Большой интерес аудитории X Банковского саммита вызвала сессия, посвященная аутсорсингу, в ходе которой представители банков не только узнали о состоянии рынка «облачных» АБС в мире, но и, что более важно, попросили поделиться опытом в этой сфере своих российских коллег
Половина банков США — уже в облаке
«Возрастающая конкуренция вкупе с новыми потребностями рынка требует от всех финансовых организаций, независимо от размера и местоположения, пересмотра стратегии», — утверждает на основе проведенных исследований старший аналитик Aite Group Энрико Камеринелли. Он отметил, что конкуренция в банковской сфере все более усиливается — игроков становится меньше, но они более сильны. При этом небольшие игроки конкурируют с крупными банками, используя современные технологии. Их успех основан на том, что удовлетворение клиентов услугами финансовых организаций всех размеров снизилось, но клиенты, крупных банков особенно, не удовлетворены.
Чтобы помочь банкам преодолеть эти трудности, вендоры банковских систем, по словам эксперта, стараются следовать новым потребностям финансовых институтов в нескольких направлениях. Они фокусируются на удобстве использования ПО, делают максимально легким доступ к полезной и консолидированной информации, внедряют информационные панели (dashboards). При этом аналитика все больше интегрируется в АБС, чтобы обеспечить кросс-продажи и создание лучших наборов продуктов.
«Аудитор очень пристально рассматривал процессы аутсорсинга, и, казалось, даже желал доказать ошибочность такого подхода»
В то же время банки по всему миру при использовании существующих АБС сталкиваются со многими трудностями. Системы устарели — они построены с помощью технологий, которые были актуальны на момент их создания, а некоторые из них запущены 20–30 лет назад. При этом системы очень сложно менять — ведь они построены на базе закрытой архитектуры. Интеграция тоже становится все более трудной задачей. В итоге такие решения все более дороги в использовании и обслуживании. Кроме того, они уже не поддерживают стратегию современного бизнеса, ведь в их центре — транзакции, а не клиент.
В итоге многие банки приходят к осознанию необходимости замены АБС. В США, по данным исследования Aite Group, более трети банков используют АБС старше 16 лет, и половина — старше 10 лет. Возможной замену АБС в течение ближайших двух лет называют 13% банков с активами 100–249 млн долларов, а высоковероятной — 8% банков с активами от 500 млн долларов до 5 млрд.
При этом все большая часть банков США предпочитают аутсорсинг АБС. Исследование Aite Group показало, что на протяжении последних нескольких лет число банков, отдающих предпочтение аутсорсинговым решениям, растет — если в 2006 году АБС «в облаке» использовала треть банков, то в 2012-м — уже половина. Кроме того, если исторически только маленькие банки выбирали «облачные» системы, то сегодня и более крупные банки, в том числе и из топ-100 по активам, принимают в расчет аутсорсинг при выборе системы. Aite Group ожидает, что вскоре до 90% банков в США будут работать на «облачной» АБС, а аутсорсинговым интернет-банкингом в этой стране уже сейчас пользуются 85% банков.
Российские реалии аутсорсинга
Панельная дискуссия по аутсорсингу, организованная компанией «ЦФТ» на Десятом Банковском саммите, собрала представителей нескольких банков — как уже имеющих опыт использования АБС как сервиса, так и только рассматривающих такую возможность. Каждый из них рассказал свою историю о том, как банк пришел к идее использования аутсорсинга и своем опыте взаимодействия с компанией «ЦФТ».
Представляя участников дискуссии, председатель правления ГК «ЦФТ» Андрей Висящев отметил, что каждый из банков имеет свои характерные особенности. Экспобанк — это радикальный аутсорсер, потому что ожидания банка глубже, чем аутсорсинг ПО, и банк готов обсуждать даже аутсорсинг бизнес-процессов. Если банку нужно вывести новый кредитный продукт, реализация этого процесса, с точки зрения ПО, ложится на «ЦФТ». Банк «Монолит» Андрей Висящев назвал «технологическим драйвером», а банк МФК отметил как клиента со «здоровым прагматизмом», благодаря чему с ним приходится очень часто обсуждать вопросы, связанные с оказанием сервиса. Активно присматривающийся к аутсорсингу Мираф-Банк был представлен как хороший пример тщательного расчета экономической эффективности аутсорсинга с учетом стратегии банка. БайкалБанк поставил перед компанией вопрос более «широкого» отношения к понятию аутсорсинга — банку необходимо получить услуги по технологической поддержке розничного бизнеса, и для него неважно, на базе какой конкретной системы она будет обеспечена.
