По данным НАФИ, количество россиян, использующих платежные терминалы, почти не растет. Вместе с тем увеличивается количество недовольных тарифами за оплату услуг через этот канал дистанционного банковского обслуживания и не доверяющих ему. Эксперты считают, что пришло время мобильного и интернет-банкинга, но и для терминалов найдется свой клиент.
Согласно опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля россиян, совершающих платежи через платежные терминалы («Элекснет», QIWI и др.), за последние три года практически не меняется. Если в 2010 году 35% сограждан использовали терминалы, то в 2011-м — 32%, а по итогам 2012-го — 36%.
Учитывая то, что на рынок информационно-платежных терминалов выходят все новые игроки, основу которых составляют банки, ситуация осложняется. Между тем сами представители кредитных организаций полагают, что клиентов хватит на всех, а терминалы со временем даже могут «эволюционировать» в мини-офисы банков.
«Те функции, которые раньше большинство клиентов осуществляли в терминалах, сейчас можно проводить в интернет-банке или мобильном банке, — говорит начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская. — Это не только значительно удобнее, но и дешевле для клиентов. Среди причин можно выделить как интенсивное развитие дистанционных каналов у большинства крупных банков, так и распространение мобильных устройств, смартфонов и планшетов среди населения. Тем не менее со временем количество терминалов будет увеличиваться. Но это будут уже не просто терминалы, в которых можно оплатить те или иные услуги, а банковские многофункциональные устройства, в которых клиенты смогут внести деньги себе на счет в банке, управлять своими банковскими услугами. Таким образом, терминалы будут выполнять часть функций, которые сейчас осуществляют операционисты в отделениях».
Противоположное мнение у начальника управления развития технологий клиентского сервиса Хоум Кредит Банка Ильи Боровова. По его словам, если раньше терминалы были единственным способом «быстрой оплаты» и комиссия за оплату таким способом воспринималась как факт, то с развитием интернет-, а позже и мобильного банка клиенты получили «мобильные терминалы», которые всегда под рукой, при этом комиссия либо отсутствует, либо меньше. В таких реалиях потребность в терминалах снижается. Боровов уверен: «офлайн»-терминалы останутся, но их востребованность будет снижаться.
Вице-президент банка «Интеркоммерц» Светлана Пузина считает, что, несмотря на рост популярности Интернета и смартфонов, у платежных терминалов есть свои постоянные пользователи. «Это связано с тем, что терминалы предлагают клиентам оплатить услуги непосредственно по месту их оказания, — поясняет эксперт. — Например, услуги в государственных учреждениях, услуги по оплате коммунальных платежей, покупку железнодорожных билетов и тому подобное. Таким образом, терминалы позволяют всем желающим без очередей или поиска близлежащего банка оплатить необходимые услуги. При этом особо хотелось бы отметить, что популярность будет расти у тех терминалов, которые относятся к конкретным банкам (брендированные терминалы) или находятся в месте потребления услуги. Это объясняется тем, что в таком случае пользователь не боится того, что деньги потеряются, произойдет какой-то сбой. Ведь пользователь всегда может обратиться к представителю банка или компании и рассказать о произошедшем, решить возникшую проблему».
По данным компании QIWI, одной из ведущих платежных систем на «терминальном» рынке, ежеквартально терминалами QIWI пользуется порядка 80 млн россиян, и эта цифра не меняется в течение последних лет. «Терминалы уже доказали свою востребованность среди населения. По данным различных исследований, количество терминалов по России составляет 200—250 тысяч. На наш взгляд, это оптимальное количество, и в ближайшие годы существенных колебаний не будет. Терминалы на постоянной основе увеличивают число сервисов и услуг, что позволяет удерживать интерес пользователей и быть актуальными для самых продвинутых слоев населения», — указывают в QIWI.
Между тем с каждым годом все больше жителей России среди первостепенных причин, мешающих им пользоваться терминалами, называют недоверие к ним (18% опрошенных в 2010 году и 23% — в 2012-м). На втором месте у «антитерминальщиков» — высокая комиссия за платежи через терминалы (20%). 15% людей, не совершающих платежи через терминалы, просто не умеют ими пользоваться, 12% не обнаруживают данных устройств вблизи от дома или работы, 10% не знают, что нужную им услугу можно оплатить через терминал. Не доверяютинформационно-платежным терминалам преимущественно женщины от 45 лет и старше с низким уровнем дохода.
«Не секрет, что количество различных регулярных платежей растет, однако активнее пользоваться терминалами россияне так и не начали, — сетует директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова. — Тройка самых острых сдерживающих факторов традиционна: недоверие, техническая неграмотность и низкая информированность. При этом интересен тот факт, что значимость первого барьера постепенно увеличивается, а важность второго и третьего, наоборот, снижается. Это говорит о том, что информированность о возможности оплачивать различные услуги и товары через терминалы растет, улучшаются и технические навыки осуществления таких платежей. А уровень доверия к платежным терминалам снижается. Среди возможных причин падения доверия следует отметить недовольство размерами комиссий за платежи через терминалы, возможные технические сбои в работе данных устройств (задержка поступления денег и тому подобное), а также ошибки, допускаемые самими плательщиками (ошибка набора реквизитов, номера телефона и прочее)».
Наталия Масарская из Райффайзенбанка указывает, что мужчины и женщины практически одинаково часто пользуются терминалами. Возраст пользователя данного устройства колеблется от 14 до 50 лет. «Основной причиной использования терминалов можно назвать их большую распространенность и простоту использования, — говорит эксперт. — Клиенты банков чаще всего используют терминалы для погашения кредитов в тех городах, где у банков небольшое количество отделений и банкоматов с функцией приема наличных денежных средств».
Светлана Пузина из банка «Интеркоммерц» обращает внимание, что в целом терминалами чаще пользуются молодые люди, это объясняется прогрессивностью их мировоззрения.
По данным Synovate Comcon, соотношение мужчин и женщин среди пользователей терминалов QIWI примерно равное — 45% на 55%. Средний возрастной диапазон — от 16 до 44 лет. Терминалами пользуются как в крупных и небольших городах, так и в поселках и других населенных пунктах страны. Средний доход пользователя терминалов составляет 26,5 тыс. рублей. Для сравнения: средний доход россиянина составляет чуть более 25,7 тыс. рублей.
Начать дискуссию