Такого мнения придерживаются многие банкиры и эксперты. Однако найти банки, готовые рассказать о своей практике, оказалось не так уж и просто.
Сотрудники одних кредитных учреждений уверяют, что такой подарок недостаточно оригинален, поэтому с алкоголем они дела не имеют. В других — особенно когда речь идет о крупных международных структурах, признают: «Да, дарим, но рассказывать об этом запрещено, поскольку алкогольные подарки запрещены корпоративной политикой».
Пока про это не говорят публично в материнских компаниях закрывают глаза на «проделки» дочерних структур. Еще бы, ведь в России дарить алкоголь — многовековая социальная традиция, а клиентов надо ублажать, иначе сбегут к конкурентам.
По опыту члена экспертного совета Института финансового планирования Алексея Гусева, как правило, финансовые учреждения охотно дарят как вино, так и более крепкий алкоголь. Российские клиенты категории private привыкли получать спиртное от управляющих их активами — будь то банки или инвесткомпании, а также от крупных консьерж-компаний, уверяет он. Особенно к праздничным дням.
Беспроигрышный ход
Ольга Красногор, координатор отдела маркетинга «ВЕЛЬД-21», рассказывает, что компания работает с «алкогольными» запросами банков.
Среди названных оказались, кстати, и кредитные организации, уклонившиеся от ответов на деликатную тему. Впрочем, не все банки настолько «стеснительны», некоторые с гордостью рассказывают о своей практике.
«В нашей стране так сложилось, что алкоголь действительно один из самых востребованных подарков. Мы дарим спиртные напитки нашим крупным клиентам в разных регионах присутствия банка», — рассказывает Евгения Гинзбург, замдиректора департамента маркетинга УБРИР. «Чаще всего мы дарим алкоголь на Новый год и 8 марта. К тем же датам приурочены и подарки от ЮниКредит Банка», — рассказали «Б.О».
Вклад — как праздник
Эксперты сообщают, что особенно велик спрос на алкоголь в так называемый «праздничный сезон», куда включены новый год, 8 марта и 23 февраля.
Впрочем, в М2М говорят, что их клиентам и праздника ждать не нужно: за размещение вклада в банке клиент получает в подарок бутылку шампанского. «Частенько клиенты сразу предлагают ее открыть и отметить знаменательное событие», — рассказывает директор по маркетингу и связям с общественностью банка Татьяна Якубович.
Шампанское в подарок иногда перепадает не только VIP-клиентам: так, Балтинвестбанк сейчас предлагает каждому клиенту, открывшему вклад на сумму от 6 тыс. рублей, бутылку шампанского. Понятно, что напиток там попроще и подешевле — отечественного производства, и предлагается ограниченное время — только в рамках акции. А в основном алкогольные подарки — не дешевые, и предназначаются клиентам сегментов VIP и масс-эфлюэнт.
Разница — в концепции
Банки очень по-разному подходят к выбору спиртных напитков. Лаура Андронова, начальник управления корпоративного имиджа и коммуникаций ЮниКредит Банка, рассказывает, что клиентам и партнерам дарят вино — красное, белое, игристое (просекко). «Если говорить о выборе вин, то это, естественно, — итальянское производство. Несмотря на осознание того, что алкоголь в целом малополезное дело, все же неотъемлемая часть наших ассоциаций с Италией — средиземноморская кухня и отменное вино. Поэтому вино может стать очень хорошим подарком», — уверена она.
С точки зрения закупщиков из УБРИР, страна-производитель алкоголя несущественна. «Клиенты получают в качестве праздничных подарков и вино, и крепкий алкоголь», — говорит Евгения Гинзбург.
А вот в М2М все наоборот. «На новый год, 8 марта и 23 февраля мы дарим другие подарки. У нас очень творческий подход к этому вопросу. Мы не гонимся за дороговизной, этим наших клиентов не удивить. Цель поздравления — вызов положительных эмоций», — делится опытом Татьяна Якубович.
Экзотика и классика
«В «подарочном фонде» М2М больше Италии и Франции. Традиционно это поставщики очень качественного вина. Причем необязательно очень дорогого. Но опять же, если клиент любитель вин Нового света, ему мы дарим интересное вино именно из того региона», — уточняет Татьяна Якубович.
