Банки

Техника банкротства

Многие российские банки незадолго до отзыва у них лицензий начинали объяснять задержки при проведении текущих операций техническими сбоями. Портал Банки.ру выяснял, в каких ситуациях операционисты принимаются рассказывать клиентам про «зависший сервер» и как отличить технические проблемы банка от финансовых.

Многие российские банки незадолго до отзыва у них лицензий начинали объяснять задержки при проведении текущих операций техническими сбоями. Портал Банки.ру выяснял, в каких ситуациях операционисты принимаются рассказывать клиентам про «зависший сервер» и как отличить технические проблемы банка от финансовых.

Одно дело, когда не работает, скажем, развлекательный сайт. И совсем другая история, когда люди теряют возможность распоряжаться своими деньгами. Это доставляет проблемы клиентам и наносит существенный удар по репутации банка. Увы, есть случаи, когда никакие вложения в инфраструктуру и техническую поддержку не спасают от прерывания бизнес-процессов. А иной раз остановка по причине техсбоя оказывается лучшим вариантом работы для банка — если любая другая альтернатива грозит паникой вкладчиков.

С технической точки зрения современный банк мало отличается от какого-либо IT-сервиса: основная работа происходит в центрах обработки данных (ЦОД). А любое «железо» не вечно — выходят из строя серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование. Впрочем, это достаточно редкий случай: в IT-оборудовании высокого класса все важные компоненты дублируются, а переключение со сломанного устройства на резервное происходит автоматически и без прерывания работы. Редкий аппаратный сбой вызывает кратковременное прерывание работы одного из сервисов банка, а долговременный может случиться разве что по причине стихийного бедствия.

Программные сбои способны вызвать значительно больше трудностей. Заместитель директора департамента банковских и информационных технологий ВТБ 24 Денис Грузовский рассказал порталу Банки.ру о том, какого рода инциденты с происходят в банках: «Временами случаются программные ошибки различных банковских систем. Наиболее ощутимыми для клиентов становятся проблемы в системах фронтального обслуживания — например, в системе пластиковых карт. Это может вызвать прерывание обслуживания клиентов на каком-то определенном участке. Общий сбой, вызывающий полное прекращение обработки трансакций, тоже возможен — в случае остановки главной книги или интеграционных компонент. Но это крайне маловероятная ситуация. Архитектурно все банковские системы «развязаны» друг от друга, чтобы исключить их взаимное влияние на работоспособность».

Автоматизированная банковская система (АБС) — сложный комплекс, состоящий из десяти и более подсистем, отвечающих за разные направления бизнеса кредитной организации. АБС никогда не ставится «из коробки»,то есть в том виде, в каком ее выпустила компания-разработчик: систему дорабатывают под специфику конкретного банка, по его заказу разрабатываются новые подсистемы, причем разработчики у разных компонент АБС могут быть разными. Нередко банки сами разрабатывают свои АБС или их подсистемы, формируя собственные коллективы разработчиков, тестировщиков, службу поддержки. Получившийся в итоге продукт может работать весьма нестабильно. А пока специалисты выловят все допущенные ошибки разработки и внедрения, пройдут годы, и банк потребует новых возможностей, соответствующих времени.

Помимо инцидентов, вызванных незапланированными сбоями, перерывы в работе банковских систем могут быть обусловлены процедурами обслуживания, на пример обновлением программ. По словам Гузовского, это вполне штатная ситуация: «Нередко возникает необходимость обновления банковских систем — в современном мире условия меняются весьма быстро. Это не должно вызывать остановки бизнес-процессов, но риск есть. Подобные операции производятся в нерабочее время, но если речь о крупном банке, присутствующем во многих часовых поясах, — это время порой крайне ограничено. Скажем, Калининград заканчивает работу в 23:00 по Москве, а Дальний Восток начинает ее в 2:00 мск. IT-служба может и не уложиться в технологическое окно. Поэтому сейчас все чаще применяют системы, способные обновляться без остановки».

Само по себе прерывание обслуживания не так страшно, если оно длится недолго. Вместо сломанного аппарата подключается резервный, программная система восстанавливается из резервной копии или активируется дублирующая система, работающая параллельно основной.

Как рассказал Денис Гузовский, в банках практически всегда применяется резервирование систем, но от прерывания бизнес-процессов это не спасает, а лишь сокращает время восстановления обслуживания. «Ввиду сложности банковских систем, переход на резервную систему с вышедшей из строя занимает ощутимое время — 10—15 минут. Центробанк не регламентирует время восстановления обслуживания при технических инцидентах. Однако каждый или почти каждый банк имеет собственные нормативы. В основном на восстановление работоспособности после крупных сбоев отводится порядка часа», — пояснил Гузовский.

