Банки все активнее работают над расширением функционала своих банкоматов. Из устройств по выдаче наличных они превращаются в агрегаты, с помощью которых можно оплатить множество услуг и даже подать заявку на кредит. Эксперты отмечают, что многофункциональные банкоматы — это специфика в большей степени именно российского рынка.
Банкоматы с многочисленными возможностями — гордость любого банка, работающего с населением. Кредитные организации все чаще презентуют суперсовременные модели устройств самообслуживания с разнообразными функциями, помимо привычной выдачи наличных, — от оплаты услуг и счетов, внесения денег до оформления заявок на кредиты и другие банковские продукты.
Быстрее, выше, сильнее!
Чего стоит только «Сбербаша» — так ласково называют сотрудники Сбербанка финансовый робот-киоск, представленный в прошлом году на саммите АТЭС. «Сбербаша», разработанный компанией Nautilus Hyosung по заказу Сбербанка, может свободно и без чей-либо помощи передвигаться по офису, распознавать и встречать посетителей банка, консультировать их о продуктах и услугах, предлагать совершить финансовые операции и даже подстраиваться под рост клиента.
До внедрения такого робота в массовое производство пока не дошло, но в крупнейшем банке страны, как сообщили в его пресс-службе, по данным на 1 июля этого года, больше 22 тыс. банкоматов (из почти 50 тыс.) могут не только выдавать, но и принимать наличные.
«Все наши устройства имеют практически одинаковые технические характеристики, за исключением тех или иных дополнительных модулей, которые можно установить. Например, считыватель штрихкода, RFID (способ автоматической идентификации с помощью считывающих радиосигналов. — Прим. ред.), сенсорный экран и так далее, — рассказали представители пресс-службы Сбербанка. — В нашем парке присутствуют различные модификации устройств самообслуживания основных крупнейших вендоров банковского оборудования».
Освоение новых моделей банкоматов, в том числе с дополнительными интерактивными сервисами и возможностью продажи продуктов и услуг банка, в ближайших планах также Промсвязьбанка, сообщила директор департамента платежных карт кредитной организации Валентина Кузьмина.
Сейчас у Промсвязьбанка 1 412 собственных банкоматов различных модификаций, многие из которых имеют функцию cash-in. Кузьмина отметила, что рынок устройств самообслуживания растет очень быстрыми темпами. «Наблюдаются позитивные перспективы по развитию интерактивных сервисов и дополнительных услуг во всех моделях устройств самообслуживания. В этом году мы ввели «Личный кабинет» клиента в банкоматах, который позволяет организовать персональное обслуживание клиента, включающее его участие в маркетинговых программах, покупку адресных продуктов, использование персонифицированных сервисов», — сказала Кузьмина.
Судя по ее словам, в большинстве крупных банков функционал банкоматов схож, как и сами устройства. «Особенности конструкции и установленного программного обеспечения носят в большинстве случаев чисто технологический характер, — подчеркивает она. — Исключение составляют узкоспециализированные устройства. Например, такой специализацией может быть встроенный сканер, позволяющий максимально быстро оформлять платежи при наличии у клиента платежного поручения или выставленного счета на бумажном носителе». По мнению Кузьминой, все большее значение приобретает интерфейс и интерактивная среда при оформлении операции.
Многобукаф
«Многофункциональные банкоматы — это специфика в большей степени именно российского рынка, наш клиент хочет получить максимально возможный спектр услуг в любое удобное ему время», — объясняет замдиректора по маркетингу компании «Дельта-Системы» (крупный поставщик банковского оборудования и IT-решений для банков) Александра Прахова.
В США, например, продолжает она, типичный банкомат, который можно увидеть практически везде, начиная с заправки и заканчивая гипермаркетом, представляет собой компактное устройство, позволяющее только снимать наличные, притом в небольших объемах. «Остальные же банкоматы, обладающие более широким набором функций, комплектуются модулем обработки чеков, так распространенных в Штатах. Это страна безналичных расчетов, а именно кредитных карт и чековых книжек», — напомнила Прахова.