За время работы компании как провайдера аутсорсинга АБС, подход к сервису существенно изменился, рассказал Сергей Гречко, руководитель дирекции банковских сервисов ГК «ЦФТ». Два года назад это был фактически аутстафинг — 19 сотрудников банка МФК просто поменяли записи в трудовой книжке. Они даже физически находились какое-то время на территории банка. По мере расширения клиентской базы — с появлением в числе клиентов аутсорсеров банка «Монолит», Старбанка и Экспобанка — в «ЦФТ» активно перестараивали модель бизнес-процессов. В частности, за последний год служба сопровождения перестроена таким образом, что сто человек, занимавшиеся поддержкой банков первой и второй линии, превратилась в универсальную службу, которая занимается, в том числе, и сопровождением аутсорсинговых банков. При этом, чтобы решить задачу сопровождения банков в режиме 24/7, «ЦФТ» создала распределенную службу сопровождения — с центрами в Хабаровске, Новосибирске, Ростове и Москве. Многое пришлось поменять с точки зрения сервиса и внутри компании, потому что в договорах с банками были прописаны жесткие SLA, которые не всегда могла технологически обеспечить внутренняя дирекция IT. Бизнесу «ЦФТ», в свою очередь, надо было заключить внутренний SLA с IT-службой, согласно которому выполняются те же условия, что и закрепленные в договорах с банками. За последние пять месяцев «ЦФТ» прошла аудит PricewaterhouseCoopers и получила подтверждение высокого уровня организации процессов аутсорсинга. Кроме того, теперь уже сама компания в целях повышения эффективности начинает отдавать часть процессов на аутсорсинг. Пока нам хватает мощностей двух собственных ЦОДов, но учитывая перспективы развития сервиса аутсорсинга, в ближайшее время «ЦФТ» разместит свои серверы на специализированной технологической площадке компании «Ростелеком», оборудованной системами бесперебойного питания, климатического контроля, пожаротушения и передачи данных, — уже заключен соответствующий договор.
Особое внимание вызвал вопрос скорости реакции аутсорсера на возникающие инциденты. Как отметили представители банков, типовые задачи поддержки компания «ЦФТ» решает даже лучше, чем собственная IT-служба. Ведь собственный специалист может заболеть, а оштрафовать его за нарушение договоренностей нельзя. У аутсорсера же специалистов больше, и, кроме того, с ним заключен SLA, который предусматривает штрафы за нарушение установленных параметров. «Не было такой задачи, которую бы за прошедшие два года «ЦФТ» не выполнила, — отметил Владимир Бескровный (Банк МФК). «ЦФТ» работает днем и ночью. Я же по ночам стал спать спокойно».
«“ЦФТ” работает днем и ночью. Я же по ночам стал спать спокойно»
Вопрос доработок, конечно, также волновал банковское сообщество — на Саммите звучало множество вопросов на эту тему со стороны аудитории. Представители банков-клиентов на это заметили, что если вопрос заключается в изменении «галочки» в настройках, сидящий в банке айтишник сделает это быстрее. Однако в масштабах проекта скорость реакции на запросы банка со стороны аутсорсера не ниже. Кроме того, бизнес начинает задумываться, а надо ли вообще суетиться и ставить эту «галочку». Оказывается, что в большинстве своем отклонения от типовой конфигурации не столь необходимы.
В целом, как отметили адепты аутсорсинга, банк в первую очередь столкнется с тем, что придется перестраивать бизнес-процессы, делать их более регламентированными, и с точки зрения руководства это правильнее. В одном из банков в итоге, например, перешли на четкие квартальные планы развития системы.
Андрей Висящев (ЦФТ) также заметил, что взаимодействие банка с компанией при переходе на аутсорсинг становится гораздо более тесным, чем при установке системы внутри банка. Экспобанк, к примеру, приглашает представителей «ЦФТ» на собрание правления каждый месяц, и знание стратегии банка позволяет компании предложить правильное решение его задач в более короткие сроки.
Начать дискуссию