«Наш банк имеет собственные регламенты на предоставление основных услуг. По нашим нормативам, выполнение большинства операций не должно занимать больше нескольких минут при любых условиях», — сообщил порталу Банки.ру руководитель пресс-службы украинского ПриватБанка Олег Серга.

Итак, в нормальном случае сбои технического характера могут вызвать остановку бизнес-процесса максимум на час, и то речь идет лишь об одной из подсистем. Однако в практике отечественных банков нередки ситуации, когда обслуживание клиентов не производится несколько дней, а сотрудники кредитной организации ссылаются на технические сложности. По мнению Гузовского, это не соответствует истине: «Долговременное прерывание бизнес-процессов, на несколько дней — событие совершенно невероятное, я о таких прецедентах не слышал. Серьезные сбои в центральных компонентах могут вызвать прекращение обслуживания, скажем, на сутки (такие случаи бывали), но не более».

Как ни удивительно, в последнее время долговременные перебои в работе банков случаются весьма часто. Вспомним наиболее заметные случаи, которые в итоге привели к отзыву лицензий у банков, ссылавшихся поначалу на технические проблемы.

28 августа 2013 года отделения Европейского Индустриального Банка закрылись по причине сбоя программного обеспечения. Именно так было написано в объявлениях, повешенных на дверях офисов ЕИБ. Как сообщалось на сайте банка, 5 августа он приступил к завершающей стадии внедрения новой автоматизированной банковской системы. По итогам первых двух недель работы новой АБС были выявлены ошибки, приведшие к некорректным начислениям процентов по вкладам физических лиц. Кредитная организация приостановила работу на неделю, до 6 сентября, и известила об этом Банк России.

В начале сентября прошлого года у банка «Пушкино» возникли технические сложности с проведением клиентских платежей. Чуть позже начались проблемы и с офисами: их периодически начали закрывать «по техническим причинам» либо они работали в консультационном режиме.

24 октября клиенты тульского банка «Первый Экспресс» обнаружили, что не могут воспользоваться его услугами. Председатель правления банка Константин Томенчук сообщил, что причиной этого является технический сбой в АБС. Правда, уже 25 октября Томенчук покинул свой пост. В тот же день банк сообщил об устранении сбоя, но обслуживание не было возобновлено в связи со «сверкой баз данных».

25 октября ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» прекратило проведение операций со счетами юридических лиц. Появившиеся слухи о скором отзыве лицензии у «Волго-Камского» были опровергнуты сотрудниками кредитной организации: «У нас произошли небольшие внутренние проблемы, поэтому на данный момент не проходят налоговые платежи. Сейчас восстанавливаем счета клиентов. Все будет исправлено в ближайшие дни. Банк работает в штатном режиме». Тем не менее нормальная работа не возобновилась, более того, в начале ноября появились проблемы и с обслуживанием физических лиц.

29 ноября прошлого года Смоленский Банк приостановил обслуживание счетов клиентов из-за технического сбоя в АБС. По заявлению представителей банка, отказ системы был связан с повышенной нагрузкой, вызванной негативным информационным фоном после отзыва лицензии у Мастер-Банка. Возобновление работы офисов было обещано на 2 декабря, но в назначенный срок этого не произошло.

26 декабря приостановили работу дополнительные офисы Новокузнецкого Муниципального Банка. Представители МНБ сообщили причину: мол, по техническим причинам, из-за сломавшегося сервера. В банке заверили, что работа по восстановлению ведется, однако это «дело не одного дня». Главный офис банка продолжил работу, но получить деньги можно было только по книжке вкладчика.

13 марта 2014 года Русский Земельный Банк разместил на своем сайте сообщение, что в этот день обслуживание клиентов осуществляться не будет «в связи с перебоями в электропитании в праздничные дни». Восстановление после перебоев затянулось и в этом случае — офис банка не открылся и в понедельник, 17 марта.

14 марта закрылись московские и подмосковные офисы С Банка. Клиентам в финучреждении сообщали о «технических причинах» — правда, каких именно, не уточняли. В понедельник, 17 марта, офисы также не открылись, все по тем же «техническим причинам».

В итоге все эти банки так и не смогли возобновить работу, у всех ЦБ отозвал лицензии. Причем среди указанных регулятором причин отзыва ни одной технической, естественно, не значится.

Вывод очевиден: долговременные сбои технического характера банки используют в качестве прикрытия при наступлении проблем с ликвидностью или в ожидании отзыва лицензии. И все же само по себе сообщение о техсбое в банке не стоит воспринимать как повод для паники. Настоящие технические сбои в банках случаются — к примеру, 17 декабря прошлого года внезапно перестали работать банкоматы Альфа-Банка.Но сервис был восстановлен уже к середине того же дня.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Лучшие спикеры, новый каждый день

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

Интересные материалы

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру