Банки

Позолоти ручку

Сбербанк упростит своим клиентам процесс выбора инвестиционных и памятных монет за счет внедрения интерактивных монетниц в некоторых своих офисах. На новые гаджеты банк потратит 14 млн рублей. Эксперты считают, что подобные технические решения больше влияют на имидж, нежели на увеличение продаж.

Сбербанк упростит своим клиентам процесс выбора инвестиционных и памятных монет за счет внедрения интерактивных монетниц в некоторых своих офисах. На новые гаджеты банк потратит 14 млн рублей. Эксперты считают, что подобные технические решения больше влияют на имидж, нежели на увеличение продаж.

Согласно документации, имеющейся в распоряжении портала Банки.ру, Сбербанк планирует оснастить так называемыми интерактивными монетницами свои офисы в семи областях России: Московской, Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Тульской. «Зеленый слон» хочет закупить 70 монетниц на общую сумму около 14 млн рублей.

Монетница представляет собой подобие терминала с мультисенсорным экраном диагональю не менее 42 дюймов с высокой точностью разрешения. Устройство будет работать в двух режимах. В режиме ожидания, или рекламном, на экране будет идти слайд-шоу со сменяющими друг друга изображениями монет, а в активном режиме пользователь будет сам осуществлять навигацию по каталогу монет из драгоценных металлов.

Пользователь гаджета сможет посмотреть аверс и реверс интересующей его монеты, прочитать информацию о ней на русском или английском языке. Устройство также позволит задать поиск нужной монеты и осуществить ее заказ, чтобы потом купить монету в кассе. Кроме того, монетница будет выполнять и утилитарную функцию — сбор статистики продаж монет, а также сбор данных о проявленном интересе к той или иной монете в конкретном внутреннем структурном подразделении (ВСП) банка.

Как рассказал источник Банки.ру в Сбербанке, прототипы ранее установленных интерактивных монетниц меньшего формата сейчас можно посмотреть в офисе Среднерусского банка Сбербанка на улице Большой Андроньевской, 8 и в Сколково, а также в ряде крупных региональных ВСП. Между тем собеседник портала не исключает возможности проведения дополнительных закупок новых монетниц более чем для 70 офисов Сбербанка, если у клиентов будет на них спрос.

Напомним, что интерактивные монетницы Сбербанк представил на конференции «Иннопром-2013», проходившей в июле этого года в Екатеринбурге. Тогда монетницы были оснащены функцией вызова консультанта через беспроводное устройство для приобретения понравившегося экземпляра. Логично предположить, что и в заказанных монетницах будет реализована подобная функция.

Имидж или польза

По словам начальника управления операций с драгоценными металлами банка «Открытие» Елены Родинковой, установление интерактивных монетниц в клиентской зоне операционных офисов банков — это очень удачный маркетинговый ход. «Главным образом экономится время операционного сотрудника банка, который не тратит время на рассказ обо всех монетах, представленных в банке. Если клиент заинтересовался данным продуктом, то, используя интерактивную монетницу, он получит исчерпывающую информацию о каждой продаваемой монете, — поясняет собеседница. — Далее он может обратиться к работнику банка и купить понравившуюся ему монету. Также интерактивная монетница позволяет рекламировать неограниченное количество монет, в то время как на стенде можно разместить ограниченное количество».

Начальник отдела финансовых рынков банка «Стройкредит» Сергей Александров считает, что устанавливать монетницы есть смысл при повышении эффективности выполняемых операций, что в свою очередь зависит от функциональных возможностей аппаратов. «У монетницы, про которую идет речь, функционал ограничен, поэтому она будет выполнять, скорее, имиджевую задачу, что может позволить себе лишь крупный банк», — добавляет эксперт.