Маргарита Удовиченко, руководитель пресс-центра СБ Банка, рассказывает, что в их банке не принято дарить клиентам и партнерам алкоголь как таковой. «Это всегда часть единого концептуального и необычного подарка, — поясняет она. — В частности, на Новый год мы уже 10 лет преподносим контрагентам и VIP-клиентам самобытные презенты, привезенные их разных стран мира. Всякий раз это новая для нас страна, это сувениры, отражающих суть места "происхождения"».
Из рассказов Маргариты Удовиченко понятно, что банк и к выбору алкоголя подходит «не по стандарту». Лояльные клиенты успели ознакомиться и с «классикой» японского саке, и с особой мексиканской «огненной водой», и со скандинавской «живой водой». И даже с индонезийским тропическим ликером, вкус которого остается неизменным с XVII века.
Ценовые «установки»
Как выяснилось, когда речь идет об алкоголе, ценовая политика у банков может варьироваться в довольно существенных пределах.
Лаура Андронова уверяет, что в ЮниКредит Банке установлены жесткие рамки: «Есть ограничения, которыми мы обязаны руководствоваться: согласно ст. 575 ГК РФ стоимость подарка не должна превышать 3 тыс. рублей. Это же требование нашей внутренней политики, которую мы должны соблюдать, будучи частью международной финансовой группы. Поэтому речи о коллекционных напитках идти не может. Но это не значит, что такой подарок не будет интересным. Ассоциация с фильмом, книгой, театральной постановкой, где герои дегустировали именно этот напиток, может быть интересной идеей для «винного» сувенира».
«Для подарков мы выбираем редкие и дорогие напитки, но не коллекционные. Стоимость такого алкоголя соответствует качеству, статусу и бренду напитка», — говорит Евгения Гинзбург из УБРИР.
«Когда речь идет о крупных заказах — на корпоративы или подарки клиентам, как правило, предпочитают демократичное по цене шампанское или тихое вино», — рассказывает Ольга Красногор из «Вельд-21». Также, по словам эксперта, банки закупают недорогой, но презентабельный крепкий алкоголь (виски, коньяки, кальвадос в подарочной упаковке).
Мнение сомелье
Специалисты, отвечающие в кредитных организациях за закупки, говорят, что в основном сотрудничают с российскими поставщиками. Самостоятельные закупки себя не оправдывают, считают в банках.
«У нас не такие уж большие объемы, чтобы тратить время на все процедуры, сопровождающие закупку у поставщиков, — уточняет Татьяна Якубович из М2М. — Мы сотрудничаем со многими винными компаниями. Как с лидерами рынка, так и с небольшими частными компаниями. Выбором подарков для клиентов, в том числе и алкогольных, занимаюсь я лично. Всегда прислушиваюсь к мнению сомелье». По ее словам, от поставщиков приходит много интересных предложений с описанием вин, оценками винных экспертов. «Нередко я консультируюсь со своими коллегами — ценителями вин. И наши акционеры, и председатель правления Олег Сафонов, который даже проходил школу сомелье, всегда могут дать дельный совет», — говорит Татьяна Якубович.
В ЮниКредит Банке также отмечают, что напрямую у винных домов Италии продукцию не заказывают, полагаясь на рекомендации отечественных профессиональных закупщиков: «Сначала запрашиваем шортлист вин, из которого затем выбираем те вина, которые мы считаем подходящими. Поставщики — всегда российские компании, зарекомендовавшие себя на рынке вин итальянского производства».
Поставщики рассказывают, что не только консультируют специалистов банков, но и проводят для них дегустации напитков, которые предлагают купить, и даже обучают контрагентов разбираться в алкоголе. По словам Ольги Красногор, банки регулярно получают информацию о скидках и специальных программах, в том числе — о новинках и лимитированных партиях редких товаров. Для них также создают праздничные и тематические сеты.
Любой каприз — за ваши деньги
Для особых клиентов банки могут заказать и особые подарки — ко дню рождения или другой важной дате. «Бывают штучные заказы к особым случаям — это может быть презент человеку на высоком посту или коллекционеру, хорошо разбирающемуся в алкоголе. В этом случае выручают напитки с указанием года на этикетке, в том числе редкие — миллезимные напитки», — рассказывает Ольга Красногор.
