Банки

Эксперты считают иллюзией, что Банк развития, созданный БРИКС, способен в обозримой перспективе стать альтернативой МВФ

Крутой вираж на восток, заложенный в российской внешней политике, привел к ряду последствий, среди которых — реализация обсуждавшегося в течение боле двух лет проекта создания собственного Банка развития стран, входящих в БРИКС.

Крутой вираж на восток, заложенный в российской внешней политике, привел к ряду последствий, среди которых — реализация обсуждавшегося в течение боле двух лет проекта создания собственного Банка развития стран, входящих в БРИКС.

В середине июля стороны подписали соглашение о создании нового финансового института с гигантским, едва ли не с самым большим в мире капиталом в 100 млрд долларов со штаб-квартирой в одном из крупнейших мегаполисов Китая — Шанхае. Согласно соглашению, каждая из стран-участниц выделит по 10 человек, которые составят профессиональный костяк банка, а решения будут приниматься специальным большинством – «за» должны высказаться четыре из пяти участников. Предполагается, что банк начнет работу уже в будущем году — если удастся так скоро подготовить уставные документы.

Российские власти еще до подписания документов объявили, что считают новый банк альтернативой МВФ, реформы которого, по их мнению, буксуют, а решения чрезмерно политизированы. Президент РФ Владимир Путин убежден, что с помощью собственного Банка развития государства БРИКС найдут дешевые средства на столь им необходимую инфраструктурную модернизацию. В будущем же членство в банке обещают сделать открытым — с условием, что доля стран БРИКС не может снижаться ниже 55%, приглашая к участию другие государства — члены ООН, страдающие от санкций и гонений со стороны Вашингтона. В долгосрочной перспективе делается расчет на дедолларизацию мировой экономики.

Впрочем, это не означает, что уже через год банк заработает в полную силу, кредитуя значительную часть мировой промышленности. Не секрет, что экономика всех развивающихся стран вступила в период торможения, по многим версиям — долгосрочного. Правда, не все, как в России, показывают рост ВВП «по нулям», если не отрицательный: прогнозные показатели Китая до 7% по году, но на фоне политической и валютной нестабильности многие инвесторы обходят стороной и его, и Индию.

Пока известно, что на момент создания каждая из стран внесет в капитал банка (по условиям соглашения он будет распределен между странами-участницами в равных долях) всего по 2 млрд долларов. На эти средства не особо разгуляешься с потребностями пяти государств.

В долгосрочной перспективе делается расчет на дедолларизацию мировой экономики

Замминистра финансов Дмитрий Панкин высказал точку зрения, что отток инвесторов с развивающихся рынка во многом обусловлен ужесточением регулирования в мировом банкинге, начавшемся после 2008 года. И в этой связи роль международных банков развития может существенно вырасти, уверен он. «Ключевая проблема для любого банка развития — политика и экономика. Банк должен финансировать окупаемые проекты, но поскольку акционеры банков — государства, они пытаются стимулировать их развитие в сторону политически целесообразных проектов, которые, как правило, экономически не окупаемы. Важен принцип дополняемости: не влезать в частный сектор, а брать на себя проекты, которые не берут коммерческие банки», — сделал заявление чиновник.

Все это явно камни в огород Международной корпорации развития, 23% в которой — это финансы и, соответственно, голоса США. Не исключено, что сотрудничество ее с российскими контрагентами, включая банки, в капитал которых вкладывается корпорация, будет приостановлено либо вовсе заморожено. А недавно западные лидеры заговорили о том, чтобы запретить и ЕБРР, и прочим финансовым институтам Европы сотрудничество с РФ — в рамках расширения санкций.

Эксперты в один голос говорят, что серьезно потеснить МВФ, как, впрочем, и другие международные финансовые институты, в обозримой перспективе — задача неподъемная. Впрочем, Александр Савченко, директор Центра ситуационного мониторинга РАНГХИС, уверен, что создание нового Банка развития приведет к расширению поля альтернатив на мировом финансовом небосклоне, и это хорошо.

Начать дискуссию