Кредитование

Пустить в историю

Минфин заявил о намерении до конца 2013 года законодательно закрепить за нотариусами право доступа к кредитным историям граждан. «За кадром» по-прежнему останутся другие аспекты взаимодействия наследников и банков

Минфин заявил о намерении до конца 2013 года законодательно закрепить за нотариусами право доступа к кредитным историям граждан. «За кадром» по-прежнему останутся другие аспекты взаимодействия наследников и банков

Минфин официально подтвердил информацию о готовящемся законопроекте «Известиям». По данным издания, такой пункт встроен в дорожную карту создания Международного финансового центра (МФЦ) в Москве. В документе поясняется: доступ необходим нотариусам «для проверки состава наследственного имущества».

В Минфине считают, что это позволит защитить наследников умерших заемщиков. «БКИ будет представлять кредитный отчет нотариусу для проверки состава наследственного имущества при выдаче свидетельства о праве на наследство», — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина.

На практике же эта законодательная новация — не более чем полумера. «Логику не очень понимаю: почему именно данные БКИ? Вынули кусок из контекста проблемы, который не отражает проблематику во всей полноте. В принципе порядок в наследовании наводить пора», — считает Андрей Раевский старший вице-президент банка «Российский кредит».

Дело в том, что наследники часто сталкиваются с отсутствием завещания. И в силу несовершенства российского законодательства возникает множество трудностей с выявлением банковских счетов и депозитов умерших. Так, нотариусы нередко жалуются, что даже зная банк, где размещены средства умершего, не могут получить полноценную информацию из разных его филиалов.

В то же время, согласно Гражданскому кодексу ст. 1175, погашение банковских кредитов, как и прочих долгов завещателя, в случае смерти заемщика — удел наследников. При этом на поиск имущества и вступление в наследство отводится всего 6 месяцев с момента открытия наследства.

Вместе с правом на получение нотариусом информации по кредитным досье, необходимо предусмотреть для них ответственность — вплоть до отзыва лицензии

По закону, наследники оплачивают долги в пределах наследуемого имущества, а если наследство превышает сумму долга, получает остаток. Такая же схема применяется, если наследников несколько — их участие в выплате долга пропорционально доле в полученном от должника имуществе. Отказ от принятия на себя долга означает фактически и отказ гражданина от наследства.

С другой стороны, зачастую наследники, уже приняв наследство, оказываются перед фактом, что обязаны выплатить долги. А обращение к нотариусу для потенциальных наследников имеет смысл только в случае, если с высокой степенью достоверности известно, что существует долг перед конкретной организацией, например банковский кредит.

В случае, если нотариусы получат доступ к БКИ, наследники смогут принимать более взвешенные решения, полагают некоторые юристы. Инициативу поддерживает гендиректор НБКИ Александр Викулин: «При запросе от нотариуса кредитного отчета умершего заемщика реализуются права наследников, их защита от получения вместе с наследством неизвестных им обязательств».

Банкиры считают, что такая проверка должна стать не правом, а обязанностью нотариусов, частью процедуры при открытии наследственного дела — это позволит упростить взыскание долгов с наследников.

Но у юристов существуют опасения, что доступ к кредитным историям граждан может привести к злоупотреблениям со стороны нотариусов и их помощников, включая продажу информации, относящейся к банковской тайне, третьим лицам. Особые опасения вызывают именно помощники: у каждого нотариуса их несколько, и они также получат доступ к базе конфиденциальных сведений, что создает риск злоупотреблений, сказал изданию партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Кюрджев.

По мнению экспертов, отчеты нотариусам должны предоставляться БКИ только в рамках производства о наследстве и предусматривать ответственность — вплоть до отзыва лицензии.

Начать дискуссию