В некоторых случаях специалисты выезжают для закупок специальных подарков в выбранный клиентом регион, а доставка, растаможка и упаковка спиртных напитков длится до трех месяцев, рассказывают эксперты рынка. Изготавливается индивидуальная упаковка, иногда из ценных пород дерева, и даже именная этикетка.
Алексей Гусев считает, что именно в этом — одна из причин, по которой многие банки предпочитают не распространяться о дорогих подарках. Среди клиентов могут оказаться «обиженные»: кто-то из них, узнав о практике личных подарков в банке, но не получив их, потребует к себе особого отношения.
Сложилась практика, что клиенту, когда хотят сделать особый подарок, покупают алкоголь того года, в котором он родился. Но необязательно: бывают и запросы, приуроченные к памятным датам банка. «Пару месяцев назад мы получили запрос от одного из наших клиентов на подбор крупной партии алкоголя двадцатилетней выдержки — там отмечали 20 лет своей деятельности, и решили сделать приятный подарок своим VIP-клиентам. «ВЕЛЬД-21» обладает самой обширной коллекцией миллезимных напитков, кальвадосов, арманьяков и коньяков. Мы предложили арманьяк 1994 года — отличный миллезим по очень привлекательной цене. Мы готовы предоставить любой товар: от аперитива до дижестива».
Предпочтения учтены
При желании можно привлечь к процессу подбора и современные технологии. «В CRM банка М2М отмечены не только банковские операции клиента, но и все моменты, касающиеся его интересов и увлечений. Есть возможность пометить, в том числе, и алкогольные «пристрастия» клиентов. Поэтому мы ориентируемся не столько на гендерные параметры, сколько на личные вкусы клиентов. Хотя есть стереотип, что женщины любят шампанское больше, чем мужчины, у нас есть клиент мужчина — большой ценитель шампанских вин. — рассказывает Татьяна Якубович. — Чаще всего заказываем вино. Поклонников хороших вин очень много. Но если клиент любит виски или кальвадос, а может быть, граппу — именно этот напиток он получит в качестве презента».
В основном в банках «гендерный стереотип» пока работает, уверяют эксперты. В УБРИР говорят: «Чаще всего мужчинам мы дарим крепкие спиртные напитки, а девушкам — вино. В некоторых случаях бывает наоборот, если мы знаем, что девушка ценит виски, а мужчина — вино».
Есть и предложения для сладкоежек, уверяет Ольга Красногор: сливочные или фруктовые ликеры, а также широкий выбор. Но можно предложить и брутальные виски бочковой крепости (свыше 60%).
Тонкости упаковки
К спиртным напиткам чаще всего добавляют и другие подарки. «Вельд-21» предлагает декантеры, специальные ведра для охлаждения вин, профессиональные аксессуары для откупоривания и сервировки вин, бокалы, подарочные коробки из ценных пород дерева.
В ЮниКредит Банке рассказывают, что дополняют подарок как раз аксессуаром типа бокалов или декантера. Впрочем, это может быть и книга, и даже новогодние игрушки — комплектация зависит от ситуации.
«В этом году на 8 Марта вместе с вином девушкам мы дарили шелковые платки», — делится идеями Евгения Гинзбург. В «комплекте» с алкоголем в банке часто идет шоколад или конфеты ручной работы, а не только бокалы.
СБ Банк формирует праздничные наборы из экзотических напитков и не менее эксклюзивных сувениров. Например, в дополнение к редкому «колониальному» ликеру Pisang шли маракасы, изготовленные и раскрашенные вручную по спецзаказу банка в глухой индонезийской деревне.
Получат ли VIP-клиенты от своего банка ямайский ром или любимый портвейн британского королевского дома, зависит только от фантазии заказчика. Ну и, конечно, от бюджета.
Ольга Красногор, координатор отдела маркетинга «ВЕЛЬД-21»
На любой вкус
Компания «ВЕЛЬД-21» активно сотрудничает с банками по вопросам удовлетворения «алкогольных» запросов.
Крепкий алкоголь — специализация нашей компании. В портфеле «ВЕЛЬД-21» эксклюзивно представлена продукция из 12 стран мира от 48 поставщиков (более чем 1200 наименований стоимостью от 6 евро до 15 тыс. евро). А именно: шотландский, ирландский, японский виски. В скором времени появится тайваньский виски. Среди наших товаров: японская водка, французские коньяк, арманьяк, кальвадос, текила, ром, роскошные французские ликеры, порто, херес, одна из самых титулованных итальянских грапп в мире, изысканное шампанское, тихие и игристые вина из Франции, Италии, Испании, Австрии, Аргентины, Новой Зеландии и т.д. Мы работаем с брендами, известными во всем мире, в том числе с мультинациональными компаниями.
