитов банка за прошлый год — это займы на подержанные авто.
Растут показатели и у других кредитных организаций. Например, в Юниаструм Банке по итогам 2012 года спрос на автокредиты вырос на 67%.
Машина с историей
В автосупермаркете отмечают, что кредиты на машины с пробегом приобретают все большую популярность — в декабре прошлого года 60% посетителей торговых площадок компании планировали воспользоваться этим продуктом. Однако сделать это смогли не все. Так, по сравнению с 2011 годом в 2012-м количество выданных партнерами компании ссуд уменьшилось почти на треть (26%). По мнению Кушнаревой, причина этому — повышение процентной ставки и ужесточение условий кредитования. «Банки набрали большое число проблемных кредитов за последние два года, с чем сейчас пытаются активно бороться», — говорит эксперт.
«Действительно, интерес к автокредитованию в 2012-м был выше, чем годом ранее, — подтверждает статистику начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталья Морозова. — В первую очередь это связано с общим ростом розничных продаж на автомобильном рынке, который в 2012 году вырос примерно на 20% по новым автомобилям и на 13% — по подержанным. Пропорционально этому росту и повышался интерес к автокредитованию со стороны покупателей».
Начальник департамента автокредитования Кредит Европа Банка Наталья Кончакова обращает внимание, что с октября 2012 года розничные продажи авто имели нулевую динамику вплоть до конца декабря. Сказалась, в частности, низкая покупательская способность клиентов — невозможность приобретать автомобили за наличный расчет. «При этом кредитные продажи автомобилей, безусловно, показывали положительную динамику, так как скидки на машины, предлагаемые дилерами, шли в связке с кредитными предложениями банков, — говорит эксперт. — В последнее время потребительское кредитование становится популярным в автосалонах. Дилеру важнее продавать дорогие комплектации автомобилей с дополнительным оборудованием, предлагая дополнительносервисное обслуживание. Все это клиент может купить за счет кредитных средств банка».
В Абсолют Банке особенного увеличения интереса к автокредитам не отмечают. По словам начальника управления по работе с сегментом розницы банка Антона Павлова, по итогам 2012 года в кредитной организации не наблюдают серьезного роста числа заявок на автокредиты. «Мы связываем это с серьезным увеличением конкуренции на рынке, а также с усилением продаж кэптивных банков автопроизводителей», — комментирует банкир.
У каждого лидер свой
По данным «Формулы 91», чаще всего заемщики приобретают в кредит следующие автомобили с пробегом: Volkswagen Passat, Nissan Primera, Ford Focus, BMW X5 и Mitsubishi Lancer. Анастасия Кушнарева считает, что Volkswagen Passat удалось выбиться в лидеры, так как его стоимость — 500—600 тыс. рублей с учетом первоначального взноса в 15—30%, а также европейская надежность соответствуют требованиям большинства заемщиков.
В самих банках ситуация несколько иная. «Чаще всего клиенты нашего банка покупали автомобили Kia, Hyundai и Toyota, что соответствует статистике продаж автомобилей этих марок: это наиболее часто покупаемые россиянами автомобили — как за наличные, так и в кредит», — указывает Антон Павлов.
В АйМаниБанке среди новых авто популярностью пользуется Chevrolet Cruze, а среди подержанных — машины марки Kia. В Юниаструм Банке в 2012 году чаще всего брали кредит на новые автомобили Mazda и на подержанные Toyota.
«Рынок автокредитования достаточно специфичен, — поясняет Наталья Морозова. — Марки автомобилей, которые оформляются в кредит в том или ином банке, в основном зависят от совместных программ с дилерами и автопроизводителями. В рамках данных программ клиентам предлагаются более привлекательные условия, которые включают пониженную процентную ставку со стороны банка и предоставление дополнительных дисконтов и дотаций со стороны автопроизводителя или дилера. В данный момент Райффайзенбанк сотрудничает с General Motors (марки Chevrolet, Opel, Cadillac), «Вольво Кар Россия» (Volvo), «Хендэ Мотор СНГ» (Hyundai), «Сузуки Мотор Рус» (Suzuki), «Хонда Мотор РУС» (Honda) и с генеральным дистрибьютором Mitsubishi Motors в России (Mitsubishi)».
Между тем в Ассоциации европейского бизнеса указывают, что больше всего россияне покупают «железных коней» марки Lada, Renault, Hyundai и Kia. Volkswagen лишь на пятом месте по популярности (по состоянию на январь 2013 года).
Как отмечают сами клиенты компании «Формула 91», в основном они берут кредит на покупку подержанной машины, считая это «цивилизованной формой покупки автомобиля», так ответили 48% респондентов. 19,2% опрошенных вынуждены брать кредит на автомобиль с пробегом, потому что он им нужен срочно, 14,4% признались, что просто не могут скопить нужную сумму для покупки.
Вот новый поворот
Эксперты утверждают, что больше клиентов интересуют кредиты все-таки на новые автомобили, нежели на автомобили с пробегом. «Доля клиентов, обратившихся к нам за кредитом на подержанные автомобили, невелика — менее 10%, — отмечает Павлов. — Мы считаем, что это связано с привлекательными условиями программ кредитования на покупку новых автомобилей, которые мы предлагаем, и с тем, что при кредитовании покупки подержанных автомобилей наш банк работает только с официальными дилерами. Кроме того, большая часть наших клиентов относится к категории «средний класс», который обычно менее заинтересован в покупке автомобиля с пробегом».
В Райффайзенбанке основной объем продаж автокредитов тоже приходится на новые машины. Однако в банке ожидают планомерного роста выдач кредитов на подержанные автомобили на всем рынке в связи с повышающимся спросом со стороны населения.
Долевое соотношение кредитов на новые и б/у автомобили в Кредит Европа Банке составляет 80% к 20%, в Юниаструм Банке — 60% к 40%.
По данным экспертов, средние ставки по кредитам на новые машины находятся на уровне 14—18% в год, на машины с пробегом — 16—28%. Максимальная ставка — по программам экспресс-кредитования без обязательного оформления КАСКО.
Представители банковского сообщества уверены, что резкого изменения ставок по автокредитам до конца текущего года ждать не стоит.
«Предоставить прогноз процентных ставок на конец текущего года достаточно трудно, все будет зависеть от внешних и внутренних экономических факторов, — рассуждает Морозова. — Исходя из текущей экономической ситуации и тенденций, сложившихся на рынке, сильных изменений к концу года не предвидится, по рынку возможны колебания процентных ставок в пределах 1—2 процентных пунктов».
В АйМаниБанке полагают, что ставки по автокредитам увеличатся незначительно — на 0,5—1 п. п. Антон Павлов из Абсолют Банка также указывает, что существенного изменения ставок ждать не стоит, но возможна коррекция в пределах 0,5 п. п. как в большую, так и в меньшую сторону. «В принципе, ситуация на рынке сегодня достаточно стабильная, и предпосылок для изменения ставок сейчас нет. Кроме того, рынок уже отыграл ухудшение ситуации с ликвидностью и ростом депозитных ставок в конце 2012 года, поэтому текущие ставки по кредитам отражают реальное положение дел», — считает банкир.
По мнению Натальи Кончаковой из Кредит Европа Банка, рост рынка автокредитования в 2013 году составит около 10—15%. Главным образом он будет достигнут за счет предложения банками скидок и интересных для клиентов кредитных акций.
Начать дискуссию