«Я думаю, что установка интерактивных монетниц может повысить интерес посетителей офиса банка к этому продукту, — отмечает вице-президент СМП Банка Оксана Мисане. — Хотя здесь стоит отметить, что памятные и инвестиционные монеты — это не предмет первой необходимости, поэтому всегда необходимо соотносить прибыль от продажи того или иного продукта со стоимостью его продвижения. Но чем нагляднее демонстрируются монеты, тем, конечно, проще привлечь к ним внимание. Кроме того, наличие высокотехнологичных устройств — это плюс к имиджу любого банка».

Однако не все считают новомодные гаджеты плюсом в маркетинговом продвижении продуктов Сбербанка. «Да, установка электронной монетницы может стать удачным маркетинговым ходом, который привлечет молодых клиентов «Сбера», но при этом надо выбрать удачное место для размещения аппарата, — рассуждает один банкир, пожелавший остаться неизвестным. — В том офисе Сбербанка, где мне приходится бывать, установка еще одного электронного девайса ухудшит и без того иногда напряженную обстановку из-за очереди в маленьком помещении».

Монетный спрос

Как бы то ни было, каждый из опрошенных Банки.ру экспертов указал, что спрос на инвестиционные и памятные монеты неизменно растет.

Так, аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание, что в первом полугодии 2013 года российские банки продали монет на сумму 4,2 млрд рублей (или 2,8 тонны золота), что на 30% больше, чем за тот же период прошлого года. За весь же 2012 год банки продали монет на 8,7 млрд рублей, что на 16,7% превышает показатели 2011 года. «Лидером продаж является Сбербанк, этим можно объяснить установку монетниц в офисах, — сообщает аналитик. — Например, в июле банк продал монет на сумму 443,4 миллиона рублей. При таком спросе улучшение сервиса по продаже монет вполне логично».

Увеличение спроса подтверждает и Сергей Александров из банка «Стройкредит». «Всплеск интереса у населения произошел после отмены взимания НДС при продаже памятных монет еще в 2011 году, — делится наблюдениями банкир. — Разумеется, это отразилось на прибыльности операций с монетами из драгоценных металлов. В том числе высокий спрос наблюдается на сочинскую серию — очевидно, из-заприближения зимних Олимпийских игр. В течение ближайших месяцев и в 2014 году, по моим оценкам, инвестиционный интерес к монетам сохранится на текущем уровне».

Елена Родинкова из «Открытия» согласна, что повышенный спрос на монеты, в частности инвестиционные, связан в первую очередь с тем, что альтернативная покупка мерных слитков из драгоценных металлов менее выгодна, так как они облагаются НДС при продаже.

«Памятные монеты, прежде всего, обладают художественной ценностью, связанной с их уникальностью, редкостью и красотой. Именно эти факторы влияют на их цену, — рассказывает Родинкова. — Инвестиционные монеты, напротив, имеют ценность практически только с точки зрения драгоценного металла, из которого они изготовлены. Из-за этого факта цена на такие изделия очень близка к цене самого золота. Отсюда вытекают и различия в целях приобретения этих монет. Памятные монеты покупают для коллекционирования, для подарков. Инвестиционные монеты являются привлекательными с инвестиционной точки зрения, позволяют получить доход при росте цен на металлы».

Эксперты полагают, что, помимо внедрения интерактивных монетниц, есть и иные, в ряде случаев более действенные методы для повышения популярности монет из драгоценных металлов у населения. «В первую очередь банки должны котировать монеты и слитки в обе стороны — как на продажу, так и на покупку. Необходимо уменьшить спред (разницу между ценой покупки и ценой продажи монеты) до приемлемого уровня — не более 4%, — уверен Сергей Александров. — То есть нужно сделать все, чтобы покупатель знал: проблем с реализацией своего «золотого запаса» у него не будет. Уверен, что подобные меры способны резко простимулировать интерес к приобретению монет и слитков».

СМП Банк выбрал онлайн-схему привлечения интереса населения к монетам. Как рассказывает Оксана Мисане, в банке достаточно востребованной оказалась функция заказа монет прямо на сайте кредитной организации. Клиент может ознакомиться с каталогом, выбрать монету и коробочку для нее, а затем выкупить монету в офисе.

Начать дискуссию