«ВЕЛЬД-21» обладает самой обширной коллекцией миллезимных напитков, кальвадосов, арманьяков и коньяков. Миллезимные напитки — большая редкость. Их можно сравнить, скорее, с индивидуальной и изысканной работой частного кутюрье, нежели чем с самым лучшим массовым брендом; они отличаются аутентичностью и самобытностью, в них наиболее ярко проявляется характер мастера.
Подарить миллезимный напиток — особый шик, свидетельствующий о глубине понимания предмета дарения, и мы даем нашим клиентам такую уникальную возможность.
Условно все спиртное делится на мужское и женское, но, как известно, разделение это никак не влияет на то, кто их употребляет. Есть женщины, которые с удовольствием пьют виски. Мы можем предложить широкую палитру шотландских виски с дополнительной выдержкой в бочках из-под хереса, марсалы, Сотерна (сладкое вино из Бордо), бургундского Шардоне, красного бургундского вина, старого рома, Шатонеф дю Пап, все эти вина придают особый шарм и букет напиткам.
Сладкоежек порадуют сливочные или фруктовые ликеры. Мужчины, в большинстве своем предпочитают брутальные и крепкие напитки с характером. Для ценителей прекрасного у нас есть виски бочковой крепости (свыше 60%), копченый и яркий островной виски, респектабельный коньяк, дерзкий арманьяк, одна из лучших в Италии грапп, а также прекрасная коллекция вин из Европы и стран Нового Света.
В подарке важно все: и то, что внутри, и упаковка. Изысканная и элегантная, она позволяет преподнести незабываемый сюрприз и сделать это со вкусом.
Маргарита Удовиченко, руководитель пресс-центра СБ Банка
Знакомство с традициями
У нас в банке не принято дарить клиентам и партнерам алкоголь. Только в исключительных случаях — и это всегда часть единого концептуального и необычного подарка.
В частности, на Новый год мы уже десять лет преподносим контрагентам и VIP-клиентам самобытные презенты, привезенные их разных стран мира. Всякий раз это новая для нас страна, это сувениры, отражающие душу и саму суть места «происхождения», и оригинальный, подчас удивительный для россиян, способ встречи Нового года, о котором мы попутно рассказываем в прилагаемой к подарку легенде.
Но и в случае с выбором алкоголя мы стараемся сработать не по стандарту — знакомить с уникальными и малоизвестными традициями разных уголков земли. Даже если мы выбираем «классику» типа саке в Японии, это всегда аутентичные напитки, заказанные нами на их родине и не представленные на российском рынке широко, а иногда и в принципе.
Так, из Мексики мы, конечно, не могли не привезти ее символ, концентрат ее несгибаемого вольнолюбивого духа и бесконечного жизнелюбия.
Из Дании мы привезли женский напиток — ликер, изысканный, придуманный 120 лет назад, до сих пор изготавливаемый без красителей и добавок, и мужской «вариант» — «баскетбольную» бутылку «Аквавита», что в переводе означает «живая вода». Этот скандинавский алкогольный напиток из картофельного спирта с затейливыми добавками специй — тмина, укропа, кориандра, фенхеля и зверобоя — обладает суровой крепостью в 38–50 градусов и точно может поставить на ноги мертвого.
Совершенно особая история получилась у нас с Индонезией. Во-первых, алкоголь был действительно уникальный, в России почти не известный на тот момент, — старинный ликер, одна из удивительных находок Голландской Ост-Индской компании, которая начала вывозить из Индонезии «колониальные» товары на европейские рынки в XVII-XVIII веках. Ликер из необычного сорта зеленых бананов, с ярким, характерно тропическим вкусом, неотъемлемая часть множества интересных коктейлей — от «Летучего голландца» до «Халка». Во-вторых, мы снабдили маракасами, замечательным ударно-шумовым инструментом, которые изготавливали и раскрашивали специально для нас в далекой глухой индонезийской деревне.
Начать дискуссию