Сбербанк упростит своим клиентам процесс выбора инвестиционных и памятных монет за счет внедрения интерактивных монетниц в некоторых своих офисах. На новые гаджеты банк потратит 14 млн рублей. Эксперты считают, что подобные технические решения больше влияют на имидж, нежели на увеличение продаж.
Согласно документации, имеющейся в распоряжении портала Банки.ру, Сбербанк планирует оснастить так называемыми интерактивными монетницами свои офисы в семи областях России: Московской, Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Тульской. «Зеленый слон» хочет закупить 70 монетниц на общую сумму около 14 млн рублей.
Монетница представляет собой подобие терминала с мультисенсорным экраном диагональю не менее 42 дюймов с высокой точностью разрешения. Устройство будет работать в двух режимах. В режиме ожидания, или рекламном, на экране будет идти слайд-шоу со сменяющими друг друга изображениями монет, а в активном режиме пользователь будет сам осуществлять навигацию по каталогу монет из драгоценных металлов.
Пользователь гаджета сможет посмотреть аверс и реверс интересующей его монеты, прочитать информацию о ней на русском или английском языке. Устройство также позволит задать поиск нужной монеты и осуществить ее заказ, чтобы потом купить монету в кассе. Кроме того, монетница будет выполнять и утилитарную функцию — сбор статистики продаж монет, а также сбор данных о проявленном интересе к той или иной монете в конкретном внутреннем структурном подразделении (ВСП) банка.
Как рассказал источник Банки.ру в Сбербанке, прототипы ранее установленных интерактивных монетниц меньшего формата сейчас можно посмотреть в офисе Среднерусского банка Сбербанка на улице Большой Андроньевской, 8 и в Сколково, а также в ряде крупных региональных ВСП. Между тем собеседник портала не исключает возможности проведения дополнительных закупок новых монетниц более чем для 70 офисов Сбербанка, если у клиентов будет на них спрос.
Напомним, что интерактивные монетницы Сбербанк представил на конференции «Иннопром-2013», проходившей в июле этого года в Екатеринбурге. Тогда монетницы были оснащены функцией вызова консультанта через беспроводное устройство для приобретения понравившегося экземпляра. Логично предположить, что и в заказанных монетницах будет реализована подобная функция.
Имидж или польза
По словам начальника управления операций с драгоценными металлами банка «Открытие» Елены Родинковой, установление интерактивных монетниц в клиентской зоне операционных офисов банков — это очень удачный маркетинговый ход. «Главным образом экономится время операционного сотрудника банка, который не тратит время на рассказ обо всех монетах, представленных в банке. Если клиент заинтересовался данным продуктом, то, используя интерактивную монетницу, он получит исчерпывающую информацию о каждой продаваемой монете, — поясняет собеседница. — Далее он может обратиться к работнику банка и купить понравившуюся ему монету. Также интерактивная монетница позволяет рекламировать неограниченное количество монет, в то время как на стенде можно разместить ограниченное количество».
Начальник отдела финансовых рынков банка «Стройкредит» Сергей Александров считает, что устанавливать монетницы есть смысл при повышении эффективности выполняемых операций, что в свою очередь зависит от функциональных возможностей аппаратов. «У монетницы, про которую идет речь, функционал ограничен, поэтому она будет выполнять, скорее, имиджевую задачу, что может позволить себе лишь крупный банк», — добавляет эксперт.
«Я думаю, что установка интерактивных монетниц может повысить интерес посетителей офиса банка к этому продукту, — отмечает вице-президент СМП Банка Оксана Мисане. — Хотя здесь стоит отметить, что памятные и инвестиционные монеты — это не предмет первой необходимости, поэтому всегда необходимо соотносить прибыль от продажи того или иного продукта со стоимостью его продвижения. Но чем нагляднее демонстрируются монеты, тем, конечно, проще привлечь к ним внимание. Кроме того, наличие высокотехнологичных устройств — это плюс к имиджу любого банка».
Однако не все считают новомодные гаджеты плюсом в маркетинговом продвижении продуктов Сбербанка. «Да, установка электронной монетницы может стать удачным маркетинговым ходом, который привлечет молодых клиентов «Сбера», но при этом надо выбрать удачное место для размещения аппарата, — рассуждает один банкир, пожелавший остаться неизвестным. — В том офисе Сбербанка, где мне приходится бывать, установка еще одного электронного девайса ухудшит и без того иногда напряженную обстановку из-за очереди в маленьком помещении».
Монетный спрос
Как бы то ни было, каждый из опрошенных Банки.ру экспертов указал, что спрос на инвестиционные и памятные монеты неизменно растет.
Так, аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание, что в первом полугодии 2013 года российские банки продали монет на сумму 4,2 млрд рублей (или 2,8 тонны золота), что на 30% больше, чем за тот же период прошлого года. За весь же 2012 год банки продали монет на 8,7 млрд рублей, что на 16,7% превышает показатели 2011 года. «Лидером продаж является Сбербанк, этим можно объяснить установку монетниц в офисах, — сообщает аналитик. — Например, в июле банк продал монет на сумму 443,4 миллиона рублей. При таком спросе улучшение сервиса по продаже монет вполне логично».
Увеличение спроса подтверждает и Сергей Александров из банка «Стройкредит». «Всплеск интереса у населения произошел после отмены взимания НДС при продаже памятных монет еще в 2011 году, — делится наблюдениями банкир. — Разумеется, это отразилось на прибыльности операций с монетами из драгоценных металлов. В том числе высокий спрос наблюдается на сочинскую серию — очевидно, из-заприближения зимних Олимпийских игр. В течение ближайших месяцев и в 2014 году, по моим оценкам, инвестиционный интерес к монетам сохранится на текущем уровне».
Елена Родинкова из «Открытия» согласна, что повышенный спрос на монеты, в частности инвестиционные, связан в первую очередь с тем, что альтернативная покупка мерных слитков из драгоценных металлов менее выгодна, так как они облагаются НДС при продаже.
«Памятные монеты, прежде всего, обладают художественной ценностью, связанной с их уникальностью, редкостью и красотой. Именно эти факторы влияют на их цену, — рассказывает Родинкова. — Инвестиционные монеты, напротив, имеют ценность практически только с точки зрения драгоценного металла, из которого они изготовлены. Из-за этого факта цена на такие изделия очень близка к цене самого золота. Отсюда вытекают и различия в целях приобретения этих монет. Памятные монеты покупают для коллекционирования, для подарков. Инвестиционные монеты являются привлекательными с инвестиционной точки зрения, позволяют получить доход при росте цен на металлы».
Эксперты полагают, что, помимо внедрения интерактивных монетниц, есть и иные, в ряде случаев более действенные методы для повышения популярности монет из драгоценных металлов у населения. «В первую очередь банки должны котировать монеты и слитки в обе стороны — как на продажу, так и на покупку. Необходимо уменьшить спред (разницу между ценой покупки и ценой продажи монеты) до приемлемого уровня — не более 4%, — уверен Сергей Александров. — То есть нужно сделать все, чтобы покупатель знал: проблем с реализацией своего «золотого запаса» у него не будет. Уверен, что подобные меры способны резко простимулировать интерес к приобретению монет и слитков».
СМП Банк выбрал онлайн-схему привлечения интереса населения к монетам. Как рассказывает Оксана Мисане, в банке достаточно востребованной оказалась функция заказа монет прямо на сайте кредитной организации. Клиент может ознакомиться с каталогом, выбрать монету и коробочку для нее, а затем выкупить монету в офисе.
Начать дискуссию