По данным Международного валютного фонда, на 100 тыс. жителей России приходится 153 банкомата. Нашу страну по этому показателю обгоняют Молдавия, Канада, Испания и Австралия. В отчете МВФ, правда, не приводятся данные по количеству банкоматов в Великобритании и США.
Сквозь замкнутый круг
Не так давно в России стали появляться банкоматы с технологией cash-recycling, которая с 1970-х годов развивается за рубежом. Она позволяет наличным деньгам «оборачиваться» внутри банкомата. Если в обычных устройствах, позволяющих как снимать, так и вносить наличные, необходимы две кассеты: cash-in и cash-out, — то при системе замкнутого цикла деньги загружаются только в один блок. Наличные, внесенные в устройство одним клиентом, выдаются другому без необходимости инкассирования и пересчета.
«В этом принципиальное отличие от традиционного банкомата с функцией приема наличных, который требует регулярного опустошения депозитных кассет, ведь банкноты одного клиента другому «в обход» банка не выдаются», — уточняет Александра Прахова.
В 2011 году полноценная эксплуатация recycling-банкоматов началась в Альфа-Банке, который в настоящий момент, по сообщению его пресс-службы, располагает сетью более чем из 3 тыс. устройств; большая часть имеет функцию приема наличных. «До конца этого года будет заменено 170 единиц устаревшего парка банкоматов на новые, полнофункциональные, также оснащенные функцией приема наличных», — добавили представители пресс-службы Альфа-Банка.
«Сейчас, по сравнению с предыдущими годами, к технологии cash-recycling проявляется наибольший интерес со стороны российских банков, хотя данная технология уже давно работает в других странах мира, — комментирует Александра Прахова. — Первые системы замкнутого цикла оборота наличности были установлены еще в 1970-х годах на территории Южной Кореи и Японии, сейчас порядка 90% банкоматов и терминалов этих стран работают по данной технологии».
Банкоматы с технологией cash-recycling в России должны пройти сертификацию в Центробанке. По словам Праховой, производители и поставщики банковских устройств самообслуживания стали активно работать по вопросу сертификации оборудования с данной функцией в ЦБ с конца прошлого года. «В настоящий момент у части крупных банков уже запущены пилотные проекты и ведутся работы по тестированию. Так что, по нашим оценкам, в конце 2013-го — начале 2014-го уже целый ряд банков установят recycling-банкоматы», — прогнозирует эксперт.
Так, 2 августа о внедрении банкоматов с данной функцией объявил также ВТБ 24. «До конца года свыше 50 банкоматов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге будут переведены на замкнутый цикл оборота наличных денежных средств, что позволит значительно сократить расходы на их инкассацию и увеличить доступность сети устройств самообслуживания ВТБ 24 для клиентов», — отмечается в пресс-релизе кредитной организации.
В следующем году ВТБ 24, согласно официально распространенной банком информации, рассчитывает модернизировать еще более 100 банкоматов не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в целом ряде других городов-миллионников. Банкоматная сеть ВТБ 24, как дополнили в его пресс-службе, сегодня включает более 6,5 тыс. устройств, 2,2 тыс. из которых могут принимать наличные и осуществлять другие операции.
Благодаря технологии cash-recycling должна заметно снизиться частота инкассаций банкоматов по сравнению с обычными устройствами самообслуживания, что, соответственно, приведет к сокращению издержек банка.
«Но есть загвоздка, — обращает внимание Александра Прахова. — У нас в стране еще совсем недавно доля снимаемых средств составляла около 80% от оборота сети банкоматов, а вносимых — только 20%. Это, несомненно, не давало желаемого эффекта от применения такой технологии».
Правда, по оценке специалиста, в последнее время, с ростом количества кредитных программ и повышением доверия клиентов к банкам, эта разница планомерно начинает уменьшаться. «Этим вполне можно объяснить растущий интерес банков к технологии замкнутого цикла оборота наличности», — заключила замдиректора по маркетингу компании «Дельта-Системы».
Начать дискуссию