Банки

Банк проектного нефинансирования

Что делать вкладчику, если забрать средства с депозита в проблемном банке нельзя, а раздробить — не получается? Как меняется из-за этого отношение человека к банковской системе? Ответы на эти вопросы портал Банки.руиндекс получил от одной из вкладчиц Банка Проектного Финансирования, поделившейся личным опытом.

Что делать вкладчику, если забрать средства с депозита в проблемном банке нельзя, а раздробить — не получается? Как меняется из-за этого отношение человека к банковской системе? Ответы на эти вопросы портал Банки.ру получил от одной из вкладчиц Банка Проектного Финансирования, поделившейся личным опытом.

Эта история не об эксклюзивном продукте или новом нормативном акте. Эта история о том, как всего за несколько дней российская банковская система претерпела изменения в глазах конкретного человека. Мы увидим, что происходило с Банком Проектного Финансирования (БПФ), пока он ждет решения Центробанка о своей судьбе. Мы узнаем, чем декабрь уходящего 2013 года похож на январь 1992-го.

«Приходите завтра»

В сентябре 2012 года Алена, преуспевающая бизнес-леди, приняла решение разместить в Банке Проектного Финансирования вклад в размере свыше гарантированных государством 700 тыс. рублей под 8,5% на полтора года. Всего через три месяца, 3 февраля 2014 года, вкладчица должна была забрать свои средства из кредитной организации. Но судьба распорядилась иначе.

"Деньги не удалось получить и сегодня (9 декабря. — Прим. ред.), в банке все отделения закрыты. В субботу и воскресенье они не работали, в пятницу никто не отвечал на звонки в течение всего дня", — рассказывает Алена. Изначально, узнав о проблемах кредитной организации, вкладчица записалась в очередь на получение денег на 4 декабря. Однако в этот день собеседница Банки.ру своих кровных не получила: «Приходите завтра», — сказали ей в колл-центре финансового учреждения. Такой же ответ Алена получила и в четверг, 5 декабря. А в пятницу, 6-го, вкладчица просто не смогла дозвониться до БПФ.

Банк столкнулся с проблемами при выдаче начисленных по вкладам физических лиц процентов в начале ноября, когда еще не была отозвана лицензия у Мастер-Банка, а вера россиян в банковскую систему еще не пошатнулась. Так, вследствие технических сбоев утром 7 и 15 ноября только в режиме консультирования клиентов работали отделения кредитной организации «Белорусский» и «Мытищи». А с 27 по 29 ноября, уже после отзыва лицензии у «Мастера», в режиме консультирования клиентов работал допофис «Комсомольский». С вечера 21 ноября почти на сутки приостановил функционирование допофис «Гостиный двор» в центре столицы. 3 декабря БПФ закрыл 15 офисов в Москве и Московской области, до понедельника 9 декабря продолжали работу лишь восемь допофисов. С 5 декабря и в них вкладчикам стало невозможно получить свои сбережения. «Проблемы с ликвидностью», — сказали в банке.

Дробить или не дробить — вот в чем вопрос!

«Когда я приехала в один из допофисов банка, на «Варшавке», не увидела там толп народа. Однако в отделении находились несколько людей, большинство из которых представляли организации», — рассказывает Алена. По ее словам, вкладчица провела в допофисе порядка двух с половиной часов. За это время она успела увидеть, как один молодой человек отчаянно старался получить в банке зарплату для сотрудников своей компании. Другие посетители пытались разобраться с застрявшими переводами.

Некоторые находчивые сограждане пытались дробить свои вклады, размер которых превышал гарантируемые 700 тыс. рублей, с помощью родственников или друзей. Как рассказывает собеседница Банки.ру, один мужчина привел в отделение на «Варшавке» двух бабушек, на которых пытался переоформить свой депозит. Этот клиент БПФ проводил долгий инструктаж своих спутниц. К сожалению, уточняет Алена, удалось ли ему из одного вклада сделать несколько, она не знает. «Я сама попыталась перевести часть денег со своего счета в банке на счет мужа, — признает вкладчица. — Но сотрудница отделения прямо сказала: не рекомендую. Непонятно, когда средства дойдут… И дойдут ли вообще».

Равномерно распределять свои средства между депозитами рекомендовала россиянам сама глава Центробанка Эльвира Набиуллина. «Более надежная стратегия — если вы не готовы рисковать, то размещать свои средства во вкладах до 700 тысяч рублей», — сказала председатель мегарегулятора в эфире «Первого канала». Но в случае с Аленой и БПФ этот вариант тоже может не сработать.

Добро пожаловаться

«Пока я стояла в очереди в отделении, один молодой человек начал зачитывать названия банков из черного списка ЦБ, который якобы ему предоставил один «друг», — продолжает Алена. В этом списке, по признанию пострадавшей вкладчицы, значилось порядка 30 кредитных организаций. В Интернете также гуляют неофициальные черные списки банков, у которых ЦБ якобы может в ближайшее время отозвать лицензии. Порталу Банки.ру известно как минимум о двух таких списках кандидатов «на вылет», в каждом из них значится разное количество банков. «Эти списки очень сильно различаются: в одном есть определенные банки, а в другом — совсем другие. И непонятно, какому из них верить», — сокрушается Алена. При этом сам ЦБ неоднократно заявлял, что никаких черных списков не составлял и составлять не намерен.

Отчаявшись связаться с БПФ, чтобы узнать-таки судьбу своего вклада, наша отважная героиня решила направить жалобу на кредитную организацию в Центробанк. «Я задала ЦБ вопрос: когда будет принято какое-нибудь решение по вопросу БПФ? Думаю, что ответа придется ждать не один день», — говорит Алена.

Честная игра

Объективных оснований подозревать БПФ в обмане вкладчиков нет, убеждена Алена. «Банк не занимался нехорошей деятельностью, нормативы не нарушал. Но у них был почему-то очень сильный отток вкладов в октябре…» — рассуждает вкладчица. Она считает, что изъятие гражданами вкладов со счетов банков — это массовая тенденция. «Я думаю, что это не только в БПФ, но и в других кредитных учреждениях. В крупных банках эта тенденция проявляется меньше, никто оттуда ничего не забирает», — добавляет Алена.

Причина массового изъятия денег с банковских счетов — недоверие к банковской системе со стороны российского населения, считает наша героиня. «Не могу сказать, что я всегда доверяла банковской системе… После того как нас оставили без денег в 1992 году из-за отказа Сбербанка тогда еще не России, а СССР, платить по вкладам, а когда в 1998 году вообще вся финансовая система рухнула, — сейчас сложно доверять… Нет, я в полном объеме не доверяю банковской системе, даже несмотря на то, что сейчас ситуация другая», — поясняет бизнес-леди.

Нынешняя волна недоверия граждан к банкам — это реакция на сообщения о том, что некоторые кредитные организации ведут очень рисковую политику, вследствие чего у них ухудшается качество активов. «Конечно, если их «почистят» и банки будут вести более честную игру, наверно, это будет лучше», — отмечает Алена, комментируя проводимую ЦБ политику зачистки банковского сектора от недобросовестных игроков.

Кроме того, убеждена вкладчица, в нынешней ситуации четко проявляется недоверие населения не только к банкам, но и к государственной политике. «Ведь не случайно происходит то, что мы сейчас наблюдаем, это не только из-за того, что Мастер-Банк плохой. Да, он был плохой, сейчас никто с этим не спорит. Но наряду с этим еще и государство не заинтересовано в том, чтобы была широкая сеть средних банков, оно заинтересовано в концентрации денег в госбанках. Понятно, зачем, и понятно, почему это происходит — потому что денег нет в стране. У нас все на самом деле гораздо хуже, чем большинству кажется. Мы будем сталкиваться с огромными трудностями, особенно после февральской Олимпиады», — подытожила собеседница Банки.ру.

Начать